В ближайшие выходные в Олимпийском парке Сочи состоится историческое событие. Здесь, в столице зимних Игр-2014, определится победитель Гран-при России в классе "Формулы-1". Автогонок такого уровня в нашей стране не было еще никогда.
Россия шла к этому знаменательному событию целый век. Возвращение на международную автоспортивную арену произойдет ровно 100 лет спустя после последнего Гран-при России, датированного далеким 1914 годом, когда "Формулы-1" как гоночной серии еще не существовало.
Сочинскую трассу построили там, где всего полгода назад гуляли болельщики, приехавшие на Олимпиаду. Теперь рядом с красавцами-дворцами на сумасшедшей скорости будут пролетать мощные болиды "королевских" гонок. Длина круга впечатляет - 5853 метра. По протяженности он уступает только британскому Сильверстоуну и бельгийскому Спа. Впрочем, размеры трассы - далеко не главный показатель в "королевских гонках". И для пилотов, и для зрителей куда важнее ее конфигурация и возможность совершать обгоны.
В этом плане Сочи должен приятно удивить всех. Трасса, построенная известнейшим Германом Тильке, достаточно широка для маневра - от 13 до 15 метров. Она вместила 18 поворотов, из которых 12 - правые. Есть и длинная прямая, на которой машины "Формулы-1" могут разогнаться аж до 320 километров в час. Средняя скорость тоже впечатляет - порядка 215 километров в час. Так что осмотреть красоты Олимпийского парка пилоты смогут меньше чем за 100 секунд.
Первыми возможности этого трека месяц назад оценили участники Российской серии кольцевых гонок, которые провели здесь один из этапов чемпионата страны. И главное впечатление, которое вынесли пилоты - трасса сложная, быстрая, и на ней есть как минимум три участка, очень удобных для обгона. Для профессионалов это совсем немало, так что гонка обещает быть богатой на события.
Увидеть живьем заезды лучших гонщиков мира на любом Гран-при - удовольствие недешевое. Билеты на этап в Сочи стоили от 5 тысяч рублей до 220 тысяч. Действуют они, кстати, не только на саму гонку, но и на весь уик-энд. И занимать места болельщики могут уже утром в пятницу, когда состоится первая свободная практика. В субботу тоже будет нескучно, ведь помимо квалификации "Формулы-1" запланированы и заезды младших серий - GP2 и GP3. Именно в них выступают молодые таланты, которые потом дорастают до "королевских гонок". Здесь же, к слову, еще год назад выступал наш Даниил Квят, заслуживший приглашение в команду "Торо Россо", а уже в следующем сезоне российский пилот заменит в "Ред Булле" самого Себастьяна Феттеля, четырежды становившегося чемпионом мира в "Формуле-1".
Для Квята, разумеется, гонка в Сочи будет особенной. И сумасшедшая поддержка ему обеспечена. Ну а особенно усердно за Даниила наверняка будут болеть на трибуне Т4, которую назвали в честь Даниила Квята. Купившие на нее билеты получат в качестве бонуса памятные сувениры. Впрочем, и всех остальных гостей обеспечат атрибутикой по полной программе - рядом с трассой будут работать фирменные магазины команд и спонсоров, а 9 и 12 октября на главной сцене автодрома запланированы автограф-сессии пилотов.
Что же касается других важных для зрителей моментов - транспорта, безопасности, организации прохода на трибуны, то здесь все продумано и отработано давно. И олимпийский опыт организаторы Гран-при используют на автогонках. Скажем, как и во время Игр, из Большого Сочи и аэропорта в Олимпийский парк будут ходить скоростные поезда.
