Вопреки ожиданиям, ни Зендея, ни Шаламе не давали комментариев. Лишь однажды Тимоти сказал, что его партнерша по фильму «Дюна» ему как младшая сестра и отношения у них чисто дружеские. Журналисты сочли это высказывание шаблонным и вспомнили, как эти же слова говорили и другие приятели Зендеи — Том Холланд и Джейкоб Элорди. Актриса таинственно хранила молчание, поддерживая интригу.
Когда родителей Зендеи попросили прийти вдвоем на разговор к воспитательнице детского сада, оба переполошились: в чем, собственно, дело? Для Казембе Аджаму дочь была шестым ребенком, пятеро родились в предыдущем браке, и некоторые из них уже обзавелись своими детьми. Для Клэр Стормер ребенок был первым и очень желанным. Она родила Зендею в тридцать пять и души в ней не чаяла. Малышка была хорошенькой, в ней смешались немецкая, ирландская и шотландская кровь матери, нигерийские, македонские и исландские корни отца. Девочка прекрасно развивалась и не создавала родителям проблем.
«Дело в том, что Зендея не контактирует с другими детьми, — ошарашила родителей воспитательница после дежурных приветствий. — Она словно живет в своем мире, ей никто не нужен. Игрушки, книжки, окно, в которое можно смотреть. Но социальная адаптация необходима, поэтому я предложу вам оставить дочь в этой детсадовской группе еще на год. А также посетить вместе с ней ряд специалистов, которые точно смогут диагностировать, есть ли отставание в развитии».
Домой Казембе и Клэр возвращались в молчании. Оба — преподаватели со стажем, перед их глазами проходят десятки детей ежедневно. Неужели они упустили собственную дочь? Конечно, родители отмечали в ребенке чрезмерную скромность, даже робость, но относили это к возрастным особенностям. Выходит, ошибались, и ситуация может быть серьезнее, чем они думают.
С того дня началась суматоха. С Зендеей работали педиатры, психологи, неврологи, и никто не находил отклонений. Да, девочка очень застенчива, но, скорее всего, органических нарушений нет. Просто необходимо создать условия, чтобы она раскрылась, преодолела барьер во взаимодействии с другими и смогла коммуницировать, как все остальные дети, — легко и непринужденно.
Родители разработали план: уделять ребенку максимум свободного времени и записать ее во все возможные творческие кружки, где нужно как-то проявлять себя публично. Клэр обожала искусство, часто ходила на выставки и в музеи, в доме всегда звучала музыка. Каждую свободную минуту она проводила с дочерью, везде брала ее с собой. Специалист по работе с младшими школьниками, она любила свою работу, умела объяснять и только радовалась, когда Зендея вдруг начала сыпать вопросами. Казембе преподавал физкультуру, прекрасно понимал, как важно физическое развитие, и занимался с дочерью спортом. Пробежки, прогулки, игры со старшими братьями и сестрами — это был их совместный досуг. За несколько лет Зендея развила выносливость и гибкость, легко садилась на шпагат, вставала в мостик из положения стоя.
Кружков для детей в Окленде было достаточно, и Зендея начала петь, танцевать, декламировать, лепить из глины... Постепенно ситуация менялась. Девочка по-прежнему предпочитала проводить время наедине с собой, в своей комнате, но уже не так пугалась необходимости взаимодействовать с другими. Когда в шесть лет она и двое ее школьных друзей поставили спектакль в рамках «Месяца черной истории», Клэр и Казембе наконец выдохнули: неужели получилось?!
Родители готовы были оказывать всестороннюю поддержку. На школьном вечере Казембе даже выходил на сцену с дочерью, чтобы спеть песню вместе, хотя его вокальные данные оставляли желать лучшего. Но Зендея чувствовала себя гораздо увереннее в его присутствии, и он пел, стараясь попадать в ноты, радуясь, что дочь на сцене, а не тихо сидит в углу в одиночестве.
Когда девочке было восемь, ее взяли в танцевальную хип-хоп-труппу Future Shock Oakland.
У нее есть будущее, говорили преподаватели, слух великолепный, хорошее владение телом, отличная пластика.
На лето Клэр устроилась менеджером в небольшой театр имени Шекспира в Оринде, и мир Зендеи изменился. Театр был удивительным, представления начинались вечером под открытым небом. Девочка помогала матери продавать билеты, рассаживать посетителей — все это ей нравилось. Однако, когда начинал звучать со сцены текст великих пьес, она замирала в своем кресле под звездами и вся обращалась в слух. Понять смысл был сложно, но музыка фраз ее завораживала.
