Причина номер один, которая объясняет невероятное разнообразие книг по популярной психологии, — экономическая. Для издателя это идеальная инвестиция. В отличие от большинства книг, которые вызывают повышенный интерес публики, пока находятся в категории новинок, спрос на книгу по популярной психологии не только длится годами, но может со временем даже нарастать. Если художественная и даже биографическая проза — это временное развлечение: ты погружаешься в реальность, созданную автором, проживаешь вместе с героями те или иные события, рефлексируешь по этому поводу, а потом закрываешь книгу и архивируешь полученную информацию где-то в подсознании, — то с книгами по популярной психологии все совсем иначе. Здесь главный герой — читатель, они пишут о нем самом и дают рекомендации, каким образом действовать здесь и сейчас. Если человеку еще и свойственно себя постоянно переосмысливать, если он понимает, что каждый полученный опыт каким-то образом меняет его, то его потребность в таких книгах резко возрастает.
Спрос на качественные книги по психологии всегда был высоким. По оценке ведущего редактора издательства «Бомбора» по направлению «Популярная психология, социальный успех» Любови Романовой, принципиальные изменения претерпел только спрос на книги по саморазвитию. Он стал резко расти три года назад: «Во-первых, интерес к работе над собой в обществе постоянно то нарастает, то убывает — это маятник. Помните, в конце 1990-х — начале 2000-х был бум на тренинги личностного роста? Потом он резко пошел на спад, теперь снова возвращается. И на этот раз он выражен не только в готовности людей ходить на тренинги, но и в желании покупать книги на тему саморазвития: результат схожий, но стоит дешевле. Во-вторых, российские издательства научились делать книги по саморазвитию — они наконец-то поняли, что дело не в том, насколько уникальна информация, содержащаяся в тексте, или насколько она соответствует академическим канонам. Весь секрет во вдохновляющей силе: люди ищут источники жизненной энергии, мотивации. Чем лучше книга справляется с этой задачей, тем больше она будет востребована. Ну и плюс важно, чтобы книга была красивой — стильной, качественной, на хорошей бумаге. Покупая ее, человек как бы покупает лучший вариант своей жизни».
Главный редактор издательства «Альпина Паблишер» Сергей Турко отметил всплеск интереса к литературе по популярной психологии в 2017 году с выходом книги «Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым» Михаила Лабковского: «Этот интерес не пропадает до сих пор: “Хочу и буду” — в топах продаж во многих книжных магазинах, как офлайн, так и онлайн (например, на ozon.ru). Тираж книги сопоставим с тиражами бестселлеров в сегменте художественной литературы. Кроме того, популярностью пользуется книга Дарьи Варламовой и Антона Зайниева “С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города”, которая стала лауреатом премии “Просветитель”. Мы предполагаем, что уровень стресса жителей больших городов сейчас особенно высок: ускоряющийся темп жизни, внедрение новых технологий, нарастающая атомизация общества, усложнение моделей межличностных отношений и смещение границ нормы — все это приводит к тому, что читатель пытается разобраться в природе происходящего. Чтение книг по психологии ставится частью пути к внутренней гармонии и счастью».
Откуда берутся авторы
В какой-то момент книга перестала быть исключительно источником информации. Она превратилась в атрибут успешного человека, который становится автором и таким образом цементирует лояльную ему аудиторию и привлекает новых адептов в круг его влияния. Смещение цели не избавляет текст от стандартных редакционных требований. Любовь Романова настаивает: «Во-первых, тема должна попадать в запрос аудитории. Во-вторых, концепт книги должен содержать УТП — уникальное торговое предложение. Это может быть и новый ракурс привычной темы, и экспертность автора, и его биография, и уникальная методика, и необычная организация материала книги. В-третьих, текст должен быть энергичным, вдохновляющим, мотивирующим к достижениям (прежде всего, если речь идет о мотивационной литературе). В-четвертых, он должен быть достаточно насыщенным фактурой, личным опытом автора, кейсами, примерами и прочим». В издательстве «Альпина Паблишер» из тех книг, которые соответствуют этим требованиям, семьдесят процентов — переводные. «С российскими авторами ситуация немного сложнее, — объясняет Сергей Турко, — всё труднее найти автора, который является экспертом в своей теме, интересно и доступно пишет. Один из значимых показателей —медийность самого автора, его готовность вовлекаться в продвижение книги».
Перспективность книги зарубежного автора в большинстве издательств определяется по его рейтингам на интернет-сервиса Amazon в соответствии с очень простой логикой: если книга пришлась по душе англоязычной аудитории, то есть большая доля вероятности, что и отечественный читатель ею заинтересуется. Но если на горизонте появляется отечественный автор с собственной лояльной аудиторией, ему не стоит труда обойти на повороте любого зарубежного автора. К числу таких авторов как раз и можно отнести одного из хитмейкеров отечественного книжного рынка Михаила Лабковского с его гигантским опытом взаимодействия с медиа. Любовь Романова обращает внимание на силу социальных сетей, которую нельзя недооценивать: «Коучи, тренеры личностного роста, психологи, эксперты по изобилию и прочие — все они научились работать с аудиторией и продвигать свои аккаунты, что подпитывает моду на книги по саморазвитию. При этом мы вполне можем взять к публикации рукопись от автора, который не известен в медиасфере, — это вопрос качества текста. Есть и другой ориентир для поиска авторов, который пока нечасто применяется во внимание российскими издателями: сильная история, получившая освещение в СМИ. Яркий пример — книга Виталия Калоева».
Тамара Шапошникова, заведующая редакцией «Психология, педагогика» в издательском доме «Питер» тоже следит за рейтингами продаж и за обзорами новинок отечественной и зарубежной литературы, но, по ее словам, есть еще одно поле для возникновения издательских идей — профессиональные сообщества: «Мы постоянно отслеживаем самые актуальные темы, которые обсуждают в интернет-сообществах как профессионалов-психологов, так и тех, кто так или иначе задействован в обсуждении психологических вопросов. Это блоги родителей, педагогов, психологов. Мы активно взаимодействуем со многими профессиональными психологическими ассоциациями — Общероссийской психотерапевтической лигой России, Российским психологическим обществом, Ассоциацией когнитивно-поведенческой психотерапии, взаимодействуем с коллегами из СПбГУ, Высшей школы экономики, РГПУ имени Герцена и других топовых российских вузов. Благодаря этим контактам мы находимся в центре развития психологической науки в целом, работаем с лучшими авторами-психологами в стране и за рубежом, нередко имея прямые контакты».
Чего хотят мужчины и женщины
В прошлом выпускник психологического факультета МГУ, получивший в Иерусалиме дополнительную специальность по переговорам между супругами, которые разводятся и при этом делят детей и имущество, Михаил Лабковский пишет о новом гедонизме, который претерпел некоторую модификацию, и тем самым очень точно попал в ожидания читательской аудитории. Он сформулировал шесть заповедей, из них первые две: «Делать только то, что хочется. Не делать того, чего делать не хочется». Они предельно просты по формулировке, хотя сам автор утверждает, что это только на первый взгляд. Прежде чем следовать своим желаниям и тем самым избавиться от невроза по поводу их нереализованности, читателям следует разобраться в том, какие желания являются истинными, а какие приведут его к зависимости. Самому автору понадобилось тридцать семь лет, чтобы понять, что курение не относится к числу занятий, которые приносят ему счастье, после чего он наконец смог расстаться с этой привычкой. Среди зависимостей подобного рода он упоминает в книге и «тупое сидение в соцсетях» и чуть ли не в следующем абзаце пишет: «Сам я обожаю зайти в Facebook после трудового дня, постить и смотреть всякую ерунду».
Такого рода противоречивость можно объяснить опытом как психологических, так и публичных выступлений, когда консультант или оратор отчасти вынужден идти на поводу у публики. Сначала он говорит то, что она хочет услышать, — подбрасывает ей сладкую пилюлю. И только потом предлагает горькую, уведомляя ее о том, что ей все-таки придется в чем-то себя ограничить. Аналогичным образом вел себя на публичных выступлениях индийский мистик и духовный лидер Бхагван Шри Раджниш (Ошо), книгами которого наводнены отечественные книжные магазины и который в своих бесчисленных лекциях призывал ни в чем себя не ограничивать: «Погрузитесь в секс, вкушайте его медленно и красиво, и вы удивитесь, вы познаете истину». Через несколько страниц: «В сексе ты чувствуешь, что теряешь свое достоинство, вот откуда боль. К тому же удовольствие настолько мимолетно, что рано или поздно любой интеллигентный человек начинает осознавать эту скоротечность и следующие за ней долгие ночи боли». И та и другая реплика — реакция на вопрос во время публичного выступления. Ее содержание изменилось в зависимости от эмоционального оттенка, с которым каждый из этих вопросов был задан.
Ошо не удалось прижиться ни в родной Индии, ни в США, куда он в пятьдесят лет, к тому времени страдающий диабетом и астмой, отправился в созданную его учениками общину, которая просуществовала всего четыре года — ее деятельность стала поводом для скандального изгнания Ошо. Он даже был вынужден провести некоторое время в тюремном заключении. Возможно, его ученики попытались создать общину в США слишком поздно — в начале 1980-х. К тому времени американцы уже успели забыть о кризисе, связанном с войной во Вьетнаме: тогда был расцвет движения свободолюбивых хиппи, и они, вдохновленные успехами рейганомики, снова возжаждали успеха. В том же году, когда община, возглавляемая учениками Ошо, начала борьбу с местными жителями путем добавления сальмонелл в пищу близлежащих ресторанов, Брайан Трейси, однажды провозгласивший:«Способность контролировать себя, свои эмоции, слова и поступки, приводить свое поведение в соответствие с долгосрочными целями и задачами — это одно из самых главных отличий выдающейся личности»,— основал свою первую консалтинговую компанию. А в1986 году Тони Роббинс выпускает книгу «Беспредельная власть. Как добиться вершин личных достижений», в которой формулирует принципы достижения целей: 1) решите, чего вы хотите; 2) совершите действие; 3) замечайте, что срабатывает, а что нет; 4) изменяйте свой подход до тех пор, пока не достигнете желаемого.
В 1989 году Стивен Кови издает свои «Семь навыков высокоэффективных людей», которые впоследствии будут признаны одной из самых влиятельных бизнес-книг. В ней, в частности, можно встретить следующий фрагмент:«Возможно, вам известен мюзикл “Человек из Ламанчи”. Это красивая история средневекового рыцаря, который повстречал уличную женщину, проститутку. В глазах окружающих она вполне оправдывала свой образ жизни. Однако этот рыцарь-поэт увидел в ней нечто иное — прекрасное и достойное любви. Кроме того, он рассмотрел в ней добродетель и неустанно это подчеркивал. Он дал ей новое имя — Дульсинея, соответствующее новой парадигме. […] Постепенно девушка начала менять свой образ жизни. Она поверила в новую парадигму и действовала на ее основе, приводя этим в смятение окружающих. Позднее, когда прежняя парадигма вновь взяла вверх, рыцарь призвал ее к смертном одру, спел прекрасную песню “Несбыточная мечта” и, заглянув ей в глаза, прошептал: “Никогда не забывай, что тебя зовут Дульсинея”».Из этого отрывка можно сделать следующий вывод: писатель, книги которого переведены на 33 языка и разошлись по всему миру миллионными тиражами, человек сформулировавший принципы сбалансированного самообновления, настаивающий на чтении не менее двух книг в месяц, гуру современного менеджмента, защитивший докторскую диссертацию в Гарварде, даже не подозревал о существовании Мигеля де Сервантеса Сааведры и его знаменитой книги. Регулярно попадающий в тройку лучших романов всех времен и народов «Дон Кихот» дошел до него лишь в инсценировке, написанной сначала для голливудского киномюзикла, а затем еще и поставленной на Бродвее. Обнаружив в сюжете пример, прекрасно иллюстрирующий одну из его концепций, он не озаботился не только поискать первоисточник, но даже не попытался запомнить имя главного героя.
Тем не менее Стивен Кови и другие авторы сделали рынок книг, которые помогают человеку ежедневно отвечать на вопросы «кто я?», «что я?», необычайно разнообразным. Возможно, на нем нельзя найти «абсолютной» книги — книги, которую следовало бы прочитать всем без исключения; эта прерогатива навсегда останется за Библией, — но нем почти наверняка каждый может найти текст, который необходим ему в данный момент жизни. Нужно только приложить усилия. И не исключено, что этот текст потеряет для читателя актуальность уже через год или через месяц — в силу изменения жизненных обстоятельств. Значит, просто пришло время для другой книги.
В оформлении статьи использованы работы фотографа и автора книжного блога в сети Instagram @megadobro Евгении Михиревой, а также обложки книг, пользовавшихся наибольшим спросом в последние нескольких лет по данным издательств «Альпина Паблишер», «Питер» и «Бомбора»