Начавшаяся израильская операция развивается непросто. Уже в первый день Тель-Авив признал гибель восьми своих офицеров и унтер-офицеров. И это только начало.
Дело в том, что местность на юге Ливана, где идут бои, крайне сложна для ведения наступления. В основном это высокие холмы, покрытые густым кустарником, удобные для устройства засад.
Проведение партизанских вылазок упрощается и наличием в данном районе многочисленных заглублённых тоннелей, обнаружить и уничтожить которые весьма сложно. Ведь строили их зачастую северокорейцы, а они мастера возводить подобные подземные объекты, которые редко могла поразить даже американская стратегическая авиация в Корейскую войну 1950–1953 годов.
Впрочем, израильтяне полны решимости добиться задуманного. Для проведения сухопутной операции созданы все условия. В результате авиационных ударов 27 сентября «Хезболла» потеряла большую часть своего руководства, включая известного лидера Хасана Насруллу. Ещё раньше, в сентябре, израильские спецслужбы убили и ранили полторы тысячи проиранских боевиков, взорвав их гаджеты, пейджеры, смартфоны и даже транспортные средства.
Произошедшее вызвало в «Хезболле» состояние глубокого шока, внутренние распри и поиск израильских шпионов, будто бы именно они навели самолёты противника на Хасана Насруллу и заминировали гаджеты боевиков.
В таком положении ослабленную сильными ударами «Хезболлу» и застало израильское наступление.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ КОНФЛИКТА НА ЛИВАН
Предположим, что израильтяне, использовав своё техническое превосходство, вынудят «Хезболлу» отойти от границы с еврейским государством. Вопрос: что Тель-Авив будет делать дальше?
Дело в том, что боевые возможности проиранских боевиков выросли благодаря Тегерану настолько, что они могут бить по Израилю, даже уйдя далеко от границы.
Так, Иран поставил «Хезболле» ракеты, способные поражать из Ливана все израильские объекты с любой дистанции. И если обстрелы продолжатся или даже усилятся, Тель-Авиву придётся расширять операцию как минимум на большую часть юга Ливана, где находится главный оплот «Хезболлы» – долина Бекаа.
Однако серьёзный «кусок» у поддерживающих проиранскую организацию шиитов имеется и на северо-востоке Ливана, примыкающем к сирийской границе.
Соответственно, возникает вопрос относительно расширения израильской операции и на остальную часть этой страны. А для гарантированного разгрома «Хезболлы» одних авиаударов будет недостаточно, поэтому перед Израилем в полный рост встаёт перспектива оккупации значительной части Ливана.
И подобное уже было в истории. В 1982–2000 гг. израильтяне уже оккупировали Ливан, но в итоге ушли оттуда. Причина – не столько действия «Хезболлы», сколько усталость от бесконечной войны израильских политиков, поверивших в гарантии мирового сообщества относительно возможности мирного сосуществования с Ливаном.
Но после ухода израильтян проиранские боевики превратили юг Ливана в оплот для атак на еврейское государство.
СИРИЯ, «ХЕЗБОЛЛА» И ИРАН
Впрочем, даже успешный разгром боевиков во всём Ливане не означает получения Израилем гарантий безопасности. Наличие теперь уже в Сирии союзного Тегерану режима Башара Асада даёт Ирану возможности эффективно помогать своему союзнику «Хезболле» всем необходимым – от ракет до инструкторов. Всё это поставляется через сирийскую территорию.
Впрочем, превращение Сирии в транзитный коридор для иранского оружия приносит Асаду не только деньги и военную помощь Тегерана, но и делает его мишенью для регулярных израильских авиаударов. Тель-Авив утверждает, что тем самым пытается нарушить поставки «Хезболле» всего необходимого и не допустить превращения Сирии в плацдарм для возможного иранского нападения на Израиль.
ПОВЯЗАННЫЕ КРОВЬЮ
Важно заметить, что с 2011 года иранские военные и ориентирующиеся на них шиитские боевики чувствуют себя на сирийской земле как дома. Когда в Сирии началась гражданская война, Асаду пришлось согласиться на все условия ради получения помощи из Тегерана.
Иранская поддержка была многогранна и велика, не ограничиваясь лишь деньгами, топливом, инструкторами и оружием. В Сирию прибыли целые иранские подразделения, непосредственно боровшиеся против исламской оппозиции и понёсшие большие потери. Одних только офицеров высшего командного звена – полковников и генералов иранцы потеряли многие десятки.
Большую роль в разгроме противников Асада сыграла и ливанская «Хезболла». Особенно отличились опытные проиранские боевики в ведении тяжёлых уличных боёв в плотной городской застройке во всех крупных сражениях сирийской гражданской войны: на ливанско-сирийской границе, Дейр-эз-Зоре, Хомсе, Алеппо, Дераа, пригородах Дамаска.
