Visa снизила тарифы за прием карт для крупных маркетплейсов, узнал РБК. Компания поменяла тарифы вскоре после спора с Wildberries из-за скидок и комиссий при оплате через разные платежные системы
Международная платежная система Visa ввела специальные тарифы за прием карт к оплате для крупных онлайн-магазинов: теперь ее размер составит от 1,2 до 1,5% от стоимости товара в зависимости от объемов онлайн-продаж. Изменения вступают в силу 1 февраля 2022 года, говорится в бюллетене Visa. РБК ознакомился с документом, его подлинность подтвердили два источника на платежном рынке. О получении письма также сообщили в Газпромбанке, Промсвязьбанке и МКБ. Под критерии участников новой программы подпадают такие маркетплейсы, как Ozon, Wildberries и другие. Раньше отдельных тарифов для крупных онлайн-ретейлеров у Visa не было.
Речь идет о межбанковской комиссии, или интерчейндже. Это часть эквайринговой комиссии — общего тарифа за прием карт, который банк взимает с магазина. Размер интерчейнджа устанавливает платежная система, но он является доходом банка, выпустившего карту покупателя (эмитента), а перечисляет ее банк продавца (эквайер). В эквайринговой комиссии доля интерчейнджа составляет примерно 70%. Сейчас размер интерчейнджа в e-commerce составляет от 1,9 до 2,4%, эквайринговая комиссия для крупного бизнеса — 2%, для среднего — 2,4%, рассказал РБК президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Если размер интерчейнджа выше эквайринга, то эту разницу доплачивает банк, обслуживающий продавца. Свои расходы он компенсирует за счет стоимости других услуг и продуктов для бизнеса, уточнил Соколов.
Новая программа рассчитана на то, чтобы стимулировать дальнейшее развитие электронной коммерции в России, объяснил РБК представитель Visa. Он уточнил, что электронная коммерция в России бурно развивается в последние годы: «С начала пандемии количество транзакций по картам Visa за покупки товаров в интернете выросло на 31%, что говорит о популярности у потребителей цифровых каналов торговли».
Какие новые правила установила Visa
Программа для онлайн-ретейлеров будет действовать три года. Чтобы получить льготные тарифы, магазинам необходимо выполнить ряд условий.
Общий годовой объем платежей на сайте магазина (не в пункте выдачи заказов и не при доставке) должен составлять от 25 млрд до 150 млрд руб. В этом случае размер межбанковской комиссии составит 1,4% для токенизированных платежей через Apple Pay, Samsung Pay и т.п., 1,5% — для платежей с вводом карточных данных.
Если общий годовой объем интернет-транзакций превысит 150 млрд руб., то размер интерчейнджа для токенизированных платежей составит 1,2%, для карточных — 1,3%.
На торговой площадке должна отсутствовать ценовая дискриминация по картам Visa.
Кроме крупных маркетплейсов льготные тарифы с 9 июля 2022 года установлены для онлайн-магазинов мебели и товаров для дома с большим объемом продаж, с 6 августа 2022 года — для крупных онлайн-магазинов бытовой техники.
Более низкие ставки по токенизированным платежам представитель Visa объяснил тем, что такие транзакции более безопасны, поэтому с помощью ставок компания стимулирует участников платежной экосистемы активнее внедрять более передовые платежные технологии.
Крупнейшими онлайн-магазинами в России по итогам 2020 года являются маркетплейсы Wildberries (онлайн-оборот 413,2 млрд руб.) и Ozon (197 млрд руб.), магазины электроники и бытовой техники «Ситилинк» (132,7 млрд руб.), DNS (116,7 млрд руб.), «М.Видео» (113,2 млрд руб.), следует из данных аналитического агентства Data Insight. За девять месяцев 2021 года оборот Wildberries увеличился на 89% год к году, до 538,9 млрд руб., рассказал представитель компании. Согласно рейтингу топ-100 крупнейших интернет-магазинов в России по итогам 2020 года, под новые требования Visa по объему платежей подпадают 16 магазинов.
