Сирийский военный самолет был сбит истребителем возглавляемой США коалиции в провинции Ракка. В то время как американцы обвинили сирийского летчика в том, что тот наносил удары по «умеренной» оппозиции, официальный Дамаск утверждает, что целью миссии было нанесение ударов по террористам ИГИЛ («Исламское государство», ИГ/ИГИЛ — запрещенная в России и других странах группировка). Минобороны РФ в понедельник заявило, что отныне все, что летает в Сирии в зоне действия нашей авиации, будет браться на сопровождение средствами ПВО в качестве воздушных целей. И вот это уже не просто громкое заявление, а весьма жесткое действие.
Как утверждает Пентагон, истребитель-бомбардировщик Су-22 сирийских ВВС был сбит самолетом F/A-18E Super Hornet после того, как сбросил бомбы рядом с позициями поддерживаемых американцами «Сирийских демократических сил». Это первый случай в истории сирийского конфликта, когда возглавляемая США коалиции сбила самолет правительственных сил САР. Более того, не исключено, что это первый со времен войны в Косово (1999 г.) случай, когда американский самолет в воздушном бою сбивает управляемый летательный аппарат.
Западными информагентствами сообщается, что этот инцидент произошел в воскресенье днем близ города Табка, где бойцы «Сирийских демократических сил» ведут бои против боевиков «Исламского государства», удерживающих Ракку. Американцы утверждают, что они попытались, используя частоту аварийной радиосвязи, заставить сирийский самолет улететь — но безуспешно. Тогда F/A-18E Super Hornet с авианосца George H. W. Bush нанес по нему удар. Пилот сбитого самолета был объявлен пропавшим без вести, сообщает Би-би-си.
Дамаск осудил «вопиющее нападение», которое может иметь «опасные последствия». Американцы, в свою очередь, не скрывают, что атака на сирийский самолет была «демонстрацией силы».
Но при этом Пентагон уверяет, что западная коалиция «не стремится воевать с силами сирийского режима, русскими или сторонниками режима», однако предупреждает о намерении защищать коалиционные и союзные им силы от любой угрозы.
Несмотря на то что в воздухе боестолкновение такого рода в Сирии было первым, ранее Соединенные Штаты не раз наносили удары по войскам сирийского президента Башара Асада и отрядам его сторонников. В частности, в июне американцы сбили близ границы с Ираком беспилотник, изготовленный в Иране и принадлежащий союзникам Асада. В мае американцами с воздуха был нанесен удар по конвою сторонников сирийского правительства, двигавшемуся в сторону базы в ат-Танфе, на которой западные советники готовят бойцов оппозиции. А в апреле 59 ракет «Томагавк» были запущены американскими военными по авиабазе сирийской армии после того, как правительственные силы были обвинены в химической атаке в провинции Идлиб. А в сентябре прошлого года самолеты американской коалиции вместо позиций «Исламского государства» разбомбили солдат сирийской армии — погибли 62 военнослужащих.
Ясно, что история с самолетом — новое свидетельство того, что нарастает эскалация противостояния между силами, поддерживающими президента САР Башара Асада, и США. И ничего хорошего из этого не следует: единственными «выгодоприобретателями» в этой ситуации, похоже, оказываются террористы из ИГИЛ.
Тем более что и Россия крепко обиделась на западных партнеров. Причем, по мнению военных экспертов, не столько из-за сбитого летчика, сколько из-за того, что инцидент произошел в зоне, где работала наша авиация. А значит, была потенциальная опасность для российских ВКС. Минобороны заявило: «...в воздушном пространстве Сирии в данный период времени (когда был сбит Су-22. — Ред.) выполняли задачи самолеты российских ВКС. Однако командование коалиционных сил не использовало существующий канал связи между воздушными командованиями авиабазы Эль-Удейд (Катар) и авиабазы Хмеймим для предотвращения инцидентов в воздушном пространстве Сирии. Рассматриваем данные действия американского командования как сознательное невыполнение своих обязательств в рамках Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии от 20 октября 2015 г.
Министерство обороны Российской Федерации с 19 июня с.г. прекращает взаимодействие с американской стороной в рамках Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии и требует тщательного расследования американским командованием с предоставлением его результатов и принятых мерах.
В районах выполнения боевых задач российской авиацией в небе Сирии любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные западнее р. Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными и воздушными средствами противовоздушной обороны в качестве воздушных целей».
Заявление крайне серьезное. Оно не означает, что теперь наши будут сбивать все подряд. Это мера обеспечения собственной безопасности. Дело в том, что «сопровождение в качестве воздушных целей» — это малоприятный момент для сопровождаемого. Проще говоря, любому летательному аппарату, попавшему в зону действия наших средств ПВО, придется во избежание неприятных последствий вести себя ровно так, как потребуют российские военные. А технических возможностей перекрыть радарами вообще все небо Сирии у России с лихвой. Большую часть этой страны и так «видит» установленный у базы Хмеймим комплекс ПВО С-400. Так что вольготные полеты для коалиции во главе с США в Сирии закончились.
Тем временем Корпус стражей исламской революции сообщил, что с территории Ирана в воскресенье было выпущено несколько ракет «земля–земля» среднего радиуса действия, которыми был нанесен удар по боевикам ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор на востоке Сирии. Очевидно, это было сделано в ответ на недавние теракты, осуществленные сторонниками «Исламского государства» в Тегеране.