Мировой рынок продуктов здорового питания стабильно растет. Причем быстрее всего — сегмент категории «свободные от», в котором располагаются продукты, не содержащие ингредиенты, вызывающие аллергию и непереносимость. По прогнозам экспертов, к 2021 году объем рынка подобных продуктов с приставкой «био» и «эко» вырастет на 9,5 миллиарда долларов. Почему люди массово поддаются рекламе полезной продукции и что кроется под пометкой «гипоаллергенно»?
Сегодня люди буквально помешались на аллергии. Куда ни бросишь взор, все «убегают от аллергии», как в советское время — от инфаркта. Даже те, у кого сроду не чесался нос, находят у себя сенную лихорадку и атопический дерматит. Надписи на упаковках «эко», «био», «гипоаллергенно» повышают стоимость продукта вдвое, но их все равно раскупают! А производители товаров, точнее их агенты — маркетологи, — состряпали уже целый перечень «запрещенных» веществ, якобы угрожающих нашему здоровью. В черный список угодили, например, глютен (он содержится в муке, а значит, и в хлебе) и лактоза (составляющая молока), которыми веками питались наши предки. Откуда в нашей жизни появится этот страх перед вредными продуктами и стремление переплачивать за всевозможное «эко» и «био»? Корреспондент «Вечерней Москвы» выяснил это у экспертов.
Что касается аллергии, то она действительно широко шагает по планете. По сведениям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 2018 год стал годом пандемии аллергии. У каждого третьего жителя планеты нашелся аллергический насморк, а у каждого десятого — астма.
— Чувствительных людей действительно сейчас много, — рассказывает аллерголог-дерматолог Мария Грехова. — В связи с глобальным потеплением климат в Москве и России немного поменялся, поэтому цветение начинается рано, а некоторые растения «выделяют» раздражающие вещества круглый год. Медицинские прогнозы сообщают, что в 2020 году аллергические реакции в той или иной степени проявятся почти у половины россиян.
Да и качество современного питания, согласитесь, так себе. Консерванты, антибиотики, гормоны и так далее имеются во всех фабричных продуктах, и они не полезны никому — не только аллергикам. И прочая окружающая среда полна опасностей.
— И в воздухе, и в воде, и в пище постоянно появляются новые, незнакомые нашему организму компоненты, — рассказывает диетолог Елена Соломатина. — Когда мы вдыхаем или съедаем что-то новенькое, наш организм начинает сходить с ума. Защитник-иммунитет воспринимает новичка как чужака и на всякий случай на него набрасывается, невольно уничтожая клетки своего «родного дома». Так проявляется аллергия. К тому же раньше люди жили в условиях более мощного естественного отбора. Более слабые погибали в младенчестве — на всех социальных ступеньках. У родителей Пушкина было восемь детей, но пятеро умерли, не дожив до зрелых лет. Сейчас, с развитием медицины, выхаживают всех новорожденных, поэтому мы стали генетически слабее, чем полтораста лет назад. Пациентов с аллергией и непереносимостью каких-либо веществ с каждым годом все больше. Но всех ли сажать на диету?
Мера во всем
— Сейчас появилась мода на употребление продуктов без глютена и лактозы, — рассказывает диетолог, — но вреда в этих веществах никакого нет. Глютен — клейковина, которая есть в пшенице, ржи, ячмене и продуктах, их содержащих. Она делает хлеб пышным. Основная ее составляющая — белок глиадин. И есть люди, у которых нет фермента, который позволяет этот белок усваивать — разлагать на аминокислоты. Это заболевание называется «целиакия», оно врожденное. По данным ВОЗ, этим недугом страдает один человек из ста. В России — один из трехсот. Когда белок попадает в тонкий кишечник, иммунная система атакует его и вместе с ним — ворсинки кишечника. Процесс усвоения других продуктов тоже нарушается. Человек испытывает болезненные ощущения, метеоризм, усталость, начинает простужаться. Но иногда бывает и легкая непереносимость, которая возникает, например, с возрастом, из-за ослабления микрофлоры. У людей за сорок она не такая «бодрая», как у молодых. Например, съел человек слишком много хлеба — и скоро у него начинаются вздутие живота, диарея. Люди принимают это за непереносимость глютена, а это всего лишь означает, что не надо увлекаться мучным. Но правило умеренности касается любой пищи: хотите здоровья и долголетия — не объедайтесь.