В то время вся ее семья увлекалась баскетболом. Они вместе ходили на матчи, болели за любимые команды, по выходным бросали мяч в кольцо. Зендея быстро росла и была выше своих сверстниц, и если кто-то из взрослых спрашивал, кем она хочет стать, девочка без раздумий отвечала: баскетболисткой. Родители, наблюдая ее успехи, всерьез поговаривали об NBA. Волшебный текст Шекспира все изменил. Зендея решила стать актрисой.
Сложное решение
Девочка стала брать уроки актерского мастерства, поступила в Оклендскую школу искусств. Теперь она сама участвовала в постановках шекспировских пьес, играя небольшие роли в спектаклях. Когда ее пригласили в первую постановку — «Макбет», крохотная роль одной из ведьм, — она ликовала. Переживала, не спала ночами, но удовольствие от игры было больше страха. За первым спектаклем последовали «Как вам это понравится», «Ричард III», «Двенадцатая ночь». День за днем все очевиднее становилась линия ее развития.
Родители такого поворота не ожидали, но приняли решение поддерживать дочь во всем. Тем более ее увлечение начинает приносить деньги. Зендею приглашают работать моделью для Macy’s, Mervyns и Old Navy, она неплохо зарабатывает на рекламе игрушек телесериала «АйКарли». Частью повседневной жизни становятся кастинги, ее возят по очереди Клэр или Казембе, то и дело отпрашиваясь с работы.
С отцом она теперь проводит гораздо больше времени, и он, пользуясь случаем, рассказывает ей обо всем, что может пригодиться в жизни. Например, о том, что людям с другим цветом кожи приходится преодолевать больше преград для достижения цели. Да, Зендея живет в том же штате и в том же доме, что и он, но многое изменилось за последние 20 лет, в частности, благодаря «Черным пантерам». Представители партии борцов за права чернокожих собирались одно время в подвале их дома, и сам Казембе, и его сестры принимали активное участие в деятельности организации.
Пантера — свирепый хищник, но она никогда не нападет первой. Только если ее загонят в угол. Тогда она совершает бросок...
Зендея слушала и не могла поверить, что не так давно жизнь в ее мирном квартале была другой. Перестрелки, убийства, пренебрежение к черной расе со стороны полицейских...
«Мы хотели простых вещей — свободы, возможности получать образование, достойного жилья, достойной заработной платы, а главное — прекратить жестокость и эксплуатацию чернокожих. Все это кажется тебе сейчас нормальным. У тебя и таких, как ты, миллениалов есть возможность думать о карьере, творчестве, самовыражении, потому что мы вели свою борьбу. Ты пожинаешь плоды тех, кто проложил тебе путь. Помни об этом».
С удивлением Зендея узнала о реализованных инициативах «Черных пантер» — бесплатных завтраках для чернокожих детей из малообеспеченных семей, патрулировании черных кварталов.
«Ты должна знать о своих корнях и уметь стоять за себя. И еще о том, что кому-то всегда нужна твоя помощь».
Однажды Зендея — ей было одиннадцать — ехала с отцом мимо скотобойни и спросила, что за отвратительный запах вокруг. Тот подробно и последовательно рассказал о том, как мясо оказывается на ее тарелке. Впечатлительная девушка представила толпящихся в загонах животных, обреченных на смерть, и пришла в ужас. Когда они с отцом остановились, чтобы перекусить в одном из дорожных ресторанчиков, она решительно отказалась от гамбургера. Позже посмотрела документальный фильм «Стеклянные стены» и окончательно выбрала вегетарианство. Даже гамбургеры с индейкой, столь любимые ранее, ее больше не интересовали.
Родители официально оформили отношения, когда девушке исполнилось двенадцать. После торжественной церемонии Клэр сказала дочери: «Что бы ни случилось между нами с отцом, ты будешь соединять нас всегда».
В 2009 году Зендея приходит на кастинг для съемок клипа Селены Гомес и неожиданно трусит. Все дети танцуют великолепно, она далеко не лучшая, какие шансы попасть на съемки? Когда выбыла часть участников, девушка — больше от страха, нежели от решимости — делает сальто вперед. И ее замечают. «Никогда в жизни не делала этого, кроме как в гостиной, играя. Слава богу, у меня получилось!»
С Зендеей подписали контракт. Это была первая большая работа. Тогда же она получает предложение поучаствовать в кастинге сериала «Танцевальная лихорадка» для канала Disney.
