Недавно по всем магазинам прокатилась волна скидок. Торговый люд сбрасывал 20, 30, а то и 50 процентов от первоначальной стоимости - гуляй, рванина, от рубля и выше. И только автосалоны гордо держались в стороне от этого аттракциона неслыханной щедрости. - Никаких «черных пятниц» у нас нет и не будет, - в один голос заявляли корреспонденту «Комсомолки» в столичных дилерских центрах. - А вы, если хотите купить новую машину, поторопитесь: в декабре цены поднимутся еще на 10 процентов. То, что творится сейчас на авторынке, пересказать приличными словами не у каждого получится. Интернет переполнен историями о том, как люди, оплатив задаток (как правило, от 50 до 100 тысяч руб.), ждут заказанного автомобиля по полгода и более, как особо ловкие покупатели перепродают свои места в очереди за машинами, а продавцы за сравнительно небольшое вознаграждение умудряются помогать своим клиентам сократить время ожидания в очереди с полугода до месяца, а то и нескольких недель, как автосалоны проворно накидывают покупателю на полмиллиона разных ненужных дополнительных опций, дружелюбно приговаривая, что, мол, колхоз - дело добровольное, не хочешь «золотых» ковриков, стой в очереди, а заплатишь за опции - сразу получишь машину.
Чипгейт по-русски
И пошел корреспондент «КП» по автобазару - посмотреть кой-какого товару. Цены там - глаза бы не видали. Мы говорили недавно о диком росте стоимости жилья - за последние 10 лет квадратные метры подорожали вдвое. Но куда им до стремительных птенцов автопрома! За это же время цены на них взлетели в три раза - ни одна отрасль не дала такого роста. Например, новенький «МерседесБенц» С-180 в 2012 году автор купил за 1,2 млн руб., а теперь его торгуют почти за 3,7 млн, да и то не везде машина есть в наличии, чтобы сразу сел и поехал.
- Цены выросли из-за того, что по всему миру сократился выпуск автомобилей, - пояснил «КП» автоэксперт Игорь Моржаретто. - Это связано с нехваткой электронных чипов, без которых автомобиль просто превращается в груду металла. Проблема возникла осенью прошлого года. Когда весь мир уходил на карантин, резко вырос спрос на ноутбуки, мощные смартфоны, в общем, на оборудование, которое нужно для удаленной работы. Эта отрасль оттянула на себя часть полупроводниковых компонентов, которые прежде шли в автопром. Для того, чтобы восстановить ситуацию, потребуется время - полупроводниковые кристаллы надо вырастить, предприятий, где это делают, в мире не так-то и много, в России их вообще нет. Ожидается, что частично решить проблему удастся к весне будущего года, а полностью - к концу года. Это явление уже получило название «чипгейт». Но странная штука: кризис - мировой, производство автомобилей сокращается во всех странах, а вот такого дикого роста цен нет, похоже, нигде. - Особого роста цен на автомобили я в Греции не заметил, - сообщил «КП» главный редактор портала «Русские Афины» Павел Онойко. - Поступления в автосалоны сократились, но на фоне экономического кризиса число покупок тоже заметно упало, так что имеющихся автомобилей у дилеров пока хватает для удовлетворения спроса. Если и будет на Западе рост цен на автомобили, то в пределах скромных 3 - 6%, прогнозируют страховые компании Acredia и Euler Hermes.