- Режим действия поездов "Ласточка" будет аналогичен олимпийскому. Также обладатели билетов и аккредитаций смогут ездить на них бесплатно. А по масштабам это будет сравнимо с самыми массовыми мероприятиями, проводившимися в Олимпийском парке: церемониями открытия и закрытия Игр, - рассказал "РГ" промоутер Гран-при России "Формулы-1" Сергей Воробьев. - У нас зрителей будет даже больше - 55 тысяч человек. Плюс 6-7 тысяч людей из обслуживающего персонала. Режим транспорта также продуман с учетом олимпийского опыта: в Имеретинской низменности будут курсировать шаттлы, которые позволят нам освободить ее от автомобилей. Поэтому призываем гостей полностью насладиться отдыхом и позволить довезти себя общественному транспорту. Это будет максимально комфортно.
Если же говорить о претендентах на победу в гонке, то тут фавориты сомнений не вызывают. В этом сезоне сражаться на равных с "Мерседесом" не под силу никому. И между двумя пилотами этой команды - Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом - идет яростная борьба за титул. В начале чемпионата удачливее был Нико, но три последние гонки остались за Льюисом, который опережает напарника в личном зачете на 10 очков. Впрочем, поскольку для всех без исключения пилотов Гран-при России пройдет на незнакомой трассе, нельзя не исключать сюрпризов.
И главный сюрприз для гонщиков - абсолютная неизвестность. Трасса новая, как себя поведет на ней техника? Как себя поведут шины? Какие коварства таит асфальт? Не стоит забывать, что автомобиль касается дороги всего лишь четырьмя пятнышками шин, размером с ладонь. От правильного их выбора зависит зачастую и исход гонок. Но так как трасса новая, мало кто имеет представление о том, что на ней стоит применять, какие настройки устанавливать.
Пока, по мнению специалистов, трасса отличается низкоабразивным асфальтом. То есть она попросту скользкая. Если, не дай бог, пойдут дожди, то удержать на ней болид будет очень тяжким трудом как пилота, так и техников. А если учесть, что вся она находится в низменности, окруженной горами, то и скорого высыхания ее ожидать не следует.
В маршруте заложено еще несколько коварных моментов: в длинном повороте придется доворачивать болид. То есть придется держать ухо востро. Кроме того, традиционная особенность новых трасс заключается в том, что битум выделяет масла. На поверхности образуется микропленка, которая невооруженным глазом практически незаметна, но при этом сильно мешает шинам цепляться за асфальт. Со временем этот эффект уходит. Но времени с момента постройки трассы прошло мало. Так что это тоже будет неприятным моментом для пилотов.
Смоделировать на компьютере саму трассу и поведение болида при разных условиях - это одно. Такие технологии облегчают подготовку пилотов. Но запрограммировать все нюансы невозможно. Трассу нужно буквально потрогать руками, а потом испытать на ней шины.
По словам консультанта компании-производителя шин Жан Алези, при моделировании невозможно учесть абсолютно всё. Поэтому пилотам и инженерам предстоит тщательно изучить трассу.
- В первый день трасса будет особенно грязной, по ней будет очень сложно ехать, - говорит он. - В таких условиях довольно сложно понять, какие настройки нужны и как на самом деле ведут себя шины. Не имея в своем распоряжении никакой предварительной информации, можно неправильно разобраться в ситуации и пойти по неверному пути настройки болида. Это еще больше повышает уровень сложности выступления на новой трассе.
Чтобы свести влияние всех этих факторов к минимуму, большинство команд выбрали шины средней и мягкой жесткости. Шины средней жесткости хорошо работают в довольно широком диапазоне низких рабочих температур. Мягкие шины, наоборот, показывают высокое качество в диапазоне высоких температур. Среднестатистическая температура в Сочи в этот период составляет от 15 до 20 градусов - это комфортный режим для мягких шин. Однако многие команды выбрали себе сверхмягкие шины. Возможно, они рассчитывают на температурные рекорды в Сочи. Или просто предполагают, что гонка будет настолько горячей, что эти шины как раз ей подойдут. Среди них, кстати, главные претенденты на лидерство - представители Германии. Еще несколько команд предпочли мягким шинам жесткие.