Родители были в шоке: до Лос-Анджелеса больше шестисот километров, одну ее не отпустишь. А что будет, если она выиграет и начнутся съемки? Кому-то придется пожертвовать работой. Выбор пал на Казембе. Он взял отпуск за свой счет и повез дочь в Голливуд. Пока он не находил себе места в большом коридоре киностудии, Зендея боролась за свое будущее наравне с двумястами участницами. Не все прошло гладко, но роль она получила.
Потом был семейный совет и долгие обсуждения, как жить дальше. Казембе уволился с работы, снял квартиру в Лос-Анджелесе и стал менеджером и телохранителем дочери. Он же следил за ее вещами, питанием, учебой — в конце концов, ребенку всего четырнадцать. Клэр осталась в Окленде, и встречались они теперь все вместе только в выходные.
Когда снимали первую, пилотную серию «Танцевальной лихорадки», Казембе, стоя позади ассистентов и операторов, не мог сдержать слез. Они ручьем лились по щекам, пока кто-то не протянул ему платок...
В 2010 году, с выходом «Танцевальной лихорадки» на экраны, взошла звезда Зендеи.
На перепутье
Рейтинги сериала зашкаливали, актриса быстро попала в хорошие руки менеджеров, и те довольно успешно начали монетизировать ее таланты. В 2011-м выходит ее сингл Swag it out, что на сленге значит «Зацени», — и подростки в США заценили. Песня не стала хитом, но след оставила. Клип тоже пользовался успехом. Зендея была своей и, что подкупало, очень настоящей.
В 2013 году актриса уже имела более трех миллионов подписчиков в социальных сетях, выпустила альбом, ставший «умеренно популярным», поучаствовала в «Танцах со звездами» и опубликовала книгу для подростков, в которой поделилась своим опытом, как одеваться и вести себя, чтобы быть уверенной в себе.
Ей было о чем рассказать. Это уже не детство, это взрослая жизнь, серьезный проект и большие деньги. Нельзя капризничать, плохо себя чувствовать, быть безответственной — нужно работать, поскольку есть команда и трудовой контракт. Рабочий день с девяти до шести с перерывами на обед и кофе-брейки. Если не нравится — можно вернуться в школу.
Во время съемок многое не получалось. Не раз она хотела все бросить и уехать домой, но рядом был отец, и он учил не сдаваться. Зендея преодолевала себя, осваивала навык улыбаться в любой ситуации и все так же боролась с приступами робости.
Труднее всего давались концерты. Пережив несколько неудач, пугающее чувство незащищенности на пустой сцене, неприятие собственного голоса, звучащего через микрофон, она перед каждым выступлением настраивала себя: «Нельзя бегать от сцены вечно. Ни одно выступление не будет идеальным. Надо просто пойти, сделать это и получить радость и энергию зала».
Она искренне делится своими страхами в соцсетях — «Представьте, в этих наушниках я не слышала своего голоса!», число поклонников и подписчиков стремительно растет, как и прибыль от ее проектов. Зендея уже мечтает о своей линии одежды и обуви. Почему нет?
Ее мама Клэр к одежде относилась с определенной долей обреченности: нестандартная фигура, высокий рост — шутка ли, 193 сантиметра. В магазинах ничего приличного днем с огнем не сыщешь, приходилось шить все на заказ. Гардероб был скромным, по большей части наполненным одеждой в спортивном стиле. Косметикой Клэр тоже не пользовалась и запрещала дочери — мол, нечего портить кожу.
Бабушка Зендеи по отцовской линии была совсем другой. Она отлично разбиралась в женской красоте, не выходила из дома без макияжа, следила за цветовым соответствием — ногти и туфли не должны противоречить! — и поощряла стремление внучки разобраться в этой сложной науке. В ее доме Зендея сразу забиралась в гардероб и начинала мерить вещи, обматывать вокруг шеи длинные шарфы, влазить в туфли на высоченных каблуках, обвешиваться украшениями и красить губы. Бабушка поощрительно кивала: «Красотка!» Так она себя и ощущала.
Кроме отца-менеджера, в жизни Зендеи появился агент, сразу получивший наставление от юной звезды: «Каждый раз, когда ты видишь, что для какого-то проекта требуется белая актриса, записывай меня на кастинг. Дай мне попробовать себя. Может быть, они изменят свое мнение». И Зендея без устали ходила на пробы, пытаясь доказать, что цвет кожи не влияет на наличие таланта.