Как салоны обирают покупателя
А у нас рост за год составил, по данным Автостата, почти 20%. И это речь о ценах, рекомендованных автопроизводителем, то есть без учета накруток в автосалонах, уточнили «КП» в Автостате. Про накрутки отдельный разговор. - Значительную долю в росте цены на автомобиль составляют дилерские накрутки, дополнительные опции, так называемые допы, которые они навязывают покупателям в сумасшедшем количестве, - продолжает Моржаретто. - И если отпускная цена от производителя, например, полтора миллиона, то в дилерском центре за счет допов машина будет стоить уже два миллиона. Достаточно унизительно, когда тебе впаривают машину с совершенно ненужными и безумно дорогими опциями. Какие-то коврики я видел за 120 тысяч рублей. Подкрылки к топовому кроссоверу - 400 тысяч, я не понимаю, из чего их делают, наверное, золотые. Шумоизоляционное покрытие - тоже под полмиллиона. Это как в советские времена продавали дефицитный сервелат с парой баночек морской капусты в нагрузку. Автоменеджеры держат свою кухню в глубочайшем секрете. И тем не менее «Комсомолке» удалось вывести на откровенность руководителя среднего звена одного из столичных автосалонов. - Никаких объективных причин для роста цен нет, - заявил Макс (имя изменено). - Все, что идет из Европы, узлы и автомобили, стабильны по ценам, почти ничего не подорожало. Просто автосалоны что хотят, то и делают. «Голая» машина от производителя дает салону всего 10 процентов - это мелочь. А вот основной заработок - это дополнительные опции: подкрылки, шумозащита, защита картера и радиатора, дополнительная сигнализация… Многие опции большей частью абсолютно ненужные, например сигнализация, - их можно установить прямо в дилерском центре, вне заводских условий. Салоны обирают покупателя дважды. Выставляют счет и за само дополнительное оборудование, и за его установку. Но не надо делать крайними менеджеров, которые работают непосредственно с покупателем и предлагают ему допы. Часто они это делает вынужденно. Им хватило бы и нескольких процентов от продажи заводских машин, без допов. Но руководство ставит жесткое условие: ни один автомобиль не должен уйти без дополнительных опций. Это 300 - 600 тысяч рублей к базовой стоимости, а то и больше.
Не хотите ждать - договоримся
Брожу по почти безлюдным торговым залам автосалонов, и среди ценников в несколько миллионов рублей глаз вдруг выхватывает вполне демократический миллион с копейками за скромную «Шкоду Рапид». - Хочу такую, - говорю менеджеру. - Пожалуйста, - отвечает. - Будет там еще то-се, пятое-десятое - в итоге один миллион 850 тысяч, машина в салоне, можете забирать. - Не надо мне пятого-десятого, - говорю, - давайте ту, что за миллион. - Да не смотрите вы на ценник! - сердится менеджер. - Нет такой цены. Слушайте, что я вам говорю. - Как это нет такой цены? Выходит, вы обманом занимаетесь? Менеджер тут же меняет тактику. За обман покупателя можно поплатиться - есть такая статья. Недавно Роспотребнадзор в ходе контрольной закупки поймал одного из дилеров АвтоВАЗа на навязывании дополнительных опций. - Нет, я не обманываю и не навязываю, - перестроился продавец. - Я имел в виду, что за миллион машин нет в салоне, но вы можете ее заказать. Когда придет, не знаю. Может, через год. В договоре мы не фиксируем цену, поэтому к моменту доставки машина может подорожать. На сколько, не знаю. Может, в два раза. И тогда вы через год купите пустую машину дороже, чем сейчас могли бы купить в самой лучшей комплектации. Но я не тороплюсь уходить. Веду к тому, что почти 2 млн за «Рапид» дороговато. А доставка в неизвестный срок - это как пожизненный приговор. Может, есть выход? Во взгляде менеджера появляется интерес. - Договоримся, - обнадеживает он. - У меня есть парочка срочных квот по поставке - одну из них я могу выделить на ваш автомобиль. - Как мне вас отблагодарить? - спрашиваю этого доброго человека. Продавец автомобилей не стал чертить в воздухе пальцем воображаемую цифру, как это делали в былые времена гаишники, а четко ответил: «Решим по дополнительным опциям». Считается, что допы навешивают на недорогие машины. Крутые тачки солидным клиентам выдают без проблем и в заводской комплектации.
