Система налогообложения в России станет более справедливой. Об этом заявил президент в своем Послании Федеральному Собранию. Но как именно будет выглядеть эта система? Ведь, с одной стороны, есть цель собирать больше. А с другой - чтобы собранные деньги использовались эффективнее.
Что именно предлагает правительство? Кто выиграет от новой системы, кому предстоит больше заплатить в бюджет, а кого изменения не коснутся? И как на все эти инициативы смотрят бизнес и регионы? Все эти вопросы обговаривали в Госдуме, где прошло первое публичное обсуждение новой налоговой системы.
Фундаментальные изменения налоговой системы в России произошли в конце 90-х. Кризис и дефолт пошатнули нашу экономику, собираемость налогов была низкой...
И тогда появилась всем известная плоская шкала подоходного налога (13%). Она помогла вывести из тени большую долю бизнеса. Сейчас законодатели хотят провести новые изменения.
- В 1998 году были приняты фундаментальные решения, которые позволили стране за несколько лет пройти путь, который в некоторых странах занимал даже не десятилетия, а века. То, что каждый должен платить налоги, стало нормой жизни. Теперь перед нами стоит еще одна очень сложная задача. Ведь налог в соответствии с нашим законом, и не только нашим, - это обязательный безвозмездный платеж. А когда отдаешь свое, это всегда кажется несправедливым, - заявил Андрей Макаров, модератор дискуссии, глава думского Комитета по бюджету и налогам.
При этом, по его словам, справедливость налоговой системы определяется не только и не столько ставками налогов, а тем, как и на что государство расходует эти средства. А если деньги расходуются эффективно, и все это видят, то и люди, и бизнес готовы их платить.
ЦЕЛЬ - СОКРАЩЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА
Базовые предложения исходят от Минфина. Несколько месяцев там разрабатывали нюансы новой системы. Вкратце нас ждет несколько изменений:
1. Подоходный налог станет более прогрессивным. Но при этом не затронет большинство россиян. Больше платить в бюджет будут лишь люди с высокими доходами. К примеру, с прошлого года с доходов больше 5 млн рублей в год платится налог не 13%, а 15%. И никто с этим не спорит.
2. Дополнительные поступления в бюджет будут «окрашены». То есть государство будет видеть, сколько оно получило от повышения налогов. И эти деньги пойдут не в общий котел, а на конкретные нужды.
3. Выгоду от налоговых изменений должны получить семьи с детьми, в том числе многодетные, малоимущие и другие социально незащищенные граждане.
4. Нагрузка на бизнес будет дифференцированной. То есть больше будут платить те, кто пытается уводить деньги в офшоры и дробить бизнес для оптимизации налогов. А меньше - те, кто расширяет производство, инвестирует деньги в развитие бизнеса.
- Справедливая налоговая система должна обеспечивать поступление ресурсов для решения масштабных общенациональных задач в социальной и экономической сферах. Ее цель - сокращение неравенства как в обществе, так и между регионами, их социально-экономическое развитие, - заявил глава Минфина Антон Силуанов.
Конкретные ставки и параметры в понедельник никто не озвучивал. Какие-то наброски у чиновников, экспертов и бизнеса есть, но их еще нужно просчитать окончательно.
КОМУ ПОЙДУТ ДЕНЬГИ
Кто будет платить больше после перехода к новой системе? Пока ответить на этот вопрос можно лишь в общих чертах. Среди физических лиц это те, кто получает доходы сильно выше среднего. А среди бизнеса - средние и крупные компании, которые получают хорошую прибыль и безболезненно могут ею поделиться с бюджетом.
А вот те, кто выиграет от этих изменений, практически определены.
- Государство потратит собранные деньги на повышение социальных выплат, поддержку материнства и детства, например продление материнского капитала, программы охраны материнства и поддержки здоровья женщин, целый ряд других аналогичных программ, - пояснил Антон Силуанов.
Также уже известно, что дополнительные деньги пойдут на новые, объявленные президентом нацпроекты - «Семья», «Молодежь России», «Продолжительная и активная жизнь» и на другие социальные программы.
