На востоке Москвы появится первая в России линия скоростного трамвая, разгоняющегося до 75 км/час. Подобный вид транспорта уже давно и успешно курсирует во многих мегаполисах мира.
Столичные власти объявили конкурс на проектирование трамвайного пути от 3-й Владимирской улицы до района Ивановское. Планируется, что трамвай поедет по отдельной полосе, обособленной от проезжей части. В тех местах, где «выделенку» сделать невозможно, установят специальные дорожные знаки: чтобы все участники дорожного движения пропускали трамвай.
Таким образом пассажиры трамвая не попадут в пробку. Как предполагается, по маршруту будут передвигаться 40 единиц подвижного состава в час в одном направлении. Максимальная скорость трамвая составит 75 км/час. Средняя — 25–30 км/час. Обычный трамвай, для сравнения, ходит со скоростью 13–15 км/час.
Пожалуй, главное новшество — в оплате проезда. Чтобы сократить время посадки в вагон, пассажиры будут проходить через турникет не в салоне, а… на остановке. Каждая из них, как планируется, будет представлять собой огражденную платформу.
— Протяженность путей составит около четырех километров, на них разместятся четыре остановки, — рассказали «ВМ» в столичном Департаменте строительства.
Для сравнения: среднее расстояние между остановками обычного трамвая — 400–500 метров. До конца этого года проект планировки трамвайной линии будет утвержден. Затем власти объявят конкурс на строительство линии. Уже в 2017 году, как ожидается, новый вид трамвая поедет по Москве.
Кстати, эта линия не единственная. Уже утвержден проект планировки трамвайной ветки, соединяющей Бирюлево со станцией метро «Пражская». Протяженность линии составит 8,2 километра, в том числе 2,1 километра — в эстакадном исполнении. Благодаря новой линии станет проще передвигаться жителям сразу четырех окраинных районов: Чертаново Центральное, Чертаново Южное, Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил Блинкин, директор Института Экономики транспорта ВШЭ:
- Современные трамвайные конструкции — они называются LRT — широко распространены в городах Европы. Их принципиальное отличие от обычного трамвая в том, что на скоростную линию автомобилисту никак не попасть. Причем трамвайные конструкции намного эффективнее обособленных автобусных полос. Дело в том, что на автобусных полосах ограничения носят административный характер: висит запрещающий знак, штраф могут выписать, а могут и нет. А на рельсах ограничения инженерные. И захочешь — не заедешь!
Александр Чекмарев, эксперт по общественному транспорту центра «Пробок.нет»:
- Я бы не сказал, что в Москве собираются строить полноценный скоростной трамвай. Чтобы он был по-настоящему скоростным, для него необходимы не просто выделенные полосы, но и тоннели либо эстакады в местах пересечения с другими дорогами. А вдруг авария на перекрестке? Тогда наш трамвай встанет... С другой стороны, эти линии — большой шаг вперед. Мы получим достаточно быстрый и комфортный транспорт ХХI века. К тому же линии, что очень важно, будут строиться в районах, где они очень-очень нужны, потому что там метро пока нет. Трамвай частично его заменит.
СКОРОСТНЫЕ РЕЛЬСЫ ИЗБАВЯТ ОТ ПРОБОК
Во многих городах мира трамваи превратились в настоящую палочку-выручалочку. Если где-то не проложено метро или неудобно расширять дорогу, на помощь приходит трамвай. Этот, казалось бы, старомодный вид общественного транспорта и сегодня успешно соперничает с подземкой и автобусами. Скоростные трамваи есть в Берлине, Варшаве, Цюрихе, Стокгольме. Так, во французском Лионе трамвай связывает город с аэропортом и на некоторых участках разгоняется до ста километров в час.
А в американском Сан-Франциско трамвайные маршруты вообще превратились в своего рода заменитель подземки. На отдельных участках трамваи Muni Metro даже забираются под землю. Чтобы узнать, как работают калифорнийские трамваи, «Вечерняя Москва» дозвонилась до представителя Транспортной ассоциации Сан-Франциско Кристен Холланд.
- Кристен, здравствуйте. Я журналист из Москвы, хочу поговорить с вами о трамваях. Вы давно на рельсах?
- О, привет! Да, в Сан-Франциско трамваи действуют еще с 1860 года. Это были машины на паровой и конной тяге. А в 1891 году появилась первая электрическая линия.
К скоростным трамваям мы пришли в 1980 году. Тогда же центральный маршрут спустился под землю. Тоннели действуют под основной главной улицей города Маркет-стрит. Решение это очень удобное: трамваи не мешают движению транспорта, в то же время добраться до остановки очень просто. Здесь же, на Маркет-стрит, действует транспортно-пересадочный узел — с трамвая можно пересесть на Caltrain (система пригородных поездов, действует по большей части штата Калифорния).
- Так это уже подземка?
- Нет, не в классическом понимании этого слова. Трамваи остаются трамваями, они получают энергию не от контактного рельса, а с кабеля сверху. Но есть и сходство: у нас 16 подземных станций неглубокого залегания и 13 эстакадных станций. При строительстве было сделано все, чтобы станции были удобны для доступа пассажиров и минимально пересекались с потоком машин.
- В чем преимущества трамвая перед автобусами или метро?
- Наш трамвай всегда придет по расписанию. В отличие от автобуса трамвай не стоит в пробке, это экологически чистый транспорт. Сеть разбросана по всему городу, так что это самый удобный вид общественного транспорта в нашем городе. Подземка, конечно, быстрее. Но ее строительство дороже в десятки раз, а в ряде мест геологически невозможно.
- В Москве огромные пробки, есть метро, но решено проложить и трамвайную линию...
- Это правильно. Трамвайные линии можно пропускать там, где сложно или невозможно копать тоннели метро. Это дешево. Вообще, решение транспортных проблем должно быть комплексным. Разные виды транспорта должны дополнять друг друга.