Не надо все валить на Кайо, хоть, конечно, он сотворил редкую на таком уровне форму игрового идиотизма. Более мягко, извините, сказать не получается.
Не получается сказать это не только о бразильце, но и обо всей его команде во втором тайме.
Нельзя так отдавать инициативу в большинстве! Вы все, не «быки», а телята, своей игрой во втором тайме организовали то, что натворил этот молодой, спешно переделанный из опорного хавбека защитник. Вот, к слову, и результат этой переделки, когда дело доходит до такого уровня.
Нельзя выходить на второй тайм 11 на 10 с мыслью удержать счет, что чувствовалось каждую секунду! Появление Сорокина — если оно, конечно, не было вызвано травмой Рамиреса — стало знаком такого подхода. И Сорокина затрясло первым (что сразу заметил Сафонов и «напихал» ему по полной, и на пустом стадионе это было слышно даже через телеэкран), а от него передалось остальным.
Нельзя позволять сопернику создавать столько моментов, сколько у него в первом тайме и близко не было!
Нельзя команде, которая, как мы знаем, любит контролировать мяч и играть в него, трусливо отдавать его!
Нет, все понятно — громадный опыт «Севильи», куча победителей Лиги Европы в составе, в том числе все ключевые — де Йонг, Окампос, тренер Лопетеги. Да еще и Ракитич, который столько всего в «Барселоне» выиграл, а теперь начал при 0:2 процесс отыгрыша андалусийцев. Все понятно — их классный контроль мяча, который даже в меньшинстве никуда не делся, потому что наигран и еженедельно применяется в настоящей футбольной лиге.
Но нельзя так, нельзя, и никаких оправданий этому быть не может.
Да, когда стало 1:2, первой мыслью было то, что «Севилья» отыграется еще до перерыва. Но случилось наоборот, и перед перерывом «Краснодар» оказался в большинстве, причем с поля ушел капитан соперников, и один из самых опасных их игроков.
И судьба, и сами «быки» до перерыва сделали все, чтобы выиграть свой первый матч группового турнира Лиги чемпионов в истории. Только для того, чтобы так бездарно все эти усилия профукать.
Сафонов метался по площади ворот и штрафной, тащил, прыгал, получал травму, возвращался, снова тащил, мяч оббивал штанги и перекладину... А у «Краснодара» с начала второго тайма был только один плотный удар Берга, парированный Вацликом. Но он быстро забылся из-за вала моментов у хозяев, которых даже ни один местный болельщик (в отличие от домашних матчей наших команд) не мог поддержать.
О команде, которая имела все, чтобы выиграть, думалось: дай Бог, если отобьются.
Так что помрачение Кайо — это не причина, а следствие. Хотя интересная мысль прозвучала во время послематчевой дискуссии телеэкспертов: мол, это ошибка, характерная для перекованных центральных полузащитников, которые привыкли, что их есть кому подстраховать.
Но это должно больше интересовать Мурада Мусаева. И руководство «быков», которое, насколько мне известно, хотело в летнее трансферное окно взять из «Ахмата» основного центрального защитника сборной России Семенова, но не сделало этого. То ли «быки» не захотели платить отступные, которые по его контракту составляют 3,5 миллиона евро, а грозненцы отказались продавать дешевле, то ли еще почему-то. Да, Семенов тоже далеко не Серхио Рамос, но международный опыт позволил бы ему не делать, по крайней мере, ТАКИХ ляпов.
И все-таки — стоп. Кайо за несколько минут до того сблокировал опаснейший удар из штрафной, да и вообще до того коллапса был вполне надежен. На него выпала колоссальная нагрузка из-за пассивности всей команды. И в какой-то момент замкнуло. Это его не оправдывает, нет. Но что-то, наверное, объясняет.
В итоге мы увидели то, что матч, который имел все шансы стать для «Краснодара» героическим и историческим, обрел явный оттенок стыда.
После катастрофы Кайо стало примерно ясно, что будет дальше. Такие чудовищные «привозы» просто так команде не обходятся. Ее парализовало.
А при 3:2 для меня было уже совершенно очевидно, что «быки» не отыграются. Хоть вышли Классон, Вандерсон, да хоть бы и сам Месси.
Потому что футбол такого отношения, какое во втором тайме показал «Краснодар», не прощает.
На 34-й минуте при счете 0:2 главный тренер «Севильи» Хулен Лопетеги пошел на редчайший для современного футбола шаг — двойную замену по ходу первого тайма. Сейчас и в перерыве-то менять одного игрока — редкость. А уж до него, да еще и двух сразу...
Поэтому мало у кого вызвало удивление, когда левый полузащитник Эскудеро что было сил (а на 34-й минуте их оставалось достаточно) стукнул ногой о рекламный щит, при этом выразительно обернувшись в сторону скамейки запасных.
