Утильные истории
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Роман Солдатов, Кирилл Сазонов, Денис Буденков. Известия
С тысяч россиян потребовали доплату за купленные за границей машины
Россиянам стали массово приходить требования о доплате 300-840 тыс. рублей утилизационного сбора за машины, ввезённые по параллельному импорту. Проблема коснулась 5-7 тыс. автовладельцев, говорят участники рынка. Это люди, которые заказывали автомобили через посредников для личного пользования и рассчитывали неуплату сбора по льготным коэффициентам. Но Федеральная таможенная служба рассчитала их по коммерческим ставкам - как для машин, ввозимых дилерами. Претензии ФТС коснулись и самих посредников - здесь требования доходят до миллионов рублей. Почему пожелавшие сэкономить люди теперь должны заплатить по повышенному тарифу и законно ли это - в материале "Известий".
Россияне, которые решили сэкономить на покупке импортных автомобилей и заказывали их у частных посредников, столкнулись с требованиями ФТС уплатить утилизационный сбор по повышенным тарифам. Речь идёт о 300-800 тыс. рублей в зависимости от модели машины, рассказали "Известиям" владельцы таких автомобилей.
Сейчас для граждан, которые ввозят машины с мотором объёмом до 3 л для личного пользования, установлены льготные коэффициенты утилизационного сбора: 0,17 для автомобилей до трёх лет и 0,26 - старше трёх лет. Таким образом, сбор составляет 3,4 тыс. и 5,2 тыс. рублей соответственно, следует из постановления правительства.
Но если машина ввозится для перепродажи, коэффициенты резко растут. До осени 2023 года на наиболее ходовые модели они составляли от 8,92 до 15,69 (то есть сбор был равен 178-313 тыс.). А с 29 октября прошлого года правительство резко повысило их - вплоть до 63,95. И с этого времени сбор начинается от 300 тыс. рублей и может доходить почти до 1,3 млн.
Кроме того, повысив коэффициенты, правительство установило ещё одно требование для уплаты именно льготного тарифа - своевременное оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) или электронного паспорта (ЭПТС). Например, те, кто ввёз машины до 29 октября, были обязаны оформить эти документы до 21 декабря. В противном случае они тоже платили сбор по "коммерческим" тарифам, даже если ввезли машину для личного пользования. Но успели не все.
Дамир Турлин заказал Kia Carnival из Кореичерез посредника.
- Машину растаможили 27 октября 2023 года в Казахстане, и СБКТС было местным. Но, так как отсутствовала кнопка ГЛОНАСС, российский документ я смог оформить только 27 декабря, - рассказал он "Известиям".
Так как объём двигателя этого автомобиля более 3 л, Дамиру пришло требование о доплате 845 тыс. рублей утиль сбора.
Анна также приобрела автомобиль через посредника. Машину для неё импортировали из Китая в Киргизию, и только 9 ноября транспорт прибыл в Россию. СБКТС Анна оформила 9 декабря.
Андрей приобрёл автомобиль в Киргизии 2 октября 2023 года, сделал там местное СБКТС и через три дня въехал в Россию. Но из-за финансовых проблем российские документы смог оформить только 26 декабря. Сейчас Андрей должен уплатить около 300тыс. рублей утиль сбора.
Во всех этих случаях пострадавшие не выполнили необходимые условия на начисление льготного утиль сбора, следует из пояснений Минпромторга.
"Известия" направили запрос в ФТС с вопросами, сколько человек попросили списать с них коммерческий утильсбор. Но в Федеральной таможенной службе издание попросили перенаправить вопрос Минпромторгу. На момент выхода материала ведомство не ответило.
ДОБАВИТЬ УТИЛЬ
Кроме обычных потребителей письма с требованием уплатить коммерческий утильсбор стали приходить и тем перекупщикам, которые делали свой маленький бизнес на параллельном импорте машин - то есть покупали за границей машину на своё имя, привозили её в Россию будто бы для личного пользования и перепродавали. Так как утильсбор они платили по льготному тарифу, то и цены на такие автомобили могли устанавливать ниже, чем у дилеров, которые в цену своего товара закладывали сбор по полному тарифу.
ФТС выявляет таких людей и предъявляет им требования о доплате сборов, следует из документов, которые имеются в распоряжении редакции. В частности, одному из таких перекупщиков - Ивану Сергееву (фамилия изменена) пришло письмо за подписью заместителя начальника Центральной акцизной таможни. В документе указано, что Сергеев ввёз на территорию России 29 транспортных средств (кроссоверы, внедорожники и мини-вэны Hyundai и Kia). Как показала проверка таможенных органов (копия акта проверки есть в распоряжении "Известий"), по всем этим автомобилям утилизационный сбор рассчитывался с использованием льготных ставок. Но сотрудники Центральной акцизной таможни (ЦАТ) посчитали, что эти машины были ввезены не для личного пользования.
"Деятельность Сергеева характеризуется множественностью (повторяемостью) действий, связанных с приобретением и последующей продажей транспортных средств без совершения в отношении них действий по государственной регистрации, а также непродолжительностью периода времени, в течение которого транспортные средства находились в его собственности", - говорится в письме замначальника ЦАТ.
Таможенники указали: 23 из 29 ввезённых Сергеевым машин были проданы и уже стоят на учёте в Госавтоинспекции, зарегистрированные на других лиц.
Поскольку Сергеев воспользовался льготными ставками, не имея на то оснований, представители ЦАТ потребовали от него доплатить по каждому ввезённому автомобилю недостающую сумму утильсбора. В общей сложности претензии таможенников к нему теперь превышают 5,6 млн рублей.
ВОЗМОЖНО ЛИ СПИСАТЬ ПОВЫШЕННЫЙ УТИЛЬСБОР
С точки зрения законодательства требования по коммерческому утильсбору, предъявляемые автовладельцу, вполне обоснованны, считает адвокат движения "Свобода выбора" Сергей Радько. Согласно закону "Об отходах производства и потребления", претензии по уплате утильсбора могут предъявляться как импортеру, так и конечному владельцу машины.
- Пытаться оспорить эти претензии бесполезно - они абсолютно законны, - заявил он "Известиям". - Практика показывает, что зачастую надзорные органы предъявляют требования о доплате покупателю, поскольку именно он физически обладает автомобилем и в случае неуплаты на него можно обратить взыскание.
Если импортёром выступает иностранная компания или гражданин другой страны, то российской таможне гораздо проще предъявить претензии владельцу машины, подчеркнул юрист.
Автовладельцы, столкнувшиеся с претензиями таможенных органов, сейчас пожинают плоды своего желания сэкономить на покупке автомобиля, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
- Это было предсказуемо: мы уже неоднократно предупреждали о том, что такая экономия в итоге выльется в дополнительные траты, - рассказал он "Известиям". - Практика показывает, что любые попытки обмануть систему и попытаться найти ту или иную лазейку обычно заканчиваются дополнительными расходами, которые съедают всю экономию.
Претензии таможенных органов относительно доплаты утилизационного сбора коснулись примерно 5-7 тыс. автовладельцев, рассказал "Известиям" основатель компании "РоговМобиль" (специализируется на поставках автомобилей из-за рубежа) Дмитрий Рогов.
Если автовладельцы "попали на деньги", то могут попробовать обратиться в Минпромторг, попросить о полной амнистии по утильсбору или возможности уплатить его по старой ставке. Чем больше будет таких обращений, тем выше вероятность того, что им пойдут навстречу, полагает управляющий директор дилерского центра Frank Auto Ирина Франк.
С 1 апреля 2024 года вступают в силу новые правила, усиливающие контроль над порядком расчёта размера платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран Евразийского экономического союза. Налоги и сборы, недоплаченные из-за занижения таможенной стоимости ввозимых автомобилей, будут добавлены к утилизационному сбору. Это может привести к очередным претензиям со стороны надзорных органов к автовладельцам, полагают опрошенные "Известиями" эксперты.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.