Многочисленные «гуру» ЗОЖ, продавая страждущим вечную молодость и средство от всех болезней, используют имя лауреата Нобелевской премии по медицине Ёсинори Осуми. Трудно не повестись на такое заманчивое предложение: голодай и будешь строен, молод и здоров. Дешево и сердито. Но говорить о том, что голодание способствует долголетию, все равно что утверждать, что пекарские дрожжи продлевают молодость. Именно их клетки изучал и продолжает изучать Ёсинори Осуми. Но в чем же тогда суть его открытия? Об этом в интервью «Профилю» рассказал сам ученый.
Фастинг – интервальное голодание – новый тренд рьяных апологетов ЗОЖ, предполагающий регулярный отказ от еды. Рецептов много: один-два дня в неделю, 16 часов каждый день – зависит от личных предпочтений. Мода на голодание покорила Голливуд и Кремниевую долину, о ней пишут восторженные отзывы глянцевые журналы, ею переполнена блогосфера. Главный аргумент: в основе чудо-диеты – научное открытие в области медицины. Это механизм аутофагии, за который в 2016 году получил Нобелевскую премию профессор Токийского технологического университета Ёсинори Осуми. Суть его «фитоняшки» объясняют так: под воздействием голодания клетки самоочищаются, избавляются от отработанных и вредных микроорганизмов.
Только напрасно на лекции японского ученого на XVIII ассамблее «Здоровая Москва» сотни зрителей ждали рецептов «вечной молодости», что называется, из первых уст. Действительно, аутофагия (о которой ученым известно с 60‑х годов XX века) – это процесс уничтожения внутриклеточного мусора. Да, обнаруженный Осуми ген, отвечающий за механизм аутофагии, может лечь в основу колоссальных открытий в области лечения самых разных заболеваний, в том числе рака и болезни Паркинсона. Но до этого еще очень далеко.
– Сама жизнь – это баланс между синтезом и разрушением протеинов белка. Это самое важное условие жизни. И мое исследование – это наука о жизни. Изучать механизм аутофагии в пекарских дрожжах 30 лет назад я начал из простого любопытства. Тогда еще не было электронных микроскопов, и я работал с обычными, оптическими. Изучал вакуоль (важнейший органоид клетки растений. – «Профиль»), которая тогда считалась мусором в клетке. В итоге это привело меня к открытию гена, отвечающего за этот процесс, а о нем в то время практически ничего не знали.
Мы обнаружили, каким образом белок взаимодействует с белком, как он взаимодействует с жирами. Это позволило нам понять механизм молекулы при аутофагии, как меняется мембрана вакуоли, ее пропорция и содержание в клетке. И мы увидели, что в процессе аутофагии практически все мутировавшие клетки были разрушены. Это был переворотный момент в исследовании аутофагии.
Впоследствии мы начали проводить испытания на мышах и обнаружили, что без аутофагии они погибают в течение 12 часов. То есть без нее организм жить не может. И для эмбриона, и для новорожденной мыши, и для взрослой этот процесс имеет жизненно важное значение.
– С тех пор, как в 2016 году вы получили Нобелевскую премию за открытие механизмов аутофагии, вы стали легендой среди всех апологетов здорового образа жизни во всем мире и в России. Оказывается, восклицают они, голодание – самый простой и дешевый способ надолго сохранить молодость, похудеть, излечиться от самых страшных болезней, таких, как рак, например. Как голодание связано с вашим открытием?
– Станет ли аутофагия лекарством от всех болезней? Скорее всего, нет. В ходе исследований мы постоянно меняли условия, в которых находилась клетка. Например, это низкое содержание азота, углерода и так далее. Это так называемое азотное и углеродное голодание. Мы использовали очень много условий голодания при изучении аутофагии. Но эту систему еще предстоит много анализировать: каким образом она работает, как запускается, какой продукт получается в результате? Ведь аутофагия – это не только распад белка. Появляется множество новых молекул, новые РНК.
В процессе испытаний на мышах мы узнали, что аутофагия является неотъемлемой частью адаптации к голоданию и выживания в разного рода стрессовых ситуациях. Аутофагия в клетках млекопитающих требует восстановления. Поэтому, если мы убираем определенные гены, мы видим, что вредные белки накапливаются внутри клетки, ее поведение меняется. И наоборот, аутофагия помогает бороться с вредными элементами, то есть помогает бороться с заболеваниями.