Причём согласно оценкам западных аналитиков именно участие «Хезболлы» помогло сирийскому режиму переломить ход борьбы. Дело в том, что проиранские боевики не только воевали, они выступали своего рода заградотрядами. Отряды «Хезболлы» участвовали в репрессиях против неустойчивых и отказывающихся воевать сирийских солдат, а также предателей.
Спасение Асада далось «Хезболле» дорогой ценой. Её потери приближаются к 2000 бойцов. Однако эту помощь оценили в Дамаске по достоинству, и «Хезболла» считается сирийскими властями более чем просто дружественной силой. Ведь для Асада ливанские шиитские боевики – связующий с союзным Тегераном элемент.
Именно поэтому Асад, понимая, что без помощи Ирана и «Хезболлы» ему будет тяжко в случае обострения гражданской войны, делает всё, чтобы его шиитским союзникам в Сирии было максимально комфортно. В свою очередь, Иран и «Хезболла» на всю катушку пользуются сирийской инфраструктурой для переброски грузов и подразделений. Сначала всё необходимое для ливанских боевиков доставляется по воздуху на сирийские аэродромы, а уже оттуда перевозится в основном автомобильным транспортом. И наличие у Ирана такого «сирийского коридора» заметно снижает эффективность действий Израиля против «Хезболлы» в Ливане.
ИЗРАИЛЬСКО-СИРИЙСКИЕ СЧЁТЫ
Другая причина дружбы Асада с Ираном и «Хезболлой» – давние счёты с Тель-Авивом.
Будучи соседями, Сирия и еврейское государство не пропустили ни одной арабо-израильской войны. По их итогу Тель-Авив отобрал у Дамаска стратегически важные Голанские высоты, которые он намеревается удерживать во что бы то ни стало. Контролируя их, он гарантирует своё снабжение пресной водой из Тивериадского озера и одновременно прикрывает свои слабозащищённые равнинные территории от вторжения противника.
Платой за удержание Тель-Авивом Голанских высот служит состояние войны с Сирией. Тем временем по мере углубления союза Дамаска с Тегераном у Израиля крепнут опасения относительно возможного использования Тегераном сирийской территории во враждебных целях.
КАК ПОСТУПИТ ИЗРАИЛЬ С СИРИЕЙ?
Хотя израильтянам удаётся уничтожить воздушными ударами многое из привозимого в Сирию иранцами, значительная часть всё же достаётся «Хезболле», и у Израиля возникает потребность в проведении более эффективных операций против Сирии. Тем более что именно туда, в случае неудачи в Ливане, уйдут боевики «Хезболлы» – там у них имеются базы.
Не случайно израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху «прозрачно намекнул» Дамаску, что он может подвергнуться более серьёзным ударам. В своём недавнем заявлении глава еврейского государства открыто поделил арабские страны на «хорошие» (в основном лояльные Израилю монархические режимы) и «плохие», ориентирующиеся на Тегеран (включая Сирию). Соответственно, сторонникам «иранской ориентации» израильский лидер обещал скорые беды и страдания.
Наличие же российских военных объектов Тель-Авив не пугает. После имевших место в прошлом инцидентов стороны договорились об их предупреждении, и с того времени до сих пор они избегали действительно серьёзных обострений.
Иранцев же, ливанцев и сирийцев российско-израильские договорённости не касаются, потому Израиль и продолжает регулярно бить по Дамаску.
«Ещё в октябре прошлого года на сайте влиятельного в Израиле Иерусалимского института стратегии и безопасности появилась статья о том, что война на этот раз не закончится, пока не будут разгромлены все враги Израиля, – рассказывает «Совершенно секретно» выпускник Иерусалимского университета, кандидат исторических наук, специалист по Ближнему Востоку Артём Кирпичёнок. – Не только ХАМАС, но и «Хезболла», и Иран, и другие противники. Израильские сентябрьские атаки показывают, что стоящие за спиной Израиля американцы согласились на эту «программу-максимум», и, похоже, она принята к действию. Так что под угрозой все страны «Оси сопротивления», то есть союзники Ирана: Сирия, Йемен и Ирак. В пользу версии о возможной подготовке Израиля к активным действиям против властей Асада говорят и участившиеся бомбардировки того же Дамаска».
Эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семёнов утверждает: «Израильская операция в Ливане уже непосредственно влияет на Сирию. День ото дня идёт наращивание информационного давления, сопровождаемого усилением израильских ударов по сирийской территории. В результате одного из последних ударов по Дамаску погибла известная телеведущая Сафаа Ахмад. Более того – за последние месяцы участились и сухопутные стычки и боестолкновения с проникновением израильских военных на сирийскую территорию. Одновременно появились и не подтвердившиеся вбросы относительно ликвидации Махера Асада, брата президента.
Причём в условиях нарастающего противостояния между Ираном и его союзниками, с одной стороны, и Израилем – с другой следует ожидать усиления атак против шиитских формирований не только в Сирии, но и в регионе в целом. Это увеличивает риск дальнейшей эскалации конфликта.