Мол, из-за высокой стоимости дилер и так получит хорошие комиссионные. Комиссионные-то получит, но все равно стригут всех. Невзирая на чины, звания и базовую стоимость автомобиля. И даже складывается впечатление, что менеджеры просто наказывают упрямцев, отказывающихся от «фарша». - В начале мая я оформил договор на покупку новой БМВ Х-5 в стандартной комплектации, - рассказал «КП» топ-менеджер известной транспортной компании Вячеслав. - Стоимость зафиксировали на 6,3 миллиона рублей, я внес аванс 100 тысяч и стал ждать. По договору она должна была прийти из Калининграда в конце августа. Сентябрь наступил - сказали, ждите в октябре. В октябре машина снова не пришла, но пришло уведомление о повышении цены на 480 тысяч. Когда будет машина, уже говорить перестали, но с 1 ноября объявили новую цену - 7,2 млн, почти на миллион больше, чем при заключении договора. В конце месяца пилюлю подсластили персональной скидкой в 150 тысяч и пообещали, что повышения больше не будет, поскольку машина уже собрана и отправлена в Москву. Вот жду. Конечно, можно разорвать договор и получить обратно аванс, но зачем: автомобиль в такой комплектации стоит сейчас не меньше 8 млн.
Секонд-хенд дорожает, а топы - дешевеют
Допы - не единственная статья побочная доходов дилерских центров. Когда-то автомагазины наряду с ресторанами и строительными рынками были главными источниками наличности для теневой экономики. Сейчас они перестроились. И если раньше покупатель, который приносил наличку, мог получить 5-процентную скидку, то сейчас, наоборот, салоны готовы дать такую же скидку тем, кто оформит в магазине кредит. Ставки, кстати, кусаются - от 11 до 15 процентов годовых. - Чего ради вы стараетесь? - интересуюсь у менеджера. - А как не стараться - банк платит нам премию за каждого кредитного клиента, - откровенно ответила девушка в одном из салонов. Еще одну скидку можно получить за трейд-ин. Это когда, покупая новый автомобиль, сдаешь в автосалон свой старый. Автомагазины всегда поощряли такую форму - это давало им дополнительный заработок на перепродаже автомобилей с пробегом. Сейчас этот бизнес стал особенно актуальным. - Автомобили с пробегом становятся все более популярны у покупателей, - сказал «КП» директор по маркетингу компании «Авилон» Андрей Каменский. - Прежде всего из-за роста цен на новые автомобили и недостаточного их количества. Сейчас машины с пробегом растут в цене, особенно те, возраст которых не превышает 2 лет, а в истории значится только один владелец. За последний год бэушные машины подорожали в среднем в полтора раза. По словам Моржаретто, уже сейчас 3 - 4-летние автомобили можно продать дороже, чем покупали. Но отдавая свой автомобиль в трейдин, нужно отчаянно торговаться, напутствовал меня один из менеджеров. - Вот вам предложат, допустим, миллион. А вы посмотрите на auto. ru, какая самая высокая цена за машину с похожими характеристиками. Допустим, найдете за полтора миллиона. Отнимите 10 процентов - это наша законная прибыль. Остается миллион триста пятьдесят. Вот твердо стойте на этой позиции, и, скорее всего, наши уступят. Трейд-ин и кредит помогут скинуть как минимум 10% от цены автомобиля. Есть менеджеры, готовые на тебе нажиться. А есть и желающие помочь. Вот положил я глаз на симпатичный «мерс»-кроссовер с полным приводом. В интернете он красовался с ценником 4,6 млн, но девушка, покопавшись в своих листочках, вдруг обрадовала: оказывается, сейчас за него можно заплатить на 300 тысяч меньше! А в другом салоне стояла в центре зала шикарная красная (доплата за цвет - 33 тыс. руб.) «Мазда-6» в максимальной комплектации: с люком, турбонаддувом и прочими крутыми цацками. На ценнике - 3,7 млн руб. А в ходе разговора с менеджером выяснилось, что цена ей 3,2 млн. - Девочки с ценниками ошиблись, - обтекаемо пояснил менеджер. Дело, видимо, не в девочках. В дорогих автосалонах посетителей раздва и обчелся, вот и стали продавцы отыгрывать назад, понижать цены. Только написал - и тут звонок из «Мицубиси». - Интересовались «Паджеро»? Срочно приходите, вам скидка 500 тысяч рублей, - радостно затараторил звонкий голосок. Однако в недорогом секторе, например, на вазовские модели, снижения цен пока не наблюдается.