Предполагают, что аутофагия поможет в борьбе с раковыми клетками, поскольку она влияет на метаболизм и на него же влияют и раковые клетки. И поэтому при аутофагии раковые клетки не могут развиваться достаточно эффективно. Некоторые ученые считают, что процесс аутофагии можно нацелить на подавление процесса образования раковых клеток.
Как аутофагия влияет на долголетие? – это очень популярный вопрос. Многие зоны организма показали, что аутофагия имеет краткосрочный очень положительный эффект. Да, это может влиять на продолжительность жизни. Мы проверяли это на мышах. Но мы не проводили испытания на людях. Эти гипотезы влияния аутофагии на продолжительность жизни человека требуют дополнительного анализа и длительных исследований. И этим многие сейчас занимаются.
– Говорят, что человек может «нормально жить без пищи» 40 дней. Так ли это в действительности?
– 40 дней? (Смеется.) Это очень интересно! В Японии у буддистов есть такой обряд, когда они голодают 40 дней. Возможно, для них это путь к здоровью и процветанию. Но не уверен, смог бы я выжить после 40 дней голодания. Пока доказанным является только один факт: увеличение продолжительности жизни мышей в условиях голодания. У мышей короткая жизнь, и когда они голодают, их жизнь удлиняется. Но у человека жизнь очевидно намного длиннее. И чтобы понять, как влияет на ее продолжительность голодание, нужно собрать колоссальное количество данных. С уверенностью можно говорить только об образе жизни. Если человек ест много вредной еды, то тогда ему действительно лучше поголодать. А если он и так недостаточно питается, как, например, мы в Японии, то, наоборот, нужно стимулировать большее потребление еды.
– До появления фастинга различных методик голодания было немало. В России, например, большой популярностью пользовалось голодание по методике американского биолога Поля Брэгга. Есть ли вообще смысл голодать?
– Меня очень многие спрашивают о том, как я лечу рак голоданием. Но я этого не делаю! Спрашивают о том, как именно лучше голодать. Но я не врач, я этим не занимаюсь. И у меня нет ответа на эти вопросы. Не каждое голодание полезно. Какой тип голодания, кому и когда нужен, неизвестно. А вот клинические испытания нужны. Все зависит от стиля и образа жизни каждого конкретного человека. Однозначного ответа на вопрос о пользе голодания быть не может.
– Что сейчас является предметом ваших исследований?
– Сейчас мы продолжаем исследовать механизм аутофагии. В нашем теле не просто очень много клеток, все они разного типа. И в каждом – свой механизм аутофагии. Поэтому важно собрать полную базу данных по ним. Даже в дрожжах есть еще области, которые не были до конца изучены, что уж говорить о человеческом теле. Когда я начал работать над механизмом аутофагии, я не знал, что он может влиять на различного рода заболевания. Такое часто случается в биологии. Поэтому я бы посоветовал молодым ученым не заниматься популярными темами – они и без вас будут популярными. Сконцентрируйтесь на менее популярных вопросах. Я рад, что аутофагия стала такой большой темой и многие заинтересовались этим процессом.
В будущем нам предстоит решить ряд сложных задач и проблем. Вот пример одной из них. В процессе аутофагии выводятся и отработанные митохондрии. Оказалось, что это влияет и на болезнь Паркинсона – с помощью аутофагии можно избавиться от митохондрий, которые эту болезнь вызывают. Сейчас в США, Великобритании проводится много клинических испытаний в этой области.
Многие также заинтересовались аутофагией как способностью предотвратить старение. Ведь если можно будет прекратить болезни в любом возрасте, то можно будет и прекратить старение. Отсюда интерес к производству лекарственных препаратов, способствующих процессу аутофагии, средству продлить молодость и продлить жизнь. Но эта работа еще не закончена. Потребуется еще немало исследований для того, чтобы ответить на все вопросы, подтвердить или опровергнуть существующие гипотезы.
– Как вы думаете, смогут ли люди жить до 150 лет? А до 200? И как далеки от нас эти перспективы, если они есть?
– Многие сейчас задаются этим вопросом, проводятся исследования. Но мы должны помнить, что люди – не единственный вид, населяющий нашу планету. И если мы будем жить по 200 лет, то какое влияние это окажет на Землю? Сможем ли мы тогда существовать в гармонии с другими ее обитателями и способствовать ее процветанию? Не уверен, что оно того стоит.