Старый как мир вид криминального промысла — тихое воровство в магазинах — сегодняшняя молодежь на английский манер называет «шоплифтинг» (shoplifting так и переводится — магазинная кража). Увы, слово «вор» тоже подверглось трансформации согласно неумной моде на повсеместную замену русских слов иностранными. Поэтому подрастающее поколение воришек нынче гордо величает себя шоплифтерами (или лифтерами). О современных воришках и какое наказание им грозит в случае неудачного исхода «операции», — в материале «МК».
Суть шоплифтинга — тайно похитить какой-либо товар из супермаркета. Шоплифтеров, следуя молодежному сленгу, условно можно разделить на три группы. «Проводником» в тайном мире магазинных воров для «МК» стал заслуженный юрист России, полковник милиции в отставке Иван Соловьев.
Первая группа — это те, кто занимается воровством от случая к случаю и для собственного потребления. И таких, между прочим, немало. Если они видят, что где-то что-то плохо лежит, то берут для своих целей.
Вторая группа — самая многочисленная, это те, кто зарабатывает кражами на жизнь. Украденный товар они продают за полцены. Такие, как правило, охотятся за одеждой, техникой, гаджетами, то есть вещами подороже. Это уже профессионалы.
Однако в этой группе есть «подвид», для которых кражи не только вид заработка, но и, даже, пожалуй, в первую очередь, — экстремальное хобби и способ самоутвердиться в глазах компании сверстников. То есть совмещают «приятное с полезным»: незаконный заработок со своеобразным удовольствием, получением адреналина. Эти товарищи объединяются в сообщества в соцсетях и с гордостью рассказывают о своих удачных «шоп-походах», выкладывают фото «улова», делятся секретами «ремесла» и даже ведут блоги.
Ну и третья группа крадущих товар — имеющие психические заболевания. Небезызвестная «клептомания», к примеру, выражается в болезненном влечении к совершению краж. Оно может обнаруживаться и у богатых людей. Но это уже совсем другая история. Также психологи приводят случаи, когда совершенно здоровый, обеспеченный, порядочный в целом человек может украсть разово какую-то вещь в магазине, если у него депрессия, если он злится на весь мир и хочет (неизвестно кому) отомстить. Таким образом, он переключается, разряжается и так далее.
«Я вор крутой, я круче всех мужчин!»
В соцсетях есть целые сообщества и группы шоплифтеров. «Данный канал вам расскажет, как воровать в магазинах!» — зазывают админы. Впрочем, тут же предупреждают: «Внимание, воровать в магазинах плохо! Если вас поймают на краже, не нужно винить во всем автора канала!»
Члены и гости таких групп не прочь поделиться профсекретами с «новичками», и главные из них, конечно же, — как не попасть в зоны видимости магазинных камер (на их жаргоне «слепы») и на выходе охранникам. Шоплифтеры называют эти рекомендации, опять же на английский манер, «гайдом», в переводе на русский — «руководство».
Вот один из воришек делится своим опытом насчет «Лего». «Цены за эти конструкторы просто огромные, — говорит он. — И многие с удовольствием купят у вас новый конструктор за 60% от ценника». Дальше он рассказывает, где в таких магазинах находятся «слепы» и так далее. Перечисляются наименования конструкторов, которые «идут лучше всего», — их цены составляют порядка 8000–10 000 рублей.
Отдельные «профи» предлагают заказчику предоставить список желаемых товаров. «Как происходит заказ: заказчик дает список товара, мы скидываем ему фото ценников, — описывает «рабочий процесс» один из воров. — Заказчик вносит 60% в гаранта. Товар передаем через курьера». Некий шоплифтер из Краснодара в открытую дает объявление в чате «своих»: «Берусь за заказы 50% от ценника: еда, алкоголь, вещи, парфюмерия, электроника».
Отдельное направление — шоплифтеры делятся, как выносят на себе или в рюкзаках дорогую брендовую одежду из торговых залов, для этого у них существуют свои хитрости. Кто-то даже описывал, как ему якобы удавалось избавиться от защитных датчиков (магнитных клипс) на вещах.
«Бывалые» дают советы «новобранцам», что делать, если попадешься. «Теперь про принималово (если ловят. — Авт.). Если вас приняли, и у вас там на сумму больше 10 000 руб. — скорее всего, вызовут полицию. В общем, носите с собой деньги на откуп для переговоров с продавцами, у которых зарплата в 30 000 руб…».
Некоторые из преступников не только воруют из магазинов, но и промышляют другими незаконными способами, это видно из откровений одного из них: «Сейчас я по другой теме двигаюсь. А насчет этой темы — конечно, хожу по продуктовым, беру что-то себе, что хочу, но не в плане одежды. Редко по-настоящему крупное беру. В среднем рублей на 500. Ибо я на контроле сейчас у ментов».
Шоплифтинг, кстати, довольно часто практикуют и наркоманы: они тоже изворотливы, когда их «припрет», и обладают необходимыми навыкам воровства в магазинах, чтобы потом сбывать украденное и покупать себе на эти деньги дозу.
Кстати, удивляться тому, что члены воровских «онлайн-сходок» так открыто обсуждают свои похождения, не стоит. Как объяснил Иван Соловьев, во-первых, админы таких телеграм-каналов анонимны, они регистрируют их по «левым» сим-картам. Во-вторых, правоохранительные органы не будут заниматься вычислением участников таких сообществ, даже если они и открыто описывают в чатах свои «приключения». Теоретически автора того или иного комментария вычислить можно, но оснований для его задержания или возбуждения уголовного дела все равно не будет.
«Если обрисовать портрет среднестатистического магазинного воришки, то возраст его где-то от 14 до 27 лет, — продолжает эксперт. — Вообще то, что сейчас воры внаглую выкладывают фото своих «трофеев» в «профильных» телеграм-каналах, — их главная отличительная черта от прежних классических воров, которые приходили воровать с целью наживы, а не для того, чтобы продвигать какую-то свою идеологию и самоутверждаться.
А сейчас подростки соревнуются, кто больше вынесет товара, кто более крутые вещи сможет похитить, кто это сделает более искусно, незаметно, чтобы не попасться охранникам… И для них это занятие постепенно превращается в такое экстремальное криминальное хобби.
Мы понимаем, что молодежь этим занимается, потому что ей это приносит какие-то совершенно новые эмоции. Они и сами об этом говорят в своих группах — что это «круто, драйв, адреналин». «Мы обманываем, и это доставляет нам удовольствие; с хозяев магазинов не убудет, а мы такие ловкие, что умеем обмануть их, умеем обойти систему безопасности магазина, быть невидимыми для вот этих тупоголовых охранников», ну и так далее. Вот чем они сегодня, к сожалению, гордятся».
Осторожно, кассы самообслуживания!
Магазинные кражи существуют испокон веков, но расцвели они пышным цветом тогда, когда появились кассы самообслуживания. «Надувать» торговые организации нечистые на руку граждане могут, не только вынося незаметно вещи или продукты, но и разными другими способами.
— Уже достаточно давно у нас появились кассы самообслуживания в супермаркетах, гипермаркетах, — продолжает Иван Соловьев. — И такие люди подходят к кассе, что-то пробивают из своего набора товаров и оплачивают часть, а бывает, что и ничего не оплачивают, а только имитируют. Пользуясь суматохой, если у таких касс много покупателей, все забирают и выходят.
«Однажды мы с детьми закупались продуктами в гипермаркете, и когда я стал пробивать свой товар, то не заметил, что до этого у меня на аппарате уже «висело» на 1800 рублей каких-то сыров, йогуртов и так далее, — поделился с нами своей историей москвич Анатолий Евгеньевич. — Предыдущий покупатель все эти продукты «пропикал» добросовестно, а потом сделал вид, что приложил карту. И вышел. А пробитые им продукты так и остались «висеть» на кассе, и когда я пробил свои, то в моем чеке оказались и его товары…
Надо сказать, что я подвоха сначала не заметил и всю сумму оплатил, а потом уже в чек посмотрел и удивился: откуда такие цифры? В результате обратился к службе безопасности магазина, они посмотрели записи с камер видеонаблюдения и увидели, как все было. В итоге мне вернули эти 1800 рублей, но это была долгая история. Я спросил сотрудников магазина, часто ли такое бывает, и они ответили: да сплошь и рядом, особенно на кассах самообслуживания».
«В большом супермаркете таких касс самообслуживания по 15–20 штук, — комментирует юрист. — Ставят их как раз для того, чтобы автоматизировать процесс и постепенно уходить от людского ресурса. Но к каждой кассе не приставишь контролера. Да, камеры есть. Но выходит, что тем, кто этим промышляет, удается их обманывать. Понятно, что кто-то попадается, но, как известно, супермаркеты закладывают чуть ли не 10% на кражи. А потом еще, что греха таить, бывает, что и охранники вступают в долю с ворами».
Поэтому, если вы покупаете что-то на кассах самообслуживания, нужно убедиться, что до вас там никто не пробивал товар. Хотя иногда в супермаркетах на выходе сотрудники магазина выборочно проверяют чеки, сравнивая их с тем, что в сумке у покупателя.
Еще один метод воровства у магазинов — махинации с весами. Это когда покупатели при взвешивании весового продукта (фрукты, овощи, конфеты) нажимают на аппарате весов кнопку более дешевого вида либо завешивают, например, часть конфет — 80 г, берут наклейку с ценой за них, а потом добавляют в свой мешочек еще 200 г конфет. Но так как «живые» кассиры на кассах почти всегда проверяют вес, то дело это рискованное — подфартит или не подфартит «несуну», неизвестно.
Кстати, какие-то гипермаркеты не позволяют взвешивать креветки и другой недешевый весовой товар самим покупателям в торговом