Но Лопетеги с ним как-нибудь разберется. А если нет, то это будет проблемой не тренера, а игрока. В сложившейся ситуации он понимал: что-то надо делать. Что-то нестандартное, по-настоящему встряхивающее.
С одним кандидатом на замену все было ясно. У защитников бывают иногда такие черные дни, когда они чудят. И ладно молодых — мы такое недавно у Варана видели. Что уж тут говорить о его 21-летнем соотечественнике Кунде? Хотя ясно, что парень талантливый — он и в финале Лиги Европы этого года, между прочим, 90 минут на поле провел. Так что не мимо «Рамон Санчес Писхуан» он перед игрой случайно проходил.
Но в матче с «Краснодаром» Кунде зажег в стиле Кайо. Сначала заработал штрафной на Берге (швед вообще кучу фолов заработал, правда, почти все в первом тайме) после отличного паса Уткина в касание — и Шапи его виртуозно исполнил. А через несколько минут тот же Кунде в своей штрафной отпустил от себя мяч — чистый технический брак. Попытавшись же его вернуть, двинул по ноге тому же Бергу. Пенальти, 0:2.
При этом могла бы быть еще и вторая желтая карточка французу. Но Феликс Брих его пожалел, и Лопетеги понял, что чем раньше убрать его с поля — тем лучше в этот вечер для команды. Беда пришла, откуда не ждали — на последних секундах первого тайма за фол последней надежды на Олссоне красную схватил капитан Хесус Навас.
От того исходила постоянная угроза с правого фланга, из-за чего Мусаев даже поменял молодого Сабуа, который мало помогал своему защитнику на этом фланге, Чернову. Но час от часу не стало легче — выпустил-то тренер другого мальчишку, Сперцяна, фланг которого после перерыва так же возил Окампос, а после желтой у Сперцяна Мусаев справедливо рассудил, что теперь надо менять и его...
А пока главный тренер «Краснодара» менял Сабуа на Сперцяна, а Рамиреса — на Сорокина, Лопетеги реально усиливал своими заменами игру. В итоге дубль в меньшинстве сделал один из его джокеров, игрок сборной Марокко Эн-Несири.
Но даже не в фамилиях дело. А в том, что и те же Сулейманов с Сафоновым в послематчевых интервью признавали: нельзя было выходить с такой оборонительной философией на второй тайм. Они не сказали, что Мусаев призвал их к обороне текущего счета, да и наверняка прямым текстом этого и не было сказано.
Это и называется — опыт. У Лопетеги он есть, этот специалист знает, что делать в любой ситуации (и поэтому слава Богу, что федерация футбола Испании уволила его за несколько дней до старта ЧМ-2018 — нам это в итоге здорово помогло), Мусаев же его только обретает. Тут ведь важно не только то, что говорить, но и как. Очень допускаю, что главный тренер «Краснодара» пытался донести до футболистов абсолютно правильные вещи, но делал это с заметной игрокам рефлексией, а не с бронебойной убежденностью.
Потому что не может тренер сказать игрокам: «Высоко прессингуйте и забудьте о счете», а игроки сделают с точностью до наоборот. Значит, они — не услышали. Думали о своем. Их надо было раскочегарить, найти способ. Судя по второму тайму, Мусаеву это не удалось.
И теперь уже, в отличие от первого тайма, у «быков» в раздевалке по окончании игры случилось выяснение отношений на повышенных тонах. Шапи признал, что и он там выступал. А если он, молодой, то значит — все или почти все.
Сулейманов забил замечательный гол, и в Telegram я пожелал ему, чтобы с этого мяча началось возрождение настоящего Шапи. Вот только на последней минуте он, дважды пытаясь «загрузить» мяч в штрафную, не мог перебросить ближнего игрока. Так что до полного возрождения еще далеко.
А «Краснодар» упустил реальнейшую возможность выиграть первый матч российских клубов в этой ЛЧ. Уже из девяти. До «быков», может, в менее обидной форме, но не использовал такой же шанс «Зенит».
«Лацио» перед голом сделал 11 пасов подряд — от вратаря до форварда. «Зенит» в это время смотрел футбол
Я, как выражаются игроки на тотализаторе, «доехал» с видеопрогнозом уже на второй подряд матч «Зенита» в ЛЧ, но угаданные 1:1 (как и в Дортмунде 0:2) совсем не порадовали. Ведь в этом матче наш клуб имел для долгожданной победы больше оснований, чем в каком-либо другом.
До 70-й минуты питерцы во втором тайме играли образцово. Забил бы Мостовой после того, как, выйдя на замену, ракетой облетел Хута, — это выглядело бы абсолютно заслуженным. 1:0 не удерживали, выходили из обороны быстро и грамотно, на Дзюбу бестолково не грузили, а самому Артему, кажется, изрядно помогли полтора пропущенных тайма — один в Дортмунде и два в Химках. Он принес гораздо больше пользы, чем в нескольких последних играх — и не только голевым пасом Ерохину.