Что предшествовало изменению политики Visa
Изменения в тарифах произошли после спора Wildberries и западных платежных систем о скидках и комиссиях в зависимости от способа оплаты товаров. В августе Wildberries объявил, что теперь при оплате покупок картами «Мир», через Систему быстрых платежей или SberPay покупатели смогут сэкономить 2% от стоимости товаров. Новую ценовую политику онлайн-ретейлер объяснил тем, что у международных игроков более высокий интерчейндж. После начала акции на сайте маркетплейса появилась не скидка к цене товара при оплате российскими платежными системами, а надбавка в размере 2% при оплате картами Visa и Mastercard.
Международные платежные системы увидели в этом введение дополнительных комиссий при оплате своими картами, что нарушает их правила. Visa и Mastercard попросили банки-эквайеры разобраться в ситуации. Wildberries несколько раз менял описание цены на сайте и в итоге убрал надбавку при оплате картами обеих систем, оставив информацию о скидке. В октябре Visa заявила, что больше не фиксирует нарушений своих правил со стороны компании. Вскоре Wildberries снизил скидки по российским платежным системам с 2 до 1%, а с 9 ноября вообще отменил эту разницу на время крупных распродаж и предоставил для всех карт одинаковые условия.
«Наша компания провела большую работу совместно с российским банковским сообществом и международными платежными системами — в результате нам удалось достигнуть договоренностей по новым тарифам для всей интернет-торговли, социальная значимость которой в последние годы значительно выросла», — рассказал РБК представитель Wildberries. Он подчеркнул, что Wildberries первым из онлайн-ретейлеров публично обратил внимание на «перегретость» тарифов международных платежных систем и необходимость их корректировки.
Visa регулярно пересматривает ставки межбанковской комиссии в целях поддержания баланса между всеми участниками платежной экосистемы, напомнил, в свою очередь, представитель платежной системы: «Мы видим возникающие дисбалансы с точки зрения текущего уровня развития электронных платежей и инфраструктуры их приема и используем механизм межбанковских комиссий для приведения ситуации в соответствие с рыночными реалиями».
РБК направил запросы в Mastercard и Ozon.
Как новые комиссии повлияют на онлайн-продажи
По словам представителя Wildberries, снижение тарифов сделает онлайн-торговлю более доступной для бизнеса и покупателей. По мнению Артема Соколова, ретейлеры могут направить сэкономленные на эквайринге средства на развитие инфраструктуры, доставку товаров в труднодоступные населенные пункты и улучшение сервиса. Кроме того, они будут стимулировать предоплаченные платежи за счет скидок и баллов при оплате на сайте, прогнозирует эксперт.
К удешевлению стоимости товаров снижение эквайринговых комиссий обычно не приводит. После того как ЦБ в 2020 году ввел временное регулирование эквайринговой ставки для онлайн-торговли, чтобы поддержать бизнес в пандемию, банки отмечали, что на ценах для потребителей это не отразится. В пример они привели опыт США и Европы, где регулирование эквайринговых комиссий не привело к снижению стоимости товаров и услуг. Позже и сам ЦБ признал, что последствия такого регулирования оказались негативными: банки сворачивали программы лояльности, направленные на стимулирование клиентов платить картами, а цены на товары не снизились. Сейчас контроль за тарифами Банк России не осуществляет.
Размер конечной эквайринговой комиссии будет зависть от банков, которые ее устанавливают. «Тарифы в договорах не зависят напрямую и не привязаны к комиссиям платежных систем. Это всегда предмет отдельных договоренностей между банком и компанией-партнером», — объясняет заместитель начальника департамента карточных продуктов и услуг Газпромбанка Алексей Довгополый. «Ценообразование банка по продуктам эквайринга напрямую связано с затратами, формирующими себестоимость, из которых размер интерчейнджа самый крупный по объему, поэтому в случае вступления в силу новых ставок это изменение найдет отражение в конечных тарифах для клиентов», — добавляет представитель банка «Открытие».
Пересмотреть размер эквайринговых комиссий готовы «Открытие», «Русский стандарт», Промсвязьбанк, Газпромбанк, сообщили РБК их представители. МКБ формирует конкурентоспособный продукт, исходя из комплексного обслуживания предприятия, а не только основываясь на точке окупаемости по эквайрингу, сказал управляющий директор по развитию эквайринга МКБ Марк Баранов.
Крупнейшие эквайеры — Сбербанк и ВТБ — не ответили на запросы РБК.