Маркетплейсы могут обязать указывать на карточке товара, ввезён ли он официальным дистрибьютором или в рамках параллельного импорта. Поставленная без согласия правообладателя продукция должна быть отмечена спецзнаком. С таким предложением к главе Роспотребнадзора Анне Поповой обратилась Международная конфедерация обществ потребителей (письмо есть у "Известий"). Правозащитники отметили риски, с которыми могут столкнуться (и уже сталкиваются) потребители: блокировка техники вендором или отсутствие гарантийного обслуживания. В Роспотребнадзоре сдержанно отреагировали на инициативу КонфОП, а в Минпромторге "Известиям" заявили, что предлагаемый механизм можно рассмотреть при дистанционной торговле, а на всю розницу распространять его нецелесообразно.
На этой неделе Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил законопроект о легализации параллельного импорта, который позволяет ввозить в страну товары без согласия правообладателя. Впрочем, процесс начался ещё в марте, когда правительство частично сняло запрет на использование такого механизма, который, кстати, разрешён ВТО. В начале мая Минпромторг опубликовал список товаров, которые можно ввозить без разрешения правообладателя. Подобные решения стали ответом на введённые против нашей страны санкции, которые вынудили зарубежные компании покидать российский рынок.
Однако правозащитники, признавая важную роль параллельного импорта, отметили ряд проблем, которые могут возникнуть у потребителей. В своём письме Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) в Роспотребнадзор указала на несколько рисков при покупке технически сложных товаров - электроники, запчастей к ней.
Одним из неприятных последствий может стать "ослабление контроля за качеством продукции, появление возможности для недобросовестной конкуренции, а также снижение качества послепродажного сопровождения". Также, как рассказал "Известиям" председатель правления КонфОП Дмитрий Янин, не исключено, что производители для соблюдения санкций могут ввести программные ограничения для ряда продуктов при их использовании на территории России. Это может затронуть, например, мобильные телефоны, идущие по программе параллельного импорта, компьютеры, девайсы типа умных часов, уточнил эксперт.
Кроме того, телефон или другой гаджет может быть заблокирован и в принципе предназначен для использования одним зарубежным оператором, указали правозащитники. С такой проблемой уже столкнулся примерно каждый пятый покупатель смартфонов Samsung, поставляемых в рамках параллельного импорта, писали "Известия".
Поэтому в КонфОП уверены: продавцы, особенно при дистанционной торговле в силу её большой доли на рынке электроники, должны информировать потребителей о том, что товар ввезён по параллельному импорту.
- Чтобы покупатель осознанно решал, оставаться ему лояльным к привычному зарубежному бренду, но принимать на себя все риски возможной блокировки, платного ремонта и прочее или искать какой-то аналог, который официально поставляют в Россию, - сказал Дмитрий Янин.
Правозащитники предложили при дистанционной форме продажи, которая становится основным каналом для параллельного импорта, размещать предупреждение о способе импорта на карточке товара. То есть выделять своего рода спецзнаком. Глава КонфОП добавил: из-за того, что этого сейчас не происходит, люди узнают о проблеме только уже на стадии отказа от сервисного обслуживания, поскольку товар ввозился по параллельному импорту.
В Минпромторге сообщили, что в качестве возможного механизма защиты потребителей можно рассмотреть указание на карточках товаров на маркетплейсах, ввезён товар официальным дистрибьютором или нет.
- Такое решение не повлечёт существенных затрат, при этом покупатель будет информирован, - подчеркнули в ведомстве.
Но введение такого требования для всей розничной торговли (фактически речь идёт о стационарной) в Минпромторге назвали избыточным.
Кстати, в ведомстве не считают, что параллельный импорт может быть чреват снижением качества, поскольку разрешение механизма не означает легализации контрафакта. Вся ввозимая продукция по-прежнему должна соответствовать установленным техническим требованиям, заявили в министерстве. Правда, глава Роскачества Максим Протасов в интервью "Известиям" на ПМЭФ не исключил, что на рынке могут появиться и подделки.
С учётом моратория на проверки бизнеса потребителю будет сложнее добиться соблюдения своих прав. Но в Минпромторге успокаивают по поводу послепродажного обслуживания. Там согласились, что сейчас международная гарантия, которая даёт право обратиться в официальный сервисный центр в любой стране, исчезла. Но осталась национальная, которая допускает гарантийное обслуживание только в стране приобретения товара.
- За реализацию национальной гарантии отвечают продавец и импортёр товара, - сообщили в Минпромторге.
В пресс-службе Роспотребнадзора также рассказали, что при параллельном импорте потребитель не лишается каких-то своих прав, при этом, безусловно, продавцу придётся во многих случаях взять на себя дополнительные обязательства.
- Так, он должен тщательнее, особенно это касается технически сложных товаров, подбирать продукцию с точки зрения её качества. Например, телефон может быть, как это принято говорить, залочен, то есть работать с сим-картой определённого иностранного оператора и быть бесполезен для российского потребителя. Нельзя исключать, что в условиях санкций производители могут вводить ограничения на работу электроники и гаджетов в определённом регионе. Однако все права потребителей, которые заложены в законе, распространяются и на этот частный случай, - пояснили в Роспотребнадзоре.
Там подчеркнули: продавец должен обеспечить гарантийное обслуживание, замену товара или возврат денег в случае его неработоспособности, ремонт в случае выхода из строя не по вине покупателя. В Роспотребнадзоре не исключили, что могут возникать временные сложности с сервисным обслуживанием, пока не восстановятся логистические цепочки и механизм параллельного импорта не будет обкатан. В ведомстве посоветовали ориентироваться при покупке на наличие гарантийного обслуживания и его срок.
- Если продавец добросовестный, то потребителю совершенно неважно, каким образом ввезён товар, поскольку тот берёт на себя ответственность за качество. Если на электронику гарантийный срок составляет два года, а на бытовую крупную технику, например холодильники, - три, то покупатель может рассчитывать, что его права будут защищены. А если срок совсем небольшой - несколько недель, то от покупки лучше отказаться, - отметили в службе.
Максим Протасов в интервью "Известиям" заявлял, что сегодня в принципе воздержался бы от покупок параллельного импорта до понимания ситуации на рынке. Тем более что складывается впечатление, что пока даже участники процесса не до конца понимают, каким образом будут решаться вопросы с обслуживанием.
Международная гарантия, которая даёт право обратиться в официальный сервисный центр в любой стране, исчезла. Но осталась национальная