Но Мостовой не забил, а на 70-й минуте он же обрезал и привез контратаку с опаснейшим штрафным. Кстати, спасенным при помощи лица Дзюбы. И с этого момента — все, «Зенит» резко бросил думать о своей игре. И был за эту слабину наказан.
В одном моменте Кержаков спас, во втором, когда удар Кайседо в ближний получился точнее и сильнее, шансов у него не было. Голевую атаку «Лацио» провел, сделав 11 пасов подряд. Первый из них совершил вратарь Рейна.
«Зенит» всю эту атаку смотрел футбол. Оздоев с Мостовым что-то друг другу подсказывали, но мяч пролетал между ними и остальными, словно их всех и не было.
А потом, после прострела слева, случилось наказание номер два. За немного неправильно, судя по всему, подобранные бутсы — столько раз поскальзывались зенитовцы, напоминавшие фигуристов в коньках на футбольном поле. В самый неподходящий момент это произошло с Ловреном. Бить Кайседо никто не мешал.
К этому времени, кстати, случилось событие, которое косвенно могло на характер игры повлиять. Заменили Жиркова. Юрий Валентинович был великолепен и не производил впечатления страшно уставшего человека. Но возраст, видимо, заставил Семака сделать эту замену. И жирковского опыта и интеллекта все последующие минуты «Зениту» на поле не хватало. Питерцы пропустили три минуты спустя.
Потом «Зениту» повезло после дальнего удара Милинковича-Савича, не повезло после гола Мостового с паса Дзюбы, который оказался в офсайде.
Кстати, Артем был первым, кого хлопнул по руке Семак после финального свистка.
Надо максимально эффективно использовать то время, когда игра дается. Нельзя изменять своей игре даже на десять минут. И надо профессионально подходить ко всем деталям, и в первую очередь важнейшим — вроде подбора бутс.
«Зенит» не сделал ни одной из этих трех вещей. И упустил победу, которую в матче двух команд с очень серьезными потерями в составе в целом заслужил.
Теперь выход «Зенита» в плей-офф маловероятен. Хотя в среду вполне можно было развернуть ситуацию в группе.
Кураж Ерохина пригодится и в сборной
Ерохин распространил свой кураж на Лигу чемпионов. Вышел в нападение в пару к Дзюбе и с его же скидки с лета впервые в этом турнире обеспечил «Зениту» лидерство в матче. Начав свой суперотрезок с гола «Спартаку», каланча из Барнаула в последнее время не жалеет никого.
Последний раз так здорово Ерохин играл в бердыевском «Ростове». А может, и не играл вовсе.
Выход Ерохина в линии атаки — удачное решение Семаком проблемы отсутствия Азмуна. И я вот подумал — а не решение ли это и для сборной на ноябрьские матчи?
Выбор в атаке крайне скуден. Соболев после травмы провел только тайм, а их сочетание с уставшим Дзюбой в последнем отрезке матча с Венгрией не убедило. Головина вновь нет, Алексей Миранчук после травмы провел крохотный отрезок в Дании, пусть и забил — то есть игровой практики не имеет.
Понятно, что базовая схема сборной 4-2-3-1, но и там Ерохину можно найти место в верхней тройке (ни в коем случае не в опорной зоне). Возможно, с Антоном Миранчуком и Ионовым, а другим Миранчуком — на замену. Но это уж Черчесову виднее.
Очевидно, что игровые кондиции Ерохина сейчас лучше, чем у кого-либо. Они с Антоном сейчас не ползают. И на это можно сделать ставку. Надеюсь только, что травма, из-за которой на исходе часа Семак заменил Ерохина на Мостового, не окажется серьезной.
Лисакович сильнее Смолова. Почему белорусу дают так мало шансов?
Еще несколько важных ремарок по матчу «Локомотив» — «Атлетико», о чем я не успел сказать во вчерашнем оперативном комментарии.
1. Не понимаю, почему не дают больше шансов Лисаковичу. Парень использует каждый свой шанс, в том числе сравнял счет в Зальцбурге, то есть и в ЛЧ уже доказал свою состоятельность. Принести меньше пользы, чем Смолов, против «Атлетико» было сложно. Белорус точно не сыграл бы хуже, а почти наверняка — лучше.
И в пару к Зе Луишу он должен вписаться — они как раз разноплановые и могут сыграться. Взаимодействия же у Зе Луиша с Федором не наблюдается совершенно. И не вижу оснований полагать, что оно появится.
