Представители российского бизнеса попросили смягчить контроль за точностью отпуска топлива на заправках, так как выдвигаемые к АЗС требования могут оказаться невыполнимыми. Об этом говорится в письме президента Независимого топливного союза (НТС) Павла Баженова в Госдуму от 14 февраля (есть у "Известий"). С1 января 2024 года допустимая погрешность при недоливе должна снизиться с 0,5 до 0,25%. При этом в проекте нового КоАП уже предусмотрены повышенные штрафы за нарушения АЗС - не менее 500 тыс. рублей вместо нынешних 100 тыс. Представители заправочной отрасли считают, что в России нет достаточного для этого оборудования, оснащение АЗС окажется слишком дорогим, а увеличенные штрафы - непосильными. С такой оценкой не согласились в Росстандарте и производители оборудования. Они отмечают, что ужесточение правил улучшит контроль за отпуском топлива, а новое оборудование будет доступным для всех заправок.
С 1 января 2024 года в России будет в два раза сокращена допустимая погрешность при отпуске топлива - до +/-0,25% вместо нынешних +/- 0,5%. Как писали "Известия", соответствующий ГОСТ разрабатывал Госстандарт.
- Нужно учитывать, что материальные условия для реализации с 1 января 2024 года более строгих требований к точности налива топлива не созданы. Заводами-изготовителями не налажено производство топливораздаточных колонок (ТРК), - говорится в письме НТС.
В союзе отмечают, что даже если начать производство новых ТРК уже сегодня, на переоснащение всех действующих АЗС потребуются годы, а в условиях текущей экономической ситуации на российском топливном рынке такая масштабная модернизация окажется непосильной для большинства операторов. Ситуация осложняется для владельцев заправок и тем, что в проекте нового КоАП, который разрабатывает Минюст, предусмотрены повышенные штрафы за нарушения АЗС -1% от оборота, но не менее 500 тыс. рублей вместо нынешних 100 тыс.
- Предусмотренные в проекте санкции в совокупности с новыми требованиями к предельно допустимой погрешности налива для подавляющего большинства независимых топливных компаний фактически станут губительными, существенно подрывающими их финансовое положение, что потенциально может привести к массовому закрытию АЗС, - говорится в письме.
Член комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич подтвердил "Известиям" получение письма НТС и отметил, что по итогам его рассмотрения планируется направить руководителю Госстандарта Антону Шалаеву запрос на проведение межведомственного совещания по возможным последствиям принятых решений.
Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша сказал "Известиям", что важно понимать разницу между погрешностью при отпуске топлива в +/- 0,5% и недоливом.
- При недоливе нарушители умышленно заливают покупателям заниженный объём топлива, чтобы извлечь выгоду мошенническим способом. И с этим явлением необходимо бороться, как и положено бороться с мошенниками. Но не путём повышения точности отпуска топлива через топливораздаточное оборудование АЗС, которое на сегодняшний день с учётом условий эксплуатации находится на минимально достижимых значениях. Повышение точности отпуска с 0,5 до 0,25% для потребителя пройдёт абсолютно незаметно. 0,25% - это чайная ложка на 10-литровую канистру, - отметил он.
Для разработчиков топливораздаточного оборудования обеспечение такой точности во всём температурном диапазоне работы означает повышение стоимости оборудования в разы, добавил Евгений Аркуша. РТС последовательно выступал против новых требований, они обяжут представителей бизнеса идти на огромные и неоправданные издержки, которые в конечном счёте могут привести к подорожанию топлива, заключил эксперт.
Генеральный директор ООО "ЭдАн Инжиниринг", владелец торговой марки оборудования для АЗС "НАГА" Эдуард Анимаев пояснил "Известиям", что технически колонки с погрешностью в 0,25% отличаются более современным ПО и датчиком температур, который регулирует корректировки объёма отпуска топлива. В итоге вне зависимости от жары и морозов ТГК сможет точно контролировать нужные объёмы отпускаемого топлива.
В среднем, по словам Эдуарда Анимаева, одна ТГК обойдётся владельцу АЗС в 500 тыс. - 1 млн рублей. Представитель отрасли отметил, что российские производители провели необходимую модернизацию и готовы обеспечить нужные объёмы нового оборудования, разница в цене между старыми и новыми ТГК не будет существенной.
Зампред наблюдательного совета ассоциации "Надёжный партнёр" (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев сказал "Известиям", что из 23 тыс. АЗС страны в обновлении оборудования в первую очередь нуждаются независимые сети, то есть около 15 тыс. заправок.
- Учитывая среднюю стоимость новой колонки, в масштабах страны модернизация может стоить более 60 млрд рублей, - подсчитал он.
Представители бизнеса также обеспокоены возможным ужесточением штрафов. По словам управляющего партнёра саратовской сети АЗС GF Vympel Екатерины Савкиной, штраф в 500 тыс. рублей будет очень ощутим для любой АЗС.
- Так как штраф оборотный, то применительно ко многим заправкам эта сумма может быть существенно выше, потому что 500 тыс. рассчитаны из минимально рентабельного объёма продаж, - заметила она.
Учитывая, что в 2021 году АЗС работали в убыток, увеличенные штрафы могут привести к банкротству заправок, добавила Екатерина Савкина.
В Минэнерго и Минпромторге "Известиям" рекомендовали обратиться в Госстандарт.