9 августа могло войти в историю авиации как день первого крупного крушения пассажирского самолета, столкнувшегося с беспилотником. К счастью, этого не случилось — дрон с лайнером, набиравшим высоту над окраинами Петербурга, разминулись на несколько десятков метров. Государственная корпорация по организации воздушного движения (ГК ОрВД) начала разбирательство инцидента и поиск владельца беспилотного аппарата.
В Росавиации констатируют, что владельцы частных дронов всё чаще совершают несанкционированные и потенциально опасные полеты — за первые пять месяцев этого года официально зарегистрировано 28 случаев. В этой связи авиационное ведомство обратилось к территориальным органам с предложением модифицировать процедуру контроля за приаэродромной территорией.
Инцидент произошел 9 августа около 16 часов по московскому времени на удалении 15 км от аэродрома Пулково (Санкт-Петербург). Командир пассажирского воздушного судна одной из крупнейших авиакомпаний вскоре после взлета на высоте 1,2 тыс. м визуально обнаружил беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Дрон находился всего примерно на 80 м ниже самолета по курсу полета. Экипаж принял решение продолжить рейс, а информация о неизвестном аппарате была передана диспетчерам службы управления воздушным движением.
По данным источника «Известий», близкого к службе организации воздушного движения, географически инцидент произошел в районе Колпино, в 26 км к юго-востоку от исторического центра Санкт-Петербурга. Сотрудниками полиции в указанном районе был организован поиск, но они не смогли найти ни внешнего пилота дрона, ни сам аппарат.
В Государственной корпорации по организации воздушного движения (ГК ОрВД) подтвердили информацию о факте несанкционированного полета БПЛА. По наблюдениям авиадиспетчеров, в последние полтора года опасные ситуации с их участием стали происходить всё чаще.
— Ситуация, действительно, имела место. Заявок на использование воздушного пространства беспилотниками в данном районе на момент, когда произошло авиасобытие, не подавалось. Проводится разбирательство, — заявил «Известиям» представитель ГК ОрВД Николай Ивашов.
В Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации) сообщили, что уже проинформированы об этом событии.
— Такие события периодически повторяются. Росавиация разработала профилактические мероприятия, направленные на повышение бдительности летных экипажей воздушных судов, — отметили «Известиям» в Росавиации.
Федеральными правилами использования воздушного пространства установлен разрешительный порядок для беспилотников. План каждого полета должен быть направлен в один из центров Единой системы организации воздушного движения, откуда должно быть получено разрешение. Для полета дрона над населенным пунктом должно быть еще и разрешение органа местного самоуправления или исполнительной власти. При этом Международная организация гражданской авиации (ICAO) рекомендует странам вообще запрещать полеты беспилотников на высотах выше 150 м над уровнем земли. В некоторых государствах, например Белоруссии, максимально разрешенная высота полета дрона — 100 м.
С целью пресечения нарушений, связанных с несанкционированным запуском дронов, Росавиация в июне рекомендовала всем организациям гражданской авиации и эксплуатантам воздушных судов внести изменения в процедуры контроля за приаэродромной территорией и взаимодействия с организациями, отвечающими за обеспечение правопорядка и охраны.
Генеральный директор Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (ЭРБАС) Глеб Бабинцев заявил «Известиям», что разница высот между самолетом и БПЛА в несколько десятков метров является критической близостью. Однако этот случай будет квалифицирован как инцидент, а не авиационное происшествие, поскольку пилоту не пришлось менять скорость или траекторию полета воздушного судна.
— Владелец дрона несомненно нарушил порядок использования воздушного пространства. Статистика говорит о том, что в 99% таких случаев это происходит из-за того, что внешние пилоты БПЛА не проинформированы о том, как и где им можно летать. Поэтому нужно вести учет владельцев дронов и в неразрывной связке с этой работой заниматься их информированием о правилах полетов, — отметил Глеб Бабинцев.
По словам независимого эксперта Сергея Детенышева, сегодня полеты БПЛА невозможно эффективно отслеживать и контролировать, поскольку отсутствует необходимая техническая и нормативная база.
— В условиях фактической бесконтрольности полетов БПЛА и безответственности их владельцев большинство дронов представляют собой прямую угрозу жизни, здоровью, тайне частной жизни и имуществу третьих лиц. Системы постоянного мониторинга и гарантированной защиты от противоправных действий БПЛА должны внедряться до разрешения их полетов вне специально отведенных мест, — сказал «Известиям» Сергей Детенышев.
По мнению президента Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, прежде чем начинать осваивать беспилотные авиационные системы, необходимо ввести правовые рамки.
— У нас же процесс создания нормативной базы значительно отстает от тех реалий, в которых мы все сейчас находимся, — подчеркнул Владимир Тасун.
Сейчас Минтранс России совместно с подведомственным ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» занимаются созданием системы регистрации, учета, мониторинга функционирования беспилотных транспортных средств. Как ранее писали «Известия», на первом этапе, в 2017–2018 годах, планируется организовать учет всех беспилотных воздушных судов и начать вести реестры аппаратов, внешних пилотов, производителей, поставщиков, эксплуатантов, сервисных организаций и страховщиков.
По данным Росавиации, в 2016 году был зафиксирован 41 случай нарушения порядка использования воздушного пространства беспилотными аппаратами, а за пять месяцев 2017 года — уже 28. При этом только в 10 случаях в этом году были установлены и задержаны их владельцы. Большинство БПЛА относятся к категории любительских с массой менее 30 кг. Они имеют радиус полета от 200 м до 1 тыс. м, который может выполняться в пределах визуальной видимости внешнего пилота.