— Бывает, что за аллергию принимают просто похожие на нее симптомы, — говорит нутрициолог, врач спортивной медицины Семен Лавриненко. — У меня был случай, когда спортсменка обнаружила высыпания. Сдала кровь на пищевые аллергены — показатели по всем пунктам нулевые. Оказалось, ее проблема была связана не с питанием, а с эндокринной системой.
Молоко — яд не для всех
То же самое и с молочным сахаром, лактозой: она вредна только людям, у которых очень мало фермента лактазы, помогающего этот сахар усвоить. Это тоже генетическое заболевание, которое обнаруживается в раннем возрасте. Если человек в детстве нормально пил молоко, то может продолжать это делать и дальше, только в небольших количествах: фермента лактазы у взрослых людей вырабатывается меньше. Однако это не повод, чтобы объявлять молоко ядом для всех. И уж точно не вредны кефир, йогурт и прочие родственники молока: молочный сахар в них уже переварили для нас кисломолочные бактерии.
— Если вы не можете употреблять молочное ни в каком виде, — говорит аллерголог-иммунолог Юрий Смолкин, — то это именно реакция на белок молока, казеин, а не на молочный сахар. Почему бы тогда не объявить казеин источником всех бед?
Помимо пищевых продуктов аллергию может легко вызывать и бытовая химия, и даже косметика. Например, шампунь. Ведомая инстинктом журналиста, я решила исследовать состав самых «экологически чистых» и «гипоаллергенных» шампуней на предмет вредных веществ. Выбрала двадцать самых дорогих и изучила состав. Выяснилось: буквально все компоненты — от консервантов до эмульгаторов — довольно ядовиты для человека. Любопытно, что в 2017 году похожее сделали ученые. Медицинский журнал JAMA Dermatology (США) опубликовал результаты одного исследования. Его авторы взяли 174 самых популярных крема для тела и посмотрели, сколько в них аллергенов. Оказалось, раздражающих веществ нет только в 12 процентах продукции (21 крем). Примерно 83 процента кремов с пометкой «гипоаллергенно» включали хотя бы один компонент, способный вызвать аллергию.
— Соглашусь, что совсем безаллергенных кремов не бывает. Если крем с отдушкой, какого-то красивого цвета, можно не сомневаться, там есть что-нибудь аллергенное, — рассказала аллерголог-дерматолог Мария Грехова. — Причем дороговизна ни о чем не говорит. Я из тех дерматологов, которые не стремятся назначать множество наружных препаратов: только лечебные составы и на небольшие участки кожи. Кремами мазаться как попало вообще не полезно. Нужно выявить проблему и подобрать вариант строго для нее. Не нужно брать дорогущий крем с отдушкой и обмазываться им с ног до головы каждый день.
Мы стали выше и сильнее
Вроде бы все худо: экология хромает, люди стали генетически хилые, да еще натираются вредными кремами, едят консервы и фастфуд. Но, как ни крути, за последние двести лет мы выросли на 10 сантиметров, долго сохраняем моложавый вид, да и живем подольше, чем наши предки. Антропологи эти явления связывают с тем, что мы все-таки меньше болеем благодаря гигиене и развитой медицине и не изнуряем себя физическим трудом, который теперь выполняют машины.
— Я думаю, — говорит Мария Грехова, — это связано и с тем, что мы стали более грамотны в вопросах здоровья. Пусть не все ведут здоровый образ жизни, но о вреде курения и алкоголя уже широко известно, о пользе витаминов — тоже. Раньше щи да каша — пища наша, сегодня все чаще — куриная грудка и салат из свежих овощей. Поэтому россияне избавляются от опасных привычек и в целом стараются больше заботиться о себе.
Аллерголог-иммунолог Юрий Смолкин считает, что наша «вредная экология» не так ужасна, как принято считать.
— Токсичная среда только в мегаполисах. И эта токсичность — относительная. Ведь человеческий организм способен адаптироваться к разным условиям, — считает Смолкин.
