Продажи подержанных автомашин в России бьют рекорды: более 560 тысяч штук только за август. Ажиотажный спрос, до 30% и выше, зафиксирован на бывшую в употреблении технику и электронику, а также на компьютеры кустарной сборки. Разделы «секонд-хенд» появились на ведущих маркетплейсах, включая фешен-индустрию одежды, обуви и аксессуаров люксовых брендов. Пока лишь продажи бэушной мебели отстают — рост к минувшему году составляет порядка 6%. Чего же ожидать в ближайшем будущем?
Экономисты нашли вежливый термин: утверждают, что в Россию приходит «режим разумной экономии». Хотя, если судить по официальным данным, именно в последнее время наши граждане становятся зажиточнее. Так, в 2022 году среднедушевой доход в стране увеличился на 12,4% и составил 45 272 рубля в месяц, а в 2023-м еще на 17,2%, до 53 100 руб-лей. По данным Росстата, сейчас рост продолжается. Правда, поднялась и инфляция: в 2022-м — до 11,94% (годом ранее показатель составлял 8,39%), а в 2023-м — 7,42%. Продовольственная инфляция была еще выше — 8,16%. Но в том же году в 10 российских регионах сбор подоходного налога с физлиц (НДФЛ) вырос на 20% и более. А это один из самых точных показателей повышения официальных доходов населения.
Лидерами по росту НДФЛ стали Курганская область (плюс 23,8%), Смоленская область (23,2%), Чувашия (23,1%), Татарстан (22,4%), Краснодарский край (22,3%). Еще в пяти регионах прирост подоходного налога составил около 20%: Калмыкия, Брянская область, Забайкальский и Приморский края, Тульская область. Нетрудно заметить, что в большинстве этих регионов драйвером промышленного производства стали оборонная и сельскохозяйственная отрасли, спрос на продукцию которых подняла СВО.
Прибавим сюда и города-деревни, из которых поступило наибольшее количество добровольцев-контрактников с доходами, освобожденными от НДФЛ, а потому не учтенными «зарплатной статистикой». И если раньше большинство этого населения не входило в перечни финансово благополучных, то теперь люди получили возможность тратить деньги не только по необходимости, но и от души, хотя «без лишнего шика». То есть «разбогатели» не все, но принадлежащие к большинству населения: по данным исследования ЦБ, это около 86% россиян, которые тратят все свои доходы на текущее потребление. И разбогатели они весьма относительно. А потому покупают автомобили преимущественно тольяттинские или подержанные, еще больше повышая средний возраст российского легкового автопарка — с нынешних преклонных 14,7 года до уровня 90-х годов (18 лет). Причем среди наиболее популярных брендов в этом сегменте авторынка отсутствуют «китайцы», но упрямо держатся Toyota, Kia, Hyundai и Nissan.
Спрос на подержанные бытовую технику, компьютеры и другую электронику в России вырос в 2022 году, но вместе с предложением. Россия чуть ли не ежедневно устанавливала новый исторический рекорд по количеству наложенных на нее санкций. Что сопровождалось обесценением рубля, отказами инокомпаний работать в России и ростом цен на новую технику в среднем на 30-35%. В результате уже в марте 2022-го бывшие в употреблении гаджеты продавались на треть активнее в сравнении с февралем.
Цены оказались относительно доступными. Ибо правительство РФ запретило вывозить во все зарубежные страны, помимо членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), до конца 2022 года компьютеры и другую импортную электронику, включая вычислительную технику, интегральные схемы, мониторы и т. п. Соответствующий список оборудования был опубликован на правительственном сайте. Так в России практически сразу появился обширный рынок б/у электроники, который действует и нынче.
Но возникает проблема: можно ли доверять чужому гаджету? Даже если цены на бэушное «железо», такое как процессоры, видеокарты или материнские платы, на треть, а то и наполовину ниже, чем на новые аналоги в магазинах? Плюс на вторичном рынке можно откопать устаревшие или слегка поврежденные компоненты по смешным ценам. И если средняя стоимость ноутбука на вторичном рынке на «Авито» составляет 32-35 тысяч рублей, то в соседней «скупке» можно найти за 20-25 тысяч или ниже. Но... Если покупатель не специалист, он сыграет с продавцом в лотерею с непредсказуемым результатом. Или даже с предсказуемым.
Можно испробовать другой вариант: купить компьютер кустарной сборки. В объявлениях, размещенных в интернете, обычно говорится, что эти устройства «собираются кустарным или полукустарным способом в магазине или на радиорынке согласно требованиям заказчика, который зачастую сам приносит запчасти». Специалисты утверждают, что за прошлый год количество собранных таким способом настольных компьютеров составило в стране около 260 тысяч штук. Это неудивительно, если учесть, что в нынешнем октябре в России зарегистрировано 6146 действующих малых предприятий и ИП, занятых ремонтом компьютеров и периферийного компьютерного оборудования. То есть специалистов хватает. А преимуществом такой «самосборки» может быть возможность получения от мастера именно такого гаджета, который вам нужен.