СТИМУЛЫ ДЛЯ БИЗНЕСА
Большинство участников совещания с доводами Минфина согласились. Пожалуй, все мы хотим большей справедливости. Другое дело, как сказал Андрей Макаров, «дьявол кроется в деталях», а точнее, в конкретных параметрах новых налогов (ставках, суммах и т. д.).
- Прогрессивная шкала налогообложения позволит участникам рынка с более низкими оборотами эффективно конкурировать с крупным бизнесом, что в целом создаст благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса в стране, - заявила основательница Wildberries Татьяна Бакальчук.
- По прогрессивному НДФЛ подход должен быть осторожный. Не надо бояться многоступенчатости. Нужно реализовать очень плавное повышение налогов для тех, кто много зарабатывает. Тогда люди с пониманием будут относиться к этому, - считает Сергей Катырин, глава Торгово-промышленной палаты России.
При этом, по его словам, нужно наказывать тех, кто уводит деньги в офшоры, а также тех, кто пользуется схемами налоговой оптимизации (например, дробление бизнеса, на чем была поймана блогер Блиновская) и работает, не выходя из тени. И наоборот, давать налоговые стимулы тем, кто сам вкладывается в научные разработки.
- Очень важно, чтобы активные инвесторы у нас поощрялись через налоговую систему, - добавил глава РСПП Александр Шохин.
- Каждый бизнесмен, естественно, хочет свой бизнес развивать. Надеемся, что будут заложены стимулы для развития разного бизнеса. И при этом нельзя резать курицу, которая несет золотые яйца. Поэтому прошу предусмотреть диверсифицированный подход. Например, к тем компаниям, которые реализуют крупные инвестиционные проекты. Ведь через 3 - 5 лет они станут приносить отдачу, - пояснил Дмитрий Мазепин, глава компании «Уралхим».
- После донастройки налоговой системы нужно зафиксировать ее параметры на ближайшие шесть лет как минимум, чтобы они не менялись, - добавил Александр Калинин, глава «ОПОРЫ России».
О ЛУЖЕ ПЕРЕД ПОДЪЕЗДОМ
При этом стимулы для развития нужны не только бизнесу, но и региональным и муниципальным властям. Сейчас бюджетная система устроена таким образом, что все потоки денег идут в федеральный центр, а уже потом перераспределяются между регионами.
- Для людей очень часто равнозначен вопрос многомиллиардной спортивной арены и его лужи перед подъездом. Главное - чтобы на каждом уровне власти были средства для решения конкретных проблем. Простой пример - у нас поток внутренних туристов растет. Но на доходах бюджета это никак не отражается, - посетовал Евгений Рычков, глава округа Муром (Владимирская область).
Он предложил дать муниципальным властям возможность устанавливать что-то вроде курортного сбора. Это дало бы стимул подобным городкам самостоятельно зарабатывать деньги и развивать городскую среду, привлекая больше гостей.
- Сейчас к компетенции региональных и муниципальных властей относятся три дохлых налога. Надо посмотреть комплексно на все налоги. И дать местным властям больше полномочий, - считает Михаил Орлов, глава экспертного совета думского Комитета по бюджету и налогам.
- Люди на местах должны увидеть практический эффект от наших действий. А для этого налоговые и бюджетные решения должны работать в комплексе, - добавил Алексей Текслер, губернатор Челябинской области.
Налоговые изменения хотят принять уже в весеннюю сессию Госдумы.
КСТАТИ
На что ушли два процента
За счет повышения НДФЛ всего на 2% для тех, кто зарабатывает больше 5 млн рублей в год, в 2023 году в федеральный бюджет удалось собрать 159,5 млрд рублей. Это примерно 2,4% в общих сборах НДФЛ. Деньги пошли напрямую в фонд «Круг добра» на лечение детей с тяжелыми заболеваниями. Это показывает, что резкого повышения налогов не нужно. Даже небольшие изменения могут привести к неплохому росту доходов бюджета.