В ходе заездов предполагается два-три пит-стопа, поэтому на трассе у команд будет возможность скорректировать свою техническую политику. Осталось только посмотреть, кто из них не прогадал.
Интересные факты о "Формуле-1"
Первый чемпионат мира в гонках "Формулы-1" прошел в 1950 году. Первым этапом стал Гран-при Великобритании на трассе Сильверстоун.
В 2010 году российский пилот Виталий Петров дебютировал в "королевских гонках" в составе команды "Рено". За три сезона участвовал в 58 этапах, один раз оказался на призовом подиуме (третье место на Гран-при Австралии в 2011 году) и набрал 64 очка.
Самым возрастным гонщиком в истории "Формулы-1", выигравшим чемпионат мира, стал аргентинец Хуан Мануэль Фанхио. Он победил в 1957 году, когда ему было 46 лет и 41 день.
Даниил Квят в свои 19 лет стал самым молодым пилотом в истории, завоевавшим очки в гонке. Даниил финишировал в этом сезоне девятым на Гран-при Австралии, заработав два балла.
Всего 32 гонщика выигрывали чемпионат, при этом немец Михаэль Шумахер является рекордсменом - он выиграл титул семь раз. Кроме того, Шумахер приходил первым к финишу в 212 гонках.
Из действующих пилотов звание чемпиона четыре раза выиграл немец Себастьян Феттель. Он же является самым молодым чемпионом в истории, выиграв титул в 23 года и 145 дней.
Проекты проведения Гран-при "Формулы-1" в России (СССР) появились еще в 80-х годах прошлого века. Вместо Гран-при Венгрии 1986 года первая гонка в социалистической стране могла пройти в СССР.
Покрытие каждой трассы для гонок "Ф-1" уникально. В Сочи трек состоит из "пирога": первые два слоя являются основой и состоят из стандартных материалов - песка, щебня, гравия и битума. А вот финальное покрытие содержит ряд полимерных добавок, позволяющих добиться особой прочности и высокого качества сцепления колес с дорогой. Асфальт укладывался при температуре около 158 градусов по Цельсию. Работы по третьему слою, толщина которого пять сантиметров, велись по технологии непрерывной укладки с одновременным использованием пяти катков и одного асфальтоукладчика.
Чемпионаты "Формулы-1" всегда были опасными для жизни пилотов. За время существования "Ф-1" погибли 46 пилотов. Последняя трагедия датирована 1994 годом, когда в Италии разбился легендарный бразилец Айртон Сенна.
Единственный Гран-при в гонках "Формулы-1", проведение которого занимает не три, а четыре дня, - это Гран-при Монако. Свободные заезды там традиционно проводятся в четверг, а не в пятницу (которая остается свободной и используется командами для многочисленных вечеринок и экскурсий для знаменитостей). Кроме того, в Монако и других уличных гонках все канализационные люки приваривают к земле, потому что их подымает в воздух аэродинамическая сила карта.
В чемпионате мира "Формулы-1" за всю ее историю выступали всего пять женщин-пилотов. Это Мария Тереза де Филлипс, Лелла Ломбарди, Галика Дивина, Дезире Уилсон, Джованна Амати. Из них только одной - Лелле Ломбарди - удалось набрать очки: на Гран-при Испании 1975 года она получила 0,5 очка за 6-е место на финише, поскольку гонка была остановлена до момента достижения 75% дистанции.
Команды "Формулы-1" также называются конюшнями по аналогии со скачками, популярными в Великобритании, в которой и зародилась "Ф-1". Это происходит из-за того, что первыми боксами для болидов были старые конюшни.
Где будем смотреть
10 октября, пятница, Россия 2
09.55 - свободная практика - прямая трансляция.
13.55 - свободная практика - прямая трансляция.
11 октября, суббота , Россия 2
14.50 - квалификация - прямая трансляция.
12 октября, воскресенье, Россия 1
14.30 - Гран-при России, гонка - прямая трансляция.