Власти Белоруссии опубликовали для «общественного обсуждения» проект новой конституции страны. Предполагается, что до февральского референдума в текст могут быть внесены правки, предложенные гражданами. По словам опрошенных “Ъ” экспертов, ключевые цели реформы — передача части полномочий президента Всебелорусскому народному собранию (ВНС), а также создание системы сдержек и противовесов для будущего главы государства.
В понедельник на сайте президента Белоруссии появился проект новой конституции страны. На первом этапе документом занималась специально сформированная комиссия, которая собиралась на заседания с марта по июль. После этого проект конституции передали «рабочей группе специалистов», список которых, правда, нигде не публиковался. «Если уж по-народному говорить, (группа.— “Ъ”) прописывает эту конституцию юридическим языком»,— пояснял президент страны Александр Лукашенко. При этом особое внимание, судя по всему, уделялось тем пунктам, которые касаются перераспределения властных полномочий. «Главное в работе группы — не допустить разбалансированности системы органов государственной власти. Важно избежать смешения функций и полномочий ключевых органов, обеспечить согласованность их действий»,— говорил президент в октябре, когда ему представили доработанную версию документа.
Теперь слово за широкими слоями белорусского общества: гражданам предлагается присылать свои идеи по доработке документа на специальный электронный либо почтовый адрес. Для удобства читателей измененные моменты в опубликованном проекте белорусской конституции выделены зеленым — это же позволяет отследить, какие разделы основного закона переписали больше всего.
Уже в преамбуле, которая перечисляет базовые ценности государства, можно заметить уклон в консерватизм.
Например, там упомянули «сохранение национальной самобытности и суверенитет», а также «культурные и духовные традиции». Как и было обещано еще весной, в проекте конституции содержится норма, что «брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства». А в самом начале раздела «Личность. Общество. Государство» добавлены слова, что «каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства».
Самые важные изменения касаются полномочий органов власти — в первую очередь президента страны. Например, согласно ст. 81, «одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков» (сейчас ограничений на этот счет нет). А в ст. 80 уточняется: «Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества».
Полномочия президента заметно поредели — вместо многих пунктов в новом проекте коротко значится «исключен».
Например, глава государства лишен возможности назначать шесть членов ЦИКа, главу Комитета государственного контроля, а также председателей и членов Конституционного и Верховного судов. Кроме того, сообщается, что указы и распоряжения президента «не должны противоречить законам», в то время как, согласно действующей конституции, «президент издает декреты, имеющие силу законов».
Бросается в глаза и полностью зеленая (то есть переписанная) статья о том, как можно отстранить президента от должности. Согласно действующей конституции, это могло произойти лишь решением двух третей от обеих палат парламента и только в случае проблем со здоровьем и совершения президентом тяжкого преступления, например госизмены. Новый проект конституции значительно облегчает эту процедуру: «Президент может быть смещен с должности Всебелорусским народным собранием в случае систематического или грубого нарушения конституции». Появляется и возможность инициирования процесса импичмента самими гражданами — для этого достаточно 150 тыс. подписей избирателей. Впрочем, действительно ли президент совершил «тяжкое преступление», будет решать Конституционный суд, а ВНС — лишь подтверждать это решение.
Глава №3, посвященная ВНС, тоже полностью зеленая, так как ранее этот орган вовсе не был конституционным, а теперь приобретает ключевые властные полномочия.
Члены собрания будут проводить заседания не реже раза в год и смогут утверждать основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности страны, предлагать изменения в конституцию и проведение республиканских референдумов, а также вводить чрезвычайное положение «в случае бездействия президента». Право назначать и увольнять председателей и судей Конституционного и Верховного судов, которое забрали у президента, тоже передано ВНС. Однако президент все же имеет право предлагать кандидатуры, «предварительно согласованные с президиумом ВНС».
Значимой для Александра Лукашенко нормы о том, что белорусские военнослужащие не могут выполнять задания за пределами страны (в частности, ею он ранее мотивировал отказ от участия вооруженных сил Белоруссии в сирийской кампании), теперь тоже нет. Теперь же ВНС «по предложению президента» все же может инициировать военную операцию за рубежом «для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности». Кроме того, в действующей конституции говорится, что «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным». А в проекте нового документа на этом самом месте отмечается лишь, что страна «исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств».
Максимальная численность делегатов ВНС — 1,2 тыс. человек. Среди них, как упомянуто в ст. 89,— представители законодательной, исполнительной и судебной власти, местных советов депутатов и гражданского общества, а также действующий и бывшие президенты Белоруссии.
По мнению белорусского политического аналитика Артема Шрайбмана, который был вынужден покинуть страну, опасаясь уголовного преследования, «новые полномочия ВНС серьезные, но у президента — еще серьезнее».
«Тем не менее потенциал для гипотетической организации переворота есть у обеих сторон,— уверен собеседник “Ъ”.— У ВНС есть право отменить любое решение президента по соображениям национальной безопасности, есть даже полномочия давать другим госорганам и самому президенту обязательные указания. Но это лишь де-юре, а де-факто любой президент рано или поздно захочет из-под этого зонтика выйти. Все сдержки меркнут перед тем, что в руках президента остаются силовики и исполнительная вертикаль. В конце концов, он может просто не позволить ВНС собраться, так как для этого нужно собрать в одном месте около тысячи человек». При этом господин Шрайбман уверен, что Александр Лукашенко видит себя в президиуме ВНС и намерен продолжать влиять на власть даже после ухода с поста главы государства. Напомним, в феврале Александр Лукашенко обещал, что после принятия основного закона он будет готов оставить свой пост — правда, при условии, что на улицах будет «мир, порядок и никаких протестных действий».
В свою очередь, провластный белорусский политолог Петр Петровский остался недоволен тем, что новый проект конституции вышел очень «компромиссным», так как в нем были сохранены и даже добавлены новые «либеральные нормы».
«Например, добавлено ограничение по президентским срокам, эффективность которого неясна,— сказал “Ъ” эксперт.— Я бы мог понять установление верхней возрастной планки для избрания, например, в 75 лет, но президент должен быть стратегической фигурой. Кроме того, максимально облегчена процедура импичмента». Основную же мысль нового проекта конституции господин Петровский описал так: «Перераспределение полномочий направлено на формирование "коллективного Лукашенко", чтобы политические и социально-экономические завоевания были сохранены и после выборов нового главы государства. Назначение премьер-министра и судей становится коллективным. ВНС имеет определяющие функции и выступает гарантом против узурпации власти, особенно посредством уличного насилия».