В первый год в Лос-Анджелесе произошла знаковая встреча в жизни актрисы. Ей не в чем было пойти на премьеру клипа Джастина Бибера Never Say Never, она кружила по магазинам, когда позвонила подружка и дала ей телефон стилиста: «Делай покупки только вместе с ним». К этому времени девушка уже ощутила, как больно могут «кусать» журналисты. Они не раз прошлись по ее образам: «Как можно сочетать босоножки с шипами и футболку с Микки-Маусом?», «Бесформенные леопардовые брюки, красные замшевые босоножки и гипюровый бант на белой футболке — она это серьезно?», «Джинсовые шорты и колготки в сетку? Похоже, Зендея ошиблась дверью». Писали также про ее вечно поджатые к ушам плечи и робкую улыбку, и это задевало еще больнее.
Стилисту Ло Роучу было тридцать два, и он согласился помочь. Молодые люди подружились, — оба были увлечены модой с детства. Роуч вырос в Южном Чикаго, с матерью-одиночкой и пятью братьями и сестрами, в доме без всяких правил. Дети орали, дрались, таскали друг у друга вещи, ходили вечно немытые и голодные. В школе над парнем издевались — что за чудик с женственными манерами и бабским голосом? В четырнадцать он сбежал из дома, где тоже был изгоем, и стал жить у друга. Чистая постель, вкусная еда, и никакого крика. Благодаря поддержке чужих родителей он смог окончить школу, потом поступил на факультет психологии Чикагского университета и стал работать барменом, попутно собирая винтажную женскую одежду — он хранил ее в багажнике своей машины. Однажды его знакомая увидела выпавшую из багажника сумочку и тут же купила ее за пятьдесят долларов при закупочной цене в два. Пригласила парня в гости, собрала друзей — и все содержимое багажника было раскуплено в течение часа. Так Роуч нашел дело своей жизни, заработал первые деньги и открыл магазинчик винтажной одежды Deliciously Vintage. Туда в 2009-м случайно зашел Канье Уэст, притащив за собой хвост из папарацци. Так о Роуче узнали и стали просить его подобрать одежду. Рекламы себе он как стилист не делал, телефон передавали из рук в руки.
Зендею он учил видеть себя: «Не обращай внимания на то, что думают люди, гордись собой, любуйся собой, когда смотришь в зеркало». В их совместной работе на первых порах терапии было больше, чем моды. Но прежде чем разрабатывать стратегию, нужно было решить: или актриса — милашка Disney, или все-таки взрослая самостоятельная успешная девушка. Два в одном быть не может.
Какое-то время оба экспериментировали, получали оплеухи от модных журналистов, и наконец стал появляться нужный образ. К 2015 году неуклюжий подросток в «маминых туфлях» исчез и появилась звезда, от которой было глаз не оторвать: подчеркнутая элегантность и нетривиальные наряды, заставлявшие говорить о себе.
С этапом взросления были сложности и на съемках. Например, 16-летняя Зендея под руководством отца прописала в договоре, что не будет целоваться на камеру, потому что это был бы первый в ее жизни поцелуй, а она не готова делиться со зрителями столь личными переживаниями. И свою героиню она настоятельно попросила сделать вегетарианкой, потому что сама не ест мясо. Продюсеры пошли на это, поделившись, впрочем, с журналистами информацией, и те не преминули состряпать пару статей.
К съемкам ситкома про подростка-шпионку «Кей Си. Под прикрытием» Зендея была способна вести сложные переговоры самостоятельно. Она согласилась на участие в проекте с учетом трех условий: сделать ее одним из продюсеров, чтобы иметь возможность отвечать за результат, изменить имя главной героини с Кэти на Кей Си, мотивируя это тем, что не похожа на Кэти, и взять на роли в шоу больше темнокожих актеров. Все пункты соглашения были выполнены.
Бросок пантеры
Благодаря сотрудничеству с Ло Роучем Зендею стали называть «одной из самых хорошо одетых знаменитостей», за ее появлениями следили зрители, модные журналисты пытались предугадать, каким будет следующий ход актрисы и ее стилиста. При этом мало кто знал, что юная артистка занимается благотворительностью и крайне обеспокоена правами женщин во всем мире.
К 87-й церемонии «Оскар» в 2015 году Роуч готовился тщательно: Зендея была его первой звездной клиенткой и ошибка стоила бы дорого. В конце концов, перебрав с сотню нарядов, он остановился на белом платье Vivienne Westwood с открытыми плечами и предложил заплести роскошные волосы актрисы в дреды.
И 22 февраля в театре «Долби» в Голливуде Зендея вызвала фурор — в ее образе было столько нежности, чистоты, свежести и в то же время современности и аутентичности, что ее долго не отпускали фотографы. Однако телеведущая популярной программы Fashion Police Джулиана Ранчич — как потом говорили злые языки, «из зависти к молодости и красоте», — разбирая образы звезд на церемонии, пошутила: мол, от дредов Зендеи «несет пачулями и травкой».