С подержанной бытовой техникой и электроникой проще. Она появилась с избытком в продаже в том же 2022 году, когда в России начали закрываться зарубежные фирмы с отъездом менеджмента на Запад. Напомним, что за прошедшие 2,5 года российский рынок безвозвратно покинули 543 из 1589 крупных иностранных компаний. Еще 505 компаний приостановили работу. Все они рано или поздно постарались избавиться не только от своих офисов, но и от находившегося в них имущества, а большинство — и от жилья (преимущественно арендного).
«Сначала нам десятками приносили чайники и кофемашины, микроволновки, вентиляторы и прочую офисную мелочь, — рассказывает Владислав, старший менеджер одного из «стоковых» магазинов Подмосковья, быстро превратившегося в «скупочный». — Затем настала очередь телевизоров, музыкальных центров и офисных тренажеров. Но когда началось затоваривание пылесосами, стиральными и посудомоечными машинами, утюгами, велосипедами, самокатами и детскими гаджетами, стало ясно: это массовый отъезд, и надолго».
Однако неожиданным для комиссионной торговли оказался долгоиграющий тренд таких товарных потоков, включая и нынешний 2024 год, и даже перспективный на завтра. «Продолжающийся в стоках рост продаж бытовой техники и электроники я для себя объясняю переменами в жилищном строительстве, — говорит менеджер Владислав. — Многие покупатели стали владельцами маленьких квартир-студий, считая их временным жильем, но с высокими требованиями к комфорту, прежде всего к насыщенности техникой, не обязательно новой. В скупках ее можно достать вдвое-втрое дешевле, чем в супермаркетах, а в крайнем случае и выбросить не жалко».
Появились и новые тенденции: периодическая замена модных гаджетов на еще более модные и дорогие. Которые ныне, при многочисленности магазинов-скупок, легко фактически «обменять с доплатой». Для молодежи это уже становится нормой.
А главы семейств нередко покупают — «в комплекте!» — подер-жанный электроинструмент для домашних ремонтов или поделок на даче. Не гоняются за дешевкой, но даже профессиональный комиссионный товар уже позволяет экономить до трети цены. А если работа закончена, и надолго, то уже использованные механизмы можно привести в порядок и продать в тот же самый магазин — получается своеобразный и весьма выгодный «шеринг».
Однако настоящий взлет продаж товаров «с чужого плеча» фиксируется в категории «Одежда и обувь». Торговая статистика свидетельствует, что в 2022 году количество операций в секонд-хендах, магазинах б/у товаров и комиссионных магазинах увеличилось в 2,3 раза. Далее россияне стали покупать в секонд-хендах реже, но тратить больше. А сам рынок вторичного добра пытается привлечь тех клиентов, которые не готовы носить уже кем-то ношеные вещи. «Мы предлагаем не только секонд-хенд люксовых брендов, но и новый товар среднего ценового сегмента, и даже люкс со стоков Европы. Цена почти не отличается от подержанных товаров, но вещь абсолютно новая», — утверждает руководитель проекта SESHKA.RU Иван Семенов.
Фильтр новых вещей несколько месяцев назад запустили на «Авито». Сейчас в категории «Одежда и обувь» 20% всех объявлений — это «одежда с биркой». В столице доля объявлений новых вещей доходит до 30%. Доля вещей с бирками растет и в других секонд-хендах, и на онлайн-барахолках. Одновременно растут и цены на менее дорогую одежду отечественных брендов. Согласно исследованию агентства Fashion Factory School, которое опросило более 150 о-течественных ретейлеров, одежда российских брендов подорожает уже к концу нынешнего года еще на 20%. Рост цен связывают в первую очередь с увеличением затрат на производство, которое начало уходить из Китая и Турции. Но... «Зарплата швеи на фабрике, где моя компания отшивает свою продукцию, может достигать 1500 долларов в месяц. Китай перестал быть дешевой площадкой производства», — говорит собственник одного из модных брендов Зульфия Ханнанова.
Повышение цен станет новой встряской для рынка, предупреждают эксперты. Предыдущую фешен-индустрия пережила в 2022 году, когда из России ушли многие западные бренды, зато их место стремительно заняли отечественные. Но после этого рынок быстро восстановился: продажи одежды и обуви в 2023 году подскочили почти на 13%, приблизившись к 3 трлн руб-лей. Причем онлайн-продажи выросли почти на треть, сейчас на них приходится половина рынка, подсчитал INFOLine. И если массовый рынок будет искать компромиссы между качеством и ценой, премиальные бренды продолжат предлагать статусный товар для своего клиента: его а-удитория менее чувствительна к скачкам цен.
Но не исключено, что в стране начнут, как это уже было в 90-е годы, появляться разделы для модников в люксовых магазинах с лейблом: «Одежда от российских звезд»...