Черчесов справедливо не вызвал Смолова в сборную на ноябрьские матчи. Федор на этот вызов не наиграл. Вот сухая статистика: Смолов за 200 минут в ЛЧ не забил и не отдал, тогда как у Лисаковича — гол за 22 минуты. Других же достоинств, в отличие от того же Зе Луиша, позволяющих Федору приносить пользу команде помимо голов и передач, у него сейчас не видно.
Да, на 12-й минуте он здорово перехватил мяч после паса Сауля, протащил и сделал пяткой пас Крыховяку, но потом сам же и запорол классную атаку передачей в спину Миранчуку. А всерьез ставить Федору в заслугу случайное попадание мячом в руку Эррере и заработанный таким образом пенальти — это, по-моему, перебор. Его же не сбили, и он не отдал пас человеку, которого снесли. А больше в активе не было ничего видимого, зато в пассиве — плохая работа с мячом.
2. Гильерме вытащил второй матч из трех в Лиге чемпионов — вслед за «Зальцбургом». Его сэйв из-под перекладины после крученого удара Феликса был бесподобен. И не только он.
Гильерме много и заслуженно критикуют, но когда во многом благодаря голкиперу команда в Лиге чемпионов набирает очки — это не имеет права быть незамеченным. И скандирование «Ги-ля! Ги-ля!», повторявшееся с трибун Черкизова неоднократно, свидетельствовало о том, что болельщики это видят и ценят по достоинству. Есть определенные вопросы по голу Хименеса, но в любом случае вина голкипера в нем — не первоочередная.
3. Очередной гол и добротная игра Антона Миранчука, с которым на следующий день после матча был переподписан контракт. Это важнейшее событие и большое облегчение для клуба. И лично для Марко Николича, который в интервью Нобелю Арустамяну почти требовал, чтобы подписание произошло ДО старта Лиги чемпионов. В итоге сделали уже после первого круга ЛЧ, после голов Миранчука Нойеру и Облаку за одну неделю. Но главное — сделали.
Тем не менее я точно знаю, что он хочет уехать.
Подписание нового соглашения с «Локомотивом» не говорит о том, что он от этой мечты отказался. Просто предпочел финансово подстраховаться. 15 или 20 миллионов, которые озвучивают в качестве отступных коллеги-инсайдеры, для четырех топ-лиг благодаря телевизионным доходам — сумма абсолютно доступная. Будь у Алексея прописано не 8 миллионов, а те же 15 — «Аталанта» дала бы больше.
Плохо в этом трансфере было только то, что Василий Кикнадзе зачем-то после 28-го тура пообещал болельщикам МИНИМУМ 20 миллионов, «а лучше 25». И его болтовня затмила нормальную для сложившихся обстоятельств сделку за 14,5.
Если Антон продолжит играть так, как в этом сезоне, то 15 или 20 миллионов (в зависимости от того, сколько прописано в реальности) за него заплатят. Больше — уже сложнее.А пока сработала порядочность самого Миранчука, его благодарность клубу, который много ему и его брату дал, и в значительной степени — лояльность его агента Вадима Шпинева по отношению к «Локомотиву».
Вот вам, кстати, еще один штрих к настрою Антона. Забив пенальти Облаку, он забежал в ворота, взял мяч и понес его к центру. В середине первого тайма. Он хотел выигрывать!
Не надо противопоставлять Николича и Семина! Первый круг в прошлой и этой Лиге был почти одинаковым
3. Николичу за эти три матча — безусловный и большой респект, ни в одном из них он не провалился. Даже с парой центральных защитников Райкович — Мурило. Но как дешево звучат сейчас те, кто противопоставляет его «Локомотив» в ЛЧ прошлогоднему семинскому. Мол, вот теперь — команда, а тогда...
А тогда к этому времени было три очка против сегодняшних двух. С победой в Леверкузене, приличной по качеству домашней игрой с «Атлетико» (проигранной в эпизодах) и лидерству в счете в Турине более тайма, которое превратилось в 1:2 после выхода на замену и дубля Дибалы. Чем тот первый круг был для «Локо» хуже этого — пусть мне кто-нибудь объяснит.
У Семина в тех двух Лигах, вторая из которых была намного лучше первой, по крайней мере было по одной победе. У Николича их пока нет, и учитывая, что два домашних матча с топами уже сыграны, объективно из оставшихся встреч можно (и нужно) выигрывать только дома у «Зальцбурга».
Да пусть кто-нибудь из нашей лигочемпионской тройки хоть раз у кого-то выиграет. По игре-то в этом туре все уже было намного лучше, чем раньше, но очки по-прежнему набираются с чудовищным скрипом. Четыре очка на три команды после трех туров! Четыре очка в девяти матчах.
Но если так беспечно их терять, как «Краснодар» в Севилье или в меньшей степени «Зенит» дома против «Лацио», — чему тут удивляться?