Это было неслыханное оскорбление, сделанное публично и на всю страну. Шутка была явно расистской, и в этом смысле Джулиана встала на скользкую дорожку. Происшествие немедленно стали обсуждать, скандал разрастался как снежный ком. Зендею защищали, Джулиану осуждали, и все ждали развития событий. Актриса должна была высказаться, и она обсуждала с родителями, менеджерами, Роучем, как это сделать правильно.
Зендея назвала высказывание телеведущей «возмутительно оскорбительным» и написала в соцсети: «Существует тонкая грань между смешным и обидным. Стереотипов об афроамериканских прическах и так полно — даже без помощи невежественных людей, которые судят о других по их внешнему виду. Я сделала такую прическу, чтобы напомнить, как классно могут смотреться дреды и что волосы афроамериканцев — это наше достоинство, а не недостаток».
Это были слова мудрой не по годам женщины, которая знает о жизни гораздо больше, чем можно было бы подумать, заглянув в ее паспорт. Ранчич извинилась, написав, что ее комментарии «не имеют ничего общего с расовой принадлежностью», но этого было мало. Скандал полыхал. Ей пришлось еще раз извиняться на камеру. «Сегодня я многому научилась, — сказала она, глядя в объектив, — теперь я гораздо лучше осознаю, какой вред могут нанести клише и стереотипы и какую ответственность несу я и все мы».
Зендея могла победно промолчать или публично возликовать, но она лишь спокойно ответила: «Я ценю ваши извинения».
Это был абсолютный триумф — моды, дипломатичности и искусства быть собой. С того момента Зендея стала образцом для подражания среди молодежи не из-за ролей, а в силу благородства души. Миллионам женщин слова актрисы придали смелости не стесняться своих корней, своей расы.
Происшествие положило начало разговору о волосах чернокожих женщин и о том, что считается уместным, как рассказывал потом Роуч. «Есть места, где женщины не могут носить косы, афро или боятся работать — и школы тоже. Я думаю, это придало женщинам смелости сказать: «Пошел ты, я буду носить волосы так, как хочу!» Так что для меня это всегда будет достижением».
Награда не заставила себя ждать. Вскоре в доме Зендеи раздался звонок из компании Mattel. Представитель предложил Зендее создать куклу Барби по ее образу на «Оскаре». «Когда я была маленькой, я не могла найти Барби, похожую на меня, — написала актриса. — Боже... как изменились времена!» Образ воплотили полностью, вплоть до кольца на мизинце, а Зендея встала в один ряд с Барби-знаменитостями — Джей Ло, Бритни Спирс, Риз Уизерспун, Мадонной и Кэти Перри.
В августе того же года Зендея, будто решив доказать, что понимает в моде, выпускает коллекцию обуви Daya, а в следующем году — коллекцию одежды. «Я всегда любила моду. Я всегда любила одежду, и во многом она была инструментом самовыражения. Мода научила меня лучше понимать себя и быть бесстрашной. Это также помогло мне в других сферах моей жизни, будь то бизнес или актерское мастерство. Она помогла мне не слишком беспокоиться о том, как я выгляжу в глазах других людей».
Надо ли говорить, сколько изданий хотели опубликовать интервью со звездой в это время и в каком количестве телепередач она появилась. Всех удивляло сочетание разумности и скромности в столь юном возрасте. Вопреки ожиданиям, она оставалась самой собой и в прямых эфирах, когда вроде как некому было подсказывать ответы.
На одном из интервью ее спросили, как она проводит свое свободное время, и оказалось, что за прослушиванием подкастов, просмотром фильмов и прогулками с собакой. Ведущая удивилась:
— А как же клубы и светская жизнь?
Девушка пожала плечами:
— Мне нравится быть на съемочной площадке, это и есть моя светская жизнь.
— Что же вы говорите друзьям, которые вас приглашают посидеть в баре или потанцевать на дискотеке?
— Говорю: «Я бы с радостью, но думаю, что могу испортить всем вечер. Потому что мне будет невесело».
— Шестнадцатилетний сын моей подруги, когда смотрел «Кей Си. Под прикрытием», сказал, что у вас «старая душа».
Зендея рассмеялась:
— Мне говорили это много-много-много раз. Скорее всего, он прав.