Есть риски и для наших военных в Сирии. За последние дни уже поступали сообщения относительно инцидентов с российскими военными объектами и даже якобы попытки атак израильтянами базы в Хмеймиме. И всё это сопровождается информационными угрозами в адрес военных РФ».
Задачи, стоящие перед израильскими военными в действиях против Дамаска, также упрощаются ослаблением сирийской армии в ходе гражданской войны и её отвлечением на противостояние с оппозицией, особенно на севере и северо-востоке страны.
ВАРИАНТЫ ИЗРАИЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ
Но как представляется, пока Израиль не станет нападать на Сирию, как минимум по схеме аналогичных атак в Газе и Ливане. Возможно, Тель-Авив использует радикальную сирийскую оппозицию. Благо израильские спецслужбы имеют близкие контакты с противниками Асада. Так, в прошлом сирийские власти не раз негодовали относительно спасения Тель-Авивом от уничтожения правительственными войсками и лечения представителей запрещённой в России организации «Джабхат ан-Нусра» и других радикальных группировок.
Кроме того, сейчас в Сирии, пожалуй, не менее подходящая почва для возобновления антиправительственных выступлений, чем это было в 2011 году. Ведь, несмотря на видимые успехи Асада в борьбе против сирийской оппозиции, во многом победа эта была пирровой. Правительственные силы потеряли очень много людей и техники, а экономика страны оказалась разорена. В частности, Сирия испытывает острый топливный кризис, что крайне негативно отражается на всех сторонах жизни.
В случае нового оппозиционного всплеска на сторону повстанцев могут перейти очень многие сирийцы, недовольные ухудшением своего материального положения и «засильем» в Сирии иранцев и «Хезболлы». Недаром в населённых суннитами районах Сирии устраивались массовые народные гуляния по поводу убийства Хасана Насруллы, поэтому для активизации сирийской оппозиции израильским спецслужбам может оказаться достаточно лишь занести «куда надо» не такие уж и большие деньги.
Тем более что очагов для возобновления выступлений против Асада предостаточно. Сирийские власти контролируют менее двух третей территории своей страны. Кроме того, с учётом отвлечённости Москвы на украинский конфликт израильтяне рассчитывают, что Россия не сможет оказать Асаду прежнюю помощь.
Ещё одним вариантом действий Тель-Авива могут быть ограниченные боевые действия против Сирии. Израиль всё чаще устраивает комбинированные рейды с участием своих ВВС и спецназа по примеру операции «Фруктовый сад» 2007 года, когда он уничтожил в Сирии ядерный объект под городом Дейр-аз-Зор.
И вот 12 сентября 2024 года Тель-Авив повторил подобное с заводом по производству иранских ракет и беспилотников у города Масьяфа в сирийской провинции Хама. Примечательно, что израильтяне, согласно их утверждениям, высадили коммандос с вертолётов прямо на предприятие. Всего за какой-то час спецназ уничтожил иранскую и сирийскую охрану, подорвал завод и благополучно улетел домой.
Иными словами, Израиль может развернуть против Асада настоящую «инфраструктурную» войну, лишив его значимых предприятий и ещё больше погрузив сирийскую экономику в пучину нищеты и нестабильности.
Также возможны повторения операций по ликвидации представителей сирийского руководства подобно тому, как это произошло в последние месяцы с рядом командиров иранского Корпуса стражей Исламской революции и лидерами ХАМАС и «Хезболлы» Исмаилом Ханией и Хасаном Насруллой. Так, после убийства главы проиранской организации в Ливане израильтяне распространили в Интернете характерный ролик с падающими игральными картами, изображающими убитых израильтянами лидеров враждебных им группировок. Последние же картинки остались с вопросительными знаками.
В переводе на русский язык это означает готовность Тель-Авива продолжить уничтожения враждебных ему фигур. Некоторые израильские ресурсы уже выразили мнение, что следующим кандидатом на устранение может стать даже верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. То есть Израиль может попытаться устранить не только лидеров организаций, но и руководителей суверенных государств. И если угрозы транслируются даже в адрес могущественного Ирана, то Асаду тем более следует «напрячься». Появление подобных угроз далеко не пустое бахвальство. Ещё раньше Тель-Авив ликвидировал целый ряд представителей руководства Корпуса стражей Исламской революции, некоторых физиков-ядерщиков и лидеров лояльных Тегерану движений (того же Исмаила Хании из ХАМАС). В Сирии подобных примеров тоже масса.
А вот иранским спецслужбам и «Хезболле» не удаётся ликвидировать израильскую агентуру. Иными словами, Тель-Авив на несколько шагов опережает своих врагов, и потому недругам еврейского государства, включая Сирию, вражда с Израилем будет обходиться очень и очень дорого. И, как представляется, в ближайшие месяцы и годы израильтяне постараются «разобраться» по-крупному со всеми своими врагами.