Однако несмотря на все эти утешительные факты, совершенно здоровые граждане продолжают гоняться за «гипоаллергенными экопродуктами», переплачивая за них вдвое. Насколько эта гонка оправданна?
Тренд на экологичность
— Мода на «гипоаллергенную» диету и всевозможное «эко» возникла потому, что маркетологи сегодня не изучают спрос, а стараются уловить тенденции, — рассказывает психолог, автор книг о здоровом питании Анастасия Пономаренко, — сейчас они уловили тренд на безопасность и экологичность. Люди стараются как можно больше узнать о качестве товаров, чтобы себя защитить. И тут им объявляют, например: «Купите крем внутриклеточного действия!» или: «Экопродукт, срок хранения полгода». И люди принимают это на веру, хотя на самом деле таких продуктов не существует. За крем внутриклеточного действия вручили бы уже Нобелевскую премию, а подлинный экопродукт не может иметь полугодовой срок годности. Дело в том, что наш мозг склонен больше расслабляться, чем напрягаться. Поэтому мы охотно принимаем на веру любую наукообразную чепуху, которую нам навязывают. Проще сказать: «Ах, у меня непереносимость!», чем пойти к врачу, заняться закаливанием, перестать есть сладости и жирное.
— Новые «тренды» о здоровом питании возникают постоянно, — считает нутрициолог и врач спортивной медицины Семен Лавриненко. — Недавно, например, бросились боготворить витамин Д. Вышел фильм о том, что этот витамин — буквально панацея от всех болезней. Если мы возьмем любой витамин или минеральное вещество, можно выставить этот компонент в идеальном или негативном свете — на основании ангажированных статей и научных исследований. Например, мифы о вреде лактозы и красного мяса разнеслись по информационному эфиру после того, как было напечатано «Китайское исследование» о связи здоровья и питания специалиста по биохимии Колина Кэмпбела. Он изучил статистические данные о смертности в Китае и выяснил: те, кто ел мясо и пил молоко, чаще умирали от онкологии. Исследование издали огромными тиражами, и по свету разлетелся миф: красное мясо и молоко — яд.
Люди хотят чувствовать себя особенными
Профессиональные маркетологи оправдываются, что их выдумки — лишь отклик на социальный запрос.
— В меню многих ресторанов и кафе сейчас специально пишут, есть ли блюда, содержащие аллергены, — говорит маркетолог Марк Шерман, — это происходит, потому что потребители хотят иметь больше информации о том, что они едят и пьют. Ведь некоторые действительно не переносят лактозу и глютен. Но, кроме того, мы живем в эпоху главенства индивидуальности: люди хотят чувствовать себя особенными, требуют к себе внимания, особенно если уровень материального благосостояния позволяет. Именно поэтому сейчас так изменились упаковки, где детально прописывается состав продукта. Опять же, есть множество магазинов, которые позиционируют себя как фермерские, есть много тезисов про натуральные ингредиенты, это отклик на потребности людей, желание более тщательно следить за своим здоровьем. Быть просто «от фермера» уже недостаточно, идет детализация по глюкозе, глютену и т.д., хотя многие люди вряд ли задумываются о том, чем вреден глютен. Однако то, что для них постарались сделать особенный продукт, уже греет душу.
ФАКТЫ
— Модные безглютеновые продукты стоят почти вдвое дороже, чем точно такие же, но без маркировки «не содержит глютена».
— Рынок безглютеновых продуктов за последние два года вырос более чем в полтора раза.
— Если вы не страдаете таким заболеванием, как целиакия, — а этот диагноз может установить только врач! — то можете есть продукты с глютеном абсолютно спокойно.
КСТАТИ
Ученые Чикагского университета изучили медицинскую статистику заболеваний почти 40 тысяч детей, живущих по городам и весям Америки. Оказалось, что аллергия на некоторые продукты есть у 9,8 процента городских и 6,2 процента сельских детишек. Причем больше всего аллергиков нашлось среди ребят из малодетных богатых семей. А в семьях многодетных бедняков аллергия — редкое явление. Пока ученые решили, что причины не очень понятны. Но выдвинули гипотезу: регулярные столкновения с неизвестными бактериями закаляют иммунную систему, помогая ей стать более устойчивой. Стало быть, чем менее гигиеничен быт, тем более здоровыми вырастают люди.