Зачем птурщику автомат
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Александр Коц. Комсомольская Правда (толстушка - Россия)
Доброволец-депутат
С «Праздником» мы познакомились в 2023 году под Кременной. Его только что наградили медалью «За отвагу». Во время боя он был ранен, но с напарником «Регби» отказался от эвакуации и продолжал поддерживать противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) своих товарищей. «Праздник» - российский армянин из Новосибирской области, где трудился, на секундочку, депутатом одного из областных районов. В 2020 году ездил добровольцем воевать в Нагорный Карабах. Вот и с началом СВО не смог усидеть дома.
В марте 2024-го мы снова встретились - в Авдеевке. Месяц назад он вернулся после очередного ранения и снова давал прикурить противнику из своей противотанковой установки «Корнет». «Праздник» рассказывал, как со своим ПТРК помогал освобождать Авдеевку.
- Сначала ПТУР (противотанковыми управляемыми ракетами. - Ред.) работали, пока ребята наши штурмовали. Особо с установкой не побегаешь под обстрелом. Но когда появилась возможность, заняли позиции повыше. Противник уже потихоньку бежал из города, а мы его провожали - к Бандере. Кого могли, доставали. Кого нет, уже более тяжелая артиллерия догоняла.
ПТРК «Корнет», в отличие от предшественников «Фагота», «Метиса» или «Конкурса», управляется не по проводам, а по лазерному лучу. Увидел цель, выстрелил и доводишь ракету вручную. На самых современных модификациях есть режим автоматического захвата и сопровождения цели. Главное, чтобы она была в пределах видимости пусковой установки. А условия не всегда позволяют, как и обстановка вокруг.
Раньше отряд моего товарища работал в Луганской Народной Республике. В основном в лесах да полях. Если нет тумана, прямая видимость - на километры. В городе все совершенно иначе.
- Здесь абсолютно другая работа, - говорит «Праздник» об Авдеевке. - По-другому надо прятаться от прилетов, здесь дома просто разбираются, не знаешь, в подвале спрятаться или на верхних этажах. Полтора года воюю, а в городской среде первый раз. Конечно, у нас ребята опытные подсказывают. Главное - результат есть. Живы - значит, все получается. А так, самокритично каждый должен к себе относиться. Чтобы развиваться.
Изначально противотанковые ракетные комплексы создавались, собственно, для уничтожения техники с расстояния.
С гранатометом подойти на расстояние выстрела не всегда возможно. Особенно в нынешних условиях, когда воздушная разведка видит практически все. А вот засесть на точке и лупануть с расстояния пять, семь или даже восемь километров - уже другое дело. При этом в условиях СВО ПТРК применяют не только по танкам. ПТУРы запускают и по скоплению пехоты, и по блиндажам, и по огневым точкам в домах. Залететь можно прямо в форточку. А ночью работать помогают тепловизионные прицелы.
Заветная цель
- «Американцы» тебе в прицел попадались? - спросил «Праздника».
- Пока, к сожалению, нет. Конечно, хочется достать такую цель. Я даже не знаю, они на нас охотятся или мы на них. Но среди птурщиков, конечно, это трофей серьезный. Из нашего отряда наш герой один затрофеил - сжег из «Корнета» «Абрамс». Мы рады за него. Будем стараться - есть на кого равняться.
- А чего больше в твоей работе - спортивного интереса или финансовой мотивации. За «Абрамс»-то премию большую дают.
- Дают, наш товарищ уже получил. Спортивным интересом бы не назвал. Ты сам себе доказываешь, чего стоишь. Потому что все говорили, какой этот танк прям современный, неуязвимый, лучший в мире. Волей-неволей мандраж появится. А потом бац - и он горит так же, как и любая другая техника. И ты понимаешь, что никакое это не сверхоружие.
- Зачем птурщику автомат? - киваю на стоящий рядом калашников.
- Когда воюешь, понимаешь, что всякие ситуации бывают. Так что это не сувенир. Мы с автомата «Бабу Ягу» (тяжелый сельскохозяйственный дрон с минами) сбивали. А командир нам теперь охотничьи ружья раздал - куда веселее стрелять. FPV летят, тяжелые дроны. Все научились сбивать.
- Получается, у птурщика автомат - это своеобразная ПВО.
- Получается так. И антидроновые ружья у нас сейчас есть. Нечего жаловаться. Ну и автомат дали - ну что, до конца войны подержу, сдам обратно. Они ж не подарили мне его.
Мобильные группы
Кстати, вес противотанковой управляемой ракеты в контейнере - почти 30 килограммов. Плюс пусковая установка - еще 26 кг. Тепловизионный прицел штатный - еще 11. Это к вопросу о мобильности. Есть техника, на которую ПТРК устанавливаются штатно. Но на тяжелых махинах невозможно подъехать незамеченными. Поэтому на СВО родились мобильные «летучие» группы. Таких я встретил на Артемовском направлении.
Не без помощи региональных властей подразделения десантников, призванные уничтожать бронемашины ВСУ, стали более современными. Под Соледаром, на северном фланге Артемовска, я познакомился с парнями на квадроциклах, к которым прилажены противотанковые комплексы. Парни охотно делятся опытом.
- В последнее время противник меньше подгоняет техники. Раньше они позволяли себе ночные вылазки, эвакуацию, сейчас делают это гораздо реже. Группами передвигаются от двух до четырех человек. Большого скопления пехоты нет - сразу накрывает наша артиллерия. И мы работаем ПТУР, - поясняет боец с позывным «Коммерс».
На гражданке, в родном Красноярске, он был предпринимателем, таскал товар из Китая. Срочку служил в разведке, от мобилизации бегать не стал: «Родина позвала, мы пришли», - пожимает он плечами. Признается, что с «квадриками» имел дело и в мирной жизни.
- С женой в Красноярске на горках катались то на снегокатах, то на квадроциклах. Знакомая тема, - улыбается он под маской. - Машина многофункциональная. Можно и пехоту возить - три-четыре человека, если ракет нет. А с ракетами - выявляем позицию, группа экипируется, подъезжает на точку, отстреливаемся, поражаем и уезжаем. Не больше минуты занимает. В зависимости от дальности. Три километра ракета летит около 15 секунд. Такой блуждающий ПТУР - быстро, маневренно. Тут отстрелялись, в 300 метрах лежат еще боеприпасы. Подкатили туда, «задули» с нового места, снова откатились.
- По кому пуляете?
- Да буквально вчера поджарили либо гаубицу, либо танчик - ждем подтверждения, «птички» полетают, видно будет. Еще «укрепы» (укрепленные позиции. - Ред.) разбираем, блиндажики. У нас крепкая линия обороны. Мы стоим на пригорке, очень выгодное положение. Между нами поле - по нему они не пойдут. Дернется пехота, мы выкосим. Пойдут на технике, мы их этими штучками (похлопывает по ПТУР) жарить будем.
Есть мнение, что в современных боевых условиях дроны-камикадзе стали фактически летающими ПТУР. Только на порядок более дешевыми. И куда более маневренными. Но это вовсе не означает, что противотанковые ракетные комплексы пора списывать в утиль. Не каждый беспилотник с первого раза пробьет броню танка в отличие от ПТРК. К тому же управляемые ракеты, в отличие от БПЛА, не подвержены воздействию РЭБ. А значит, современные средства поражения и дальше будут взаимно дополнять друг друга на поле боя.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.