Разбитое сердце
В 2016 году начались съемки фильма «Человек-паук: Возвращение домой», где Зендея и Том Холланд играли главные роли, и в прессе стали появляться недвусмысленные намеки на отношения актеров в реальности. Молодые люди подшучивали над слухами и называли друг друга братом и сестрой. Фотографии со съемок подогревали интерес, как и любое появление Зендеи в прессе.
В феврале после церемонии «Грэмми» журналисты вцепились в Казембе и попросили объяснить, не на свидание ли отправилась его дочь с Оделлом Бекхэмом. А может, у них серьезные отношения?
«Никаких отношений, они просто друзья, — отрезал Казембе. — Когда ты увидишь мою дочь на свидании без меня, можешь быть уверен — это отношения».
Фраза была настолько яркой, что портрет менеджера и телохранителя тут же появился на страницах таблоидов.
В мае Зендея снова дала повод говорить о себе, появившись на Met Gala в золотом платье и с короткой стрижкой bowl cut. Потом в прессу попала информация о разводе ее родителей, и она опять объяснялась: действительно, после восьми лет официального брака Клэр подала заявление. Причина была указана формальная — «непримиримые разногласия». Никаких претензий друг к другу супруги не обнаружили, имущество разделили мирно. «Родители всегда поддерживали мою мечту стать актрисой, я им очень благодарна. И сейчас они сохраняют отношения из-за меня, хотя давно не живут вместе. Но я не знаю, правильно ли говорить о таких личных вещах».
Папарацци преследовали ее днем и ночью. Куда бы актриса ни пошла, за ней следил объектив фотоаппарата. Как-то раз папарацци мелькнул рядом, когда она гуляла с собакой. «Мне пришлось собирать какашки, — рассказывала она потом журналистам, — и я подумала: «Господи, пожалуйста, пусть они не фотографируют, как я собираю дерьмо моей собаки».
К такому пристальному вниманию к своей персоне Зендея явно не была готова. Сохранять спокойствие помогала работа с психологом и со специалистами по общению с прессой. Каждое ее публичное высказывание было выверенным и точным.
Навык обуздывать эмоции очень пригодился после премьеры «Человека-паука», когда начался пресс-тур. Фильм стал кассовым — $117 млн за два дня и первое место в прокате, а поклонники и журналисты вознамерились во что бы то ни стало поженить Зендею и Тома Холланда. Вопросы типа «Вспомните, как вы поцеловались первый раз, это было на репетиции или раньше?», «Вам не мешает разница в росте?», «Это вообще нормально, когда девушка выше парня?» сводили обоих с ума, но встречи с прессой — часть работы, и они отшучивались, давая заученные ответы.
Когда кто-то из журналистов назвал глобальный пресс-тур отпуском, Зендея посмеялась в соцсети — мол, сто лет не была в отпуске, видимо, пора. И Том Холланд ее поддержал. Они сделали все, чтобы никто ничего не понял, и... никто ничего не понял. «Мы просто друзья», «Она мне как сестра», «Я звоню ей и спрашиваю, как теперь жить таким знаменитым? И я рад, что у меня есть такой друг, как она».
В 2018-м начались съемки «Эйфории», и актриса полностью ушла в сложный проект. Режиссер Сэм Левинсон сам пережил опыт наркотической зависимости и помогал ей понять, как это — быть аддиктом. Работу высоко оценили, Зендея получила две премии «Эмми» в номинации «Лучшая актриса в драматическом телесериале» и, по признанию коллег, взяла новую высоту в профессии. «Ру очень помогла мне в этом. До того как я сыграла Ру, не понимала, что значит быть наркоманкой. Я также не знала, что у меня было достаточно сочувствия, которое я могу проявить к человеку с таким опытом. Надеюсь, что сериал поможет кому-то с опытом зависимости почувствовать, что он не одинок. Надеюсь, что люди, наблюдающие за Ру, все еще видят в ней человека, достойного их любви. Если вы можете любить ее, тогда вы можете любить кого-то, кто борется с тем же самым, и лучше понимать боль, с которой он сталкивается. Я думаю, важно, чтобы у нас были персонажи с недостатками. И помните, что искупление возможно».
Однако желтую прессу не интересовали ни высокопарные рассуждения, ни то, что Lancome выбрал актрису своей моделью. Журналистам нужно было раздобыть что-то про личную жизнь, и они преуспели. Помуссировали «возобновление» отношений с Томом Холландом — ведь звезды снова вместе работали во второй части фильма «Человек-паук: Вдали от дома», а потом поймали Зендею с партнером по «Эйфории» Джейкобом Элорди гуляющими в одном из парков Нью-Йорка. Когда сладкую парочку застукали на совместном отдыхе в Греции, роман был подтвержден. Еще пару месяцев спустя появились фотографии актеров около одного из кинотеатров Лос-Анджелеса, и они перестали скрываться, но и отношения свои не комментировали. Папарацци ловили пару в повседневной жизни: пьют кофе, обнимаются, фотографируются, строят смешные рожицы — словом, живут обычной жизнью влюбленных, периодически появляясь в свете.
