Этой теплой зимой ипотечные ставки таяли прямо на глазах. После того, как Центробанк шесть раз подряд снижал ключевую ставку, все коммерческие банки снизили проценты под выдачу ипотеки до исторических минимумов.
- Выдача идет уже на уровне примерно 8,7%, а некоторые банки снизили ставку даже ниже, - рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев.
И судя по всему это не предел. По крайней мере, запас для дальнейшего снижения ключевой ставки у ЦБ еще есть, считают большинство экспертов. А значит, ипотека будет еще дешеветь.
Но нужно ли кусать локти тем, кто взял кредит на квартиру в прошлые годы под 11% и более? Очень часто ипотеку можно рефинансировать, то есть перекредитоваться на более выгодных условиях, под более низкий процент. Причем такую операцию можно совершить как в том банке, где эту ипотеку выдали, так и перевести кредит в другой банк.
В последние недели в России пошла волна рефинансирования ипотеки, заявили в Минфине. А премьер Михаил Мишустин поручил лучше информировать граждан о возможностях облегчить финансовой бремя обладателей жилищных кредитов. «Комсомолка» попросила ответить на самые популярные вопросы наших экспертов: доктору экономических наук, ведущему радио «КП» Никите Кричевскому и шеф-аналитику компании TeleTrade Петру Пушкареву.
1. Нужно ли бежать рефинансировать свою ипотеку именно сейчас? Или подождать более выгодных ставок?
Пушкарев: По сравнению с 2015-16 годами, когда ипотеку давали под 12-15%, сейчас настает, пожалуй, самый лучший момент. Можно посчитать: если вы брали ипотеку под 12% и ваш ежемесячный платеж составляет 30 000 рублей, то после того, как вы рефинансируете ипотеку на 9%, стандартный платеж составит 27 500 рублей. Выгода в 2500 рублей каждый месяц - это существенно для многих людей.
Кричевский: Я сам планирую рефинансироваться в ближайшее время, но советую подождать еще несколько недель. Дело в том, что Мишустин поручил до 16 марта разработать план, как упростить условия рефинансирования ипотеки. К тому же в марте новое заседание Центробанка, где, возможно, снизят ключевую ставку.
2. А в чем выгода банка? Ведь он недополучит прибыль.
Кричевский: Выгода банка в том, что он сохранит своего клиента, который при другом раскладе неизбежно уйдет в другой банк. И понятно, что банкам выгодно переманивать клиентов друг у друга, пусть даже по сниженным ставкам.
3. Могут ли отказать в рефинансировании и почему?
Пушкарев: Сейчас очень редко отказывают. Но право на это банк имеет. В первую очередь, если по ипотеке нерегулярно вносились платежи, допускались длинные просрочки, и кредитная история подпорчена. Сложности могут возникнуть, если есть явные проблемы со здоровьем: допустим, заемщик получил инвалидность. Но в большинстве случаев это решается покупкой дополнительной страховки. Еще банк может усомниться в источниках дохода заемщика, но это маловероятно, если не допускались просрочек.
Кричевский: Иногда могут отказать даже идеальному заемщику. Например, если у банка существуют внутренние проблемы. Для клиентов это дополнительный повод задуматься.
4. Будут ли дополнительные расходы при переходе в другой банк?
Пушкарев: На оценку жилья или на оформление новой страховки, как правило, тратиться не придется. Если, конечно, действие старой страховки не закончилось, но банки и так требуют продлевать страхование жилья ежегодно. Если новый банк все же требует увеличить расходы на страхование жизни и здоровья, то следует тщательно взвесить все за и против. Иногда такого рода комиссии могут съесть всю выгоду от снижения процентных ставок. Поэтому общий совет: сравнивать предложения от многих банков, и не только проценты, но и все другие условия.
Кричевский: Дополнительные комиссии могут быть на все, что угодно: на обслуживание, открытие и использование расчетного счета, внесение наличных и так далее. Даже не все юристы с ходу увидят подвох. Что уж говорить обо всех остальных гражданах. Надо не стесняться всегда задавать простой вопрос «Сколько я буду платить помимо процентов, исходя из условий договора?». В банке обязаны ответить. Если непонятно, переспрашивайте. Лучше все записывать и считать вместе с сотрудником банка.