В редакцию нашей газеты обратились жители Кантемировской улицы: прямо под их окнами возник нелегальный автовокзал. Корреспонденты «ВМ» разбирались в проблеме.
Выехав на место, обнаруживаем на Кантемировской улице одинокий автобус. Может, не рейсовый? Сомнения развеяла табличка на лобовом стекле: «Вешенская — Москва» с указанием промежуточных станций — станиц южных регионов России. Номера транспортного средства говорят о том же: автобус из 61-го региона, то есть из Ростовской области. И как же он тут оказался? На помощь нам приходят местные жители.
— Автобусы в Ростовскую область отправляются отсюда по вечерам, — рассказала москвичка Наталья Кокорева. — В это время здесь толпы людей с баулами. Ни пройти ни проехать! Мы как только не ругались с ними.
К нашему разговору прислушиваются другие прохожие, которые дополняют полученные нами сведения.
— На нижних этажах стало невозможно жить, — возмущается пенсионер Николай Тюрин. — Вечером хочется отдохнуть в тишине, а под окнами шум и гам.
В общем, сигнал оказался не ложным. И что делать? Как помочь людям? За ответами мы обратились к юристам.
— Перевозка пассажиров возможна только при наличии лицензии, — констатировала адвокат Виктория Данильченко. — Для того чтобы ее получить, перевозчику необходимо иметь определенное количество транспортных средств, квалифицированных водителей в штате и все подтверждающие документы. Только на основании этого Ространснадзор выдает разрешение на перевозки.
Данильченко добавила, что нужно еще и согласовать маршрут с Департаментом транспорта Москвы. Тогда каждый автобус получит идентификационный номер, а водители — маршрутные карты, где прописано время отправления и прибытия. Если перевозчик игнорирует хотя бы одно из вышеперечисленных условий, он считается нелегальным. В этом случае его накажут крупным штрафом. Юридическое лицо заплатит 500 тысяч рублей. При рецидиве штраф удваивается до миллиона рублей. Чтобы не раскошеливаться на столь крупные суммы, хитрые нарушители регистрируют транспорт на физических лиц. К ним закон гораздо мягче, штраф — всего 5 тысяч рублей.
Другое дело, что официальный перевозчик не может быть зарегистрирован как физическое лицо. Им лицензии на такую деятельность попросту не выдают.
Выслушав юриста, мы обратились в официальные ведомства, чтобы выяснить, кто должен наводить порядок в этой сфере. В Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) нас перенаправили к представителям Государственного унитарного предприятия «Организатор перевозок» — именно они, по словам сотрудников МАДИ, контролируют пассажирские перевозки в городе. Отправляем два запроса — в «Организатор перевозок» и ГИБДД.
Ответа из первой организации на момент написания материала мы не получили. А вот сотрудники ДПС откликнулись быстро. И отправились с нами в рейд по Южному округу.
Повторно на Кантемировскую улицу мы отправились уже вместе с «гаишниками» Южного округа. Нас снова встречает автобус с ростовскими номерами, только на сей раз он не страдает от одиночества: на газоне у дороги расположились десятки пассажиров. У каждого с собой — по огромной дорожной сумке, а то и не по одной. Полицейские стучат в окно автобуса. Дверь открывает заспанный водитель.
— Старший лейтенант полиции Сергей Анохин, — представляется инспектор отдела технического надзора ГИБДД УВД Южного административного округа. — Проводим проверку технического состояния транспортного средства. Предъявите ваши документы.
Более двух десятков потенциальных пассажиров, расположившихся на лужайке, внимательно наблюдают за происходящим. На лицах недоумение: неужели они сегодня в Ростовскую область не поедут? Пока инспектор изучает бумаги водителя, мы интересуемся у одного из пассажиров, где он покупал билет.
— В торговом центре у метро, — кивает Сергей Тюков в сторону станции метро «Кантемировская».
Но где именно, не признается.
Ладно. Подходим к женщине с двумя «челночными» сумками. Спрашиваем, куда держит путь и почему отправляется именно отсюда.
— Никуда не еду, — дама смотрит на нас с подозрением. — Просто так тут стою.
Тем временем в руках у инспектора Анохина водительское удостоверение и путевой лист, в котором написано, что автобус совершает рейс по маршруту Москва — Волгодонск. Что-то тут не сходится. На лобовом стекле-то табличка «Москва—Вешенская». Так куда едет таинственный автобус? Как бы то ни было, нарушение налицо. Но полицейские больше уделяют внимания техническому состоянию автобуса и оформлению документов.
— В путевом листе нет отметок о том, что водитель проходил медицинское освидетельствование, это уже является нарушением, — комментирует инспектор дорожно-патрульной службы лейтенант полиции Сергей Жабин. — Нет и отметки о технической проверке автобуса перед рейсом. Будем составлять протокол на водителя и предприятие.
Полицейские осматривают техническое состояние автобуса. Искать нарушения долго не приходится.
— Вот, глядите: на шинах имеется протертость до железного корта, — показывает рукой инспектор отдельного батальона ГИБДД УВД Южного округа Дмитрий Савенков. — На главной основной оси стоят покрышки с разной модификацией, что не допускается.
На водителя составляют еще один протокол. По этой же статье будут наказывать и руководство транспортной компании за допущенные правонарушения.
Водитель Алексей Галдин даже не возмущается, спокойно соглашается с нарушениями, дает пояснения и подписывает протоколы.
— А что обижаться, у каждого своя работа, — комментирует Алексей.
Он рассказывает, что автобус принадлежит ООО «ЮТК» (Южная транспортная компания), офис которой располагается в Ростове.
— На Кантемировской у нас по большому счету отстойник, — рассказывает водитель. — Мы привозим утром в столицу пассажиров на автовокзал «Южные ворота», а потом приезжаем сюда отдыхать. И так повелось издавна, что отсюда мы отправляемся вновь на автовокзал, но люди подсаживаются в автобус здесь. По сути, мы бесплатно везем их до автовокзала, где они покупают билет.
То есть водитель подтвердил, что остановка здесь существует и она нелегальная. Место здесь под посадку не оборудовано. Интересуюсь у Алексея Галдина, почему он делал остановку именно здесь.
— Руководство сказало, — отвечает водитель, ссылаясь на своего начальника Евгения Александровича.
— А фамилия его?
— Не знаю, вот номер, поговорите с ним сами, — диктует цифры водитель.
Набираю. Но владелец телефона почему-то постоянно сбрасывает звонки. Вскоре понимаю почему. Недалеко стоит второй водитель, который разговаривает по телефону, поглядывая в нашу сторону. Видно, уже доложил руководству о проверке.
А в это время Алексей Галдин жалуется инспекторам на тяжелый труд: ночь в пути в столицу, днем отдыхает, а потом обратно — снова в ночь. После двух выходных — в новый рейс.
Корреспонденты «ВМ» решили не дожидаться официального ответа от «Организатора перевозок». Напомним, что именно это предприятие отвечает за порядок в пассажирских перевозках. Связываемся с пресс-службой по телефону. Оказалось, что организация в курсе происходящего. Сигналы поступали, и ее представители выезжали на Кантемировскую, но... никого не обнаружили. Еще раз просим представителя предприятия подготовить бумагу с официальным ответом — как «Организатор перевозок» собирается решать обозначенную проблему. Хотелось бы, чтобы ответственное предприятие взяло ее на контроль.