Зендея и Роуч продолжали эпатировать публику. На Met Gala в 2019 году стилист вывел свою подопечную в платье Золушки, которое по взмаху волшебной палочки меняло цвет с бледно-серого на ярко-голубой. Оказалось, под платьем было спрятано пять аккумуляторных блоков, 20 стержней из углеродного волокна и 40 метров светодиодных ламп. Платье переливалось огнями в течение 15 минут, и о нем и его владелице говорили едва ли не больше, чем о самой церемонии.
Без сомнения, Зендея была одной из самых обсуждаемых персон 2019 года. На разборах ее отношений с Элорди и мужчинами вообще подняли свои рейтинги психологи, астрологи, предсказатели и звездные журналисты. И вдруг в сентябре 2019 года Джейкоб появляется в обнимку с Кайей Гербер, дочерью Синди Кроуфорд, и у всех на виду разворачивается ошеломительно яркий роман.
От актера ни одного комментария, Зендея пишет только о работе... Журналисты и поклонники не успели насладиться негодованием по поводу распада пары, как началась пандемия.
Выбор сделан
Пока обычные люди сидели по домам и разбирались в новой реальности, интернет-издания все же сообщали какие-то новости. Тома Холланда карантин застал в объятиях английской актрисы Нади Паркс, в июле он официально признал ее своей девушкой. Зендея же, запертая в четырех стенах, изнывала от скуки: «Я ненавижу свободное время. Я просто не знаю, что делать, если не работать». Позже она признавалась: «Пандемия принесла с собой первое ощущение печали, когда ты просыпаешься и весь день чувствуешь себя плохо, типа «что, черт возьми, происходит!». Что это за темная туча, которая нависла надо мной, и я не знаю, как от нее избавиться?» Спасла ее коллега по фильму «Эйфория» Хантер Шафер — она прислала ей масляные краски, и Зендея начала рисовать. К радости актрисы, «Малкольм и Мари» решили снимать, соблюдая все составляющие протокола безопасности: маски, перчатки, дистанция и минимум человек на площадке. В том же году Зендея становится моделью Bulgari и Valentino.
Когда актриса в 2020-м купила дом в Лос-Анджелесе за четыре миллиона долларов, она снова дала повод заговорить о себе. Скромный, сдержанный и даже консервативный интерьер многих удивил. Шесть спален, семь ванных комнат, огромная гостиная, несколько каминов и балкон, бассейн и потрясающие виды из окна — не много ли для девушки без семьи? А может, она собралась замуж?
Зендея молчала о личной жизни и выпускала один фильм за другим, пока не начались съемки «Дюны» и не пошли слухи о возможных отношениях с Шаламе. Параллельно снимали третью часть «Человека-паука», но к сплетням о тайном романе с Холландом читатели давно уже охладели. И вдруг за два месяца до премьеры «Дюны», в июле 2021 года, светская пресса буквально взорвалась: Зендея и Том Холланд пять лет всех водили за нос! У них роман, отношения, любовь — называйте как хотите, и вот вам доказательство — папарацци застукали их целующимися в автомобиле.
Дальше отпираться было бессмысленно, пришлось признаваться. Однако подробностей так никто и не дождался. Оба сетовали, что при их работе невозможно иметь полноценную личную жизнь, но приходится это принимать как данность. «Один из недостатков славы — вы больше не контролируете конфиденциальность. И личные моменты двух любящих друг друга людей разделяет весь мир», — сказал Холланд GQ. Зендея подтвердила: когда заглядывают в ее интимный мир, это «сбивает с толку и мешает».
Что касается Шаламе и совместной покупки домашних принадлежностей, интригу разрушила сама Зендея, рассказав, что актер только переехал, спал на полу на матрасе и в его доме нужно было наводить порядок. Она всего лишь помогала другу сделать его дом уютным, не больше.
Теперь легко можно было отследить передвижение пары Зендея — Том Холланд по миру через соцсети, их визиты к родственникам, нежные признания и сердечки на фото. То, что хотели скрыть звезды, разбалтывал обслуживающий их персонал. Например, маникюрша Зендеи слила фото с ее кольцом с инициалами Тома Холланда.
После премьеры третьего фильма «Человек-паук: Нет пути домой» — а он стал самым кассовым проектом 2021 года и шестым самым успешным в истории — поползли слухи, что Зендею и Холланда приглашали на ужин герцог и герцогиня Сассекские. Две пары тайно встретились в поместье принца в Монтесито, Калифорния. Что обсуждали и о чем договорились — до сих пор неизвестно. До того памятного ужина никто из них лично друг друга не знал. Возможно, Сассекским нелегко живется вдали от родины и нужно с кем-то общаться — и почему бы не с милыми актерами? Тем более что обе пары смешанные — британец и афроамериканка.
В 2022 году Зендея стала героиней обложки журнала Time, посвященного ста самым влиятельным людям мира. Тогда многие узнали, что она — одна из звезд, оказавших наибольшую материальную поддержку пострадавшим от урагана «Харви» в 2017 году, и регулярно собирает пожертвования в благотворительную организацию Convoy of Hope, которая занимается проблемами бездомных и людей, живущих за чертой бедности. Режиссер Дени Вильнев, который делал с ней интервью, сказал впоследствии: «Мне кажется, будто Зендее тысяча лет. Она будто прожила уже множество жизней до этого. И все-таки она молода, как весна. По какому-то неразрешимому парадоксу она производит впечатление рожденной где-то в далеком будущем. Она вне времени, и она может все».
Однако, несмотря на звездный статус и уважительное отношение, в марте прошлого года Зендея попала в эпицентр скандала. Вместе с Ло Роучем они пришли на показ осенне-зимней коллекции Louis Vuitton в Бальном зале музея Орсе в Париже, и стилисту не хватило места в первом ряду. Несколько минут он стоял, всем своим видом выражая недовольство, пока организаторы решали вопрос. Случилось это 6 марта, а спустя несколько дней Роуч, названный в 2022-м стилистом года, объявил, что уходит на пенсию. «Моя чаша опустела... Спасибо всем, кто поддерживал меня на карьерном пути все эти годы. Все люди, которые доверили мне свои образы, — я так вам благодарен! Если бы эта работа касалась только одежды, я бы занимался этим всю свою жизнь, но, к сожалению, это не так! Политика, ложь и фальшивая повестка наконец достигли меня. Вы победили... Я на выход». В своем сообщении в одной из соцсетей он разместил картинку с красным знаком retired (в отставке).
Конечно, эти слова связали с недавним происшествием, и... все стрелки показали на Зендею. Находились те, кто пытался притянуть за уши и других звездных клиенток — Хантер Шафер, Аню Тейлор-Джой, Селин Дион, Беллу Хадид. Роуча как стилиста хоронили, вспоминая все его немалые достижения, сочувствовали дамам (кто же будет их теперь одевать на ближайшие мероприятия!) и пытались все-таки докопаться до истины.
Волну слухов и сплетен прекратил сам Роуч, сказав, что у них с Зендеей прекрасные отношения уже много лет и он надеется, что они останутся друзьями навсегда. Их творческое сотрудничество действительно продолжилось. «Он участвует в каждом модном контракте, во всем, что я делаю, — написала Зендея. — Если у меня будет возможность, когда он сможет поехать со мной, он всегда будет рядом. В каком-то смысле он всегда был моим креативным директором и продолжает исполнять эту роль, потому что это больше, чем просто одежда на красной дорожке. Это нечто большее».
С тех пор как Зендея и Том перестали прятаться, все встало на свои места. Оба много работают, присутствуют друг у друга на съемках, вместе отдыхают и совершенно не собираются перебираться под одну крышу и оформлять отношения официально, несмотря на постоянные вопросы об этом. «Вы не представляете, сколько сообщений она мне шлет! — шутливо жалуется Холланд журналистам. — Я не успеваю! Удаляю аккаунт на несколько дней, потом загружаю, когда мне нужно проверить сообщения, и получаю от нее сотни, сотни и сотни месседжей».
Зато Зендея, кажется, успевает все, в том числе думать о будущем и даже о внуках. Она уверена, что станет режиссером и будет снимать фильмы о судьбе чернокожих женщин. «Тина Тернер стала звездой после сорока. Это прекрасно и доказывает, что вы можете развиваться и продолжать делать свое дело в любой момент жизни».
Когда в феврале 2024-го во время пресс-тура «Дюна: Часть вторая» интервьюер IGV спросил у Зендеи, какую вещь она хотела бы привезти домой из Великобритании, девушка ответила: «Да моего парня! Я бы просто взяла его с собой».