- Вы не понимаете, в какое время живете? - украинский пограничник покачал головой. Он задумчиво ходил вокруг моего чемодана, словно размышляя: потрошить - не потрошить.
- Вы что - телевизор не смотрите? - оторвавшись от компьютера, (где к моему ужасу «гуглились» данные Ворсобина В.В. ) предположил его коллега.
- Ну и как мы вас пропустим в страну без официального приглашения? - вздохнул пограничник. - Война идет. Вдруг вы едете к сепаратистам?!
- Почему. Вы. Взяли. С собой. Военный. Билет, - чеканили слева.
Я вздрогнул. Это допрашивали очумевшего мужичка с моего рейса. Говорит, приехал навестить маму. А билет…
- Не знаю, зачем я его взял, - глядел хмуро на свой «военник» в руках украинского лейтенанта российский мужичок. - Дома попался вместе с паспортом. А что нельзя?!
Злая тишина. Русский и украинец смотрят друг на друга.
- Открываем сумки! - сухая команда. - В каких войсках служили?
Рядом драконят какого-то деда.
Компьютер нашел на него компромат - кажется, за ним числился украинский паспорт. Деда тоже берут в оборот.
- Это черт знает что! - вдруг восклицаю я, забывая что я тут вообще-то на птичьих правах. - До чего мы все докатились. За каких-то полгода! В Одессу по приглашению?! Мы очумели что ль все?!
Тут как-то нахлынуло на меня. Взорвало. Вспомнил ядреный восторг моих российских друзей: «Ты едешь в Одессу?! Помоги русским отстоять памятник Екатерине!» Или: «Эти бандеровцы нам еще за Дом профсоюзов ответят!»
Вспомнил перепуганную родню: «Там же факельные шествия фашистов! Они же охотятся за русскими!»
Или разговор с коллегой:
- Ты уверен, что поездка так нужна? - спрашивал он аккуратно, - Я слышал, что россиян вычисляют в гостиницах и снимают с поездов!
- И колесуют, - нервно смеюсь, замечая - как крепнет во мне давнее полузабытое чувство. Тогда, в августе 2008-го я почти так же, нахально, прилетел в любимый Тбилиси, в 40 километров от которого стояли российские танки. Грузинское телевидение тогда глумилось над звероподобно-пьяными «иванами», российское - над неблагодарными садистами-«грызунами». (С тех пор я презираю любое телевидение, работающее на войну).
Да, тогда я сам себе казался сумасшедшим немецким репортером, приехавшим в Москву 1942-го…
- Но чувствовать себя врагом в русской Одессе…
Чушь какая-то!
Погранцы задумались. Чуть заметно кивнули. И вернули паспорт. Двери аэропорта распахнулись и вот я в Украине… Или на Украине…
Участвуя в этом бреду, согласитесь, жутко важно - «в» или «на».
КОНСПИРАЦИЯ И ЕЩЕ РАЗ КОНСПИРАЦИЯ
Несмотря на зловещие предупреждения, я сделал все ошибки российского корреспондента сразу. Заселился в гостиницу по российскому паспорту, позвонил лидеру местного Майдана Резвушкину и пророссийскому (как здесь считается) депутату местного облсовета Игорю Розову. Неизвестно что хуже.
- Думаю, что нас уже засекли, - добродушно подмигнул Розов, хотя мы сидели в сонном одесском скверике - и пока в «наружку» можно было записать лишь несколько мам, выгуливающих младенцев. Он был уверен - контакты и передвижения московского журналиста с этой роковой минуты встречи с ним будут так тщательно отслеживаться, что не дай Бог. И кажется, был этим немного горд. Впрочем, и для меня всегда почетно - получить бесплатный госэскорт. Подольше бы только погулять на свободе.
Но я сомневался. Как-то очень бесхитростно я сюда проник. Да и прогулка по безмятежной, внешне абсолютно аполитичной Одессе, приклеивала к лицу неистребимое «Да шо вы говорите!»
Одесса играла в шахматы на бульварах, гуляла по набережной, гуляла на свадьбах у памятника космополиту - Дюку. Одесса, залитая солнцем, абсолютно не выглядела так, как я представлял из России.
- Мне родня звонит из Ставрополя, беги, говорят, к нам, от лютых бандеровцев, - усмехается служащий моей гостиницы, - Что за бред! Я родню сюда зову, убеждаю, что тут спокойно. Одесса всегда будет Одессой! Кто тут хочет войны?! Но бестолку. И может… я и правда сбегу в Россию.
- ?!
- Мы ж рассчитывали, что из-за потери Крыма, нам перепадут туристы. Но сезон пропал. И цены растут…
Но через день деловитая безмятежность Одессы стала казаться странной. Через два я заметил у себя тихое раздражение… Включишь местный телеканал - по российским меркам, тишина. Словно нет никакой войны.
Кандидаты в депутаты Верховной Рады вяло токуют перед избирателями, пытаясь их как-то обнадежить. От чего все лозунги крутятся вокруг пролетарского «Я не олигарх, не чиновник, не вор!» и отчаянного «Я знаю, что делать».
Да, в одном из одесских дворов собирается горстка боевиков из «Правого сектора», который то и дело гоняют местные жители, путая их с пьяной гопотой.
При вызове милиции, боевики благоразумно исчезают.
«А как же полсотни погибших в Доме профсоюзов?» - заговорил во мне россиянин.
«А как же канонада с фронтов Новороссии?» - забарабанил военный марш патриот.
Мой знакомый одессит при слове «Дом профсоюзов» сделал страшное лицо.
- Ой, Володя, я не скажу тебе за всю Одессу. Но я тебя умоляю - зачем тебе эта темная история? - покачал он головой. - Все было спланировано. Убили людей. А что ты хочешь?
- Кто спланировал?
- Ха, а кто скажет? Ты может еще хочешь узнать - кто газ пустил?
- Какой газ?!
- А я знаю какой газ?
- Хорошо (с некоторыми одесситами надо разговаривать терпеливо). Кто пустил?
- Третья сила, - вздохнул знакомый. - В Одессе многие так говорят - кто-то не хочет, чтоб здесь было спокойно…
МЫ ОБЫВАТЕЛИ, МИШКА, А ЭТО ЗНАЧИТ...
Местный депутат Игорь Розов еще тогда, в страшном мае попытался предсказать будущее замитинговавшей было Одессы. Пока она ошарашенно наблюдала, как выносят обгорелые трупы из Дома Профсоюзов, Розов писал со своей «пророссийской» колокольни:
«Думаю одесский обыватель напуган. И очень серьезно. Полагаю, на какое-то время, власть - перепугав! - победила одеситов… Впечатление, что город пытаются научить жить правильно».
Розов входит в комиссию по расследованию событий 2 мая и железно уверен, что распространенные в народе верования о «третьей силе» миф. В побоище, по его мнению, замешаны власти. Поэтому, комендант киевского «Евромайдана» и глава Совета национальной безопасности и обороны Андрей Парубий, посетивший блок посты своих одесских сторонников накануне 2 мая, категорически отказывается являться на заседания комиссии. Розов считает, что разгон лагеря «Анти-Майдана» на Куликовом поле - дал именно Парубий.
Но, говоря о нынешней Одессе, депутат в оценках не то что осторожнее… По-одесски, циничнее что ли…
- Вы почитайте дневник одессита при румынской оккупации, - советует он. - Там хорошо видно, как легко и спокойно Одесса принимает любую власть… Она всегда ждет, что будет дальше. А потому радикальные лагеря - что с той стороны, что с этой - не делают здесь никакой погоды.
- Получается, одесситы равнодушные обыватели? - вырывается у меня.
- А что плохого в обывателях?! - вдруг сердится Розов. - Что стыдного в том, что ему не интересна политика, а тем более война? Вы знаете, какая в Одессе пенсия, которой не хватает даже оплатить коммуналку? Я вижу тетушек, которые роются в мусорных бачках. Они ходят в другой район, потому что искать продукты на помойках своих улиц им стыдно!
ХОТЕЛИ НЕМНОЖКО ПОБИТЬ, А ВЫШЛО - РЕКИ КРОВИ
Независимый кандидат бизнесмен Вадим Черный мой вопрос - кто все-таки сжег Куликово Поле, высмеял.
- Ну вы даете, - хохотнул он. - Это же так очевидно! Пятница. 2 мая. В Вашингтоне встречается Обама и Меркель по ситуации в Украине. Так как основной критерий существования государства - способность обеспечения безопасности, Киеву была поставлена задача - доказать дееспособность. Поэтому именно в этот день усилилось наступление на Донбассе, а 1 мая - русским активистам Одессы предложили по хорошему свалить с Куликова поля. Причем предложили очень по-одесски. Один из их лидеров получил 35 тысяч долларов, и послушно переставил часть палаток на окраину города (им на новом месте даже провели свет и канализацию). Приехал Парубий, сказал: снесем Куликово, набьем морды, покажем, что мы круче. По их сценарию кучка молодежи куликовцев должна была напасть на явно превосходящие силы футбольных фанатов, собравшихся на проукраинский марш. Чтобы был повод разгромить оставшийся городок на Куликовом. Милиция координировала - чтоб не было большой драки, и все шло по плану, который не предполагал столько крови. Но какой-то умник на Куликовом предложил не разбежаться - как планировали организаторы, а забаррикадироваться в Доме Профсоюзов, чтоб обороняться, «как в Сталинграде». И как водится у идиотов - они начали бросать друг в друга зажженными бутылками. Пожар. Трупы.
- То есть трагедию спровоцировала власть.
- Конечно. Но никто не предполагал, что будет столько крови. Чистая случайность! - пожимает плечами Черный.
По словам Черного, повторение в Одессе “Русской весны” как в Крыму или Донбассе при желании можно организовать. Причем легко.
- Сейчас «русское движение» от неактуальной для Одессы темы защиты русского языка, перешло на лозунги борьбы с коррупцией, - говорит он. - Сепаратизм в городе стал непопулярен - около 80 % тут индефицируют себя как «украинец», то есть «гражданин Украины». Но по опросам 7% населения поддерживают идею «Одесса вставай, Россия принимай» (В Луганске до «Русской весны» сторонников отделения, кстати, было 16%). А это 100 тысяч человек. Для беспорядков хватит и двух тысяч. Но население это не поддержит - оно просто хмыкнет и пойдет на работу. Потому что выбор у Одессы стоит не между Россией и Украиной, как в Крыму, а между войной и Украиной. Или, если хотите - между Украиной и Преднестровьем. Ведь что такое непризнанная республика: перестанет действовать судовая страховка, пять портов одесской области останавливаются и на второй день уже жрать нечего. Эту идею людям все-таки вбили.
- Но не встретят ли Россию одесситы, замученные развалом украинской экономики, аплодисментами?
- Глупый вопрос. Возьмите контроль над телеканалами и за месяц вы сможете убедить народ в чем угодно.
- Но разве желудок не влияет на мозг?
Черный задумывается.
- Если Россия построит маленький рай в Донбассе, то это будет большим аргументом, - соглашается он, как настоящий одессит. - Ведь это выгодно и логично.
«ПОХОД НА КИЕВ БУДЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНО»
Я долго искал проросийских активистов в Одессе. Большинство из них, оказывается, давно в Москве.
Просидевший неделю прикованным к батарее активист Куликова Поля Артур Григорян не стал дожидаться, когда его покалечат основательнее. И уехал в белокаменную.
Но даже его Русская правда оказалась очень одесской. Он тоже считает, что при желании Москва легко поднимет здесь восстание, но она явно того не желает.
- Мне никто не звонил из России за все время наших передряг, - говорит Григорян мне по скайпу из Москвы. - Но каждый третий одессит здесь за Русский мир. 30% населения не хочет, чтобы Украина шла на Запад. Эти люди поддерживают не Донецкую республику, и не Россию даже. А русскую цивилизацию.
- А как же отделение Одессы в составе Новороссии?
- Отделение - плохое слово. Сепаратизм - тоже плохое слово… - морщится активист. - Отделения никто не хочет. И я не хочу. Мы за сохранение канонической территории восточно-христианской цивилизации. Для меня и Киев наш русский город, и Львов. Просто их временно заняли униаты, и борьба с ними только начинается. Недаром в Донецке писали на танках «На Киев». И такой поход обязательно произойдет!
- Но это еще больше крови. Зачем?
- А вы спросите у активистов Майдана! - предложил Григорян. - Ведь Майдан - повтор февральской революции, когда экзальтированная питерская интеллигенция сбросила никому не нужного царя. Но интеллигенция, подпитанная галицким национализмом, чужая для страны. А Новороссия - это плацдарм прото-новой Украины, которая обязательно победит.
ВОЙНА ВОЙНОЙ, А УТЕСОВ ПО РАСПИСАНИЮ
Перед самым поездом в Киев я не оставлял надежды встретиться с «Правым сектором» и местными властями. Но пробиться сквозь бойкот российской прессы не успел.
- Владимир, вы словно не понимаете где вы и в какое время живете?! - сдали нервы у одного из них…
«Это будет беспощадная война двух цивилизаций!» - вспомнились слова Григоряна.
«Не бывает нищих мультикультурных стран на стыке цивилизаций. Они разваливаются», - вздохнул в моей памяти Черный.
Фирменный поезд Одесса-Киев тронулся и Утесов запел на весь вокзал:
«А жизнь остаётся
прекрасной всегда,
Хоть старишься ты или молод.
Но с каждой весною
так тянет меня
В мой солнечный,
радостный город!
В Одессу - мой солнечный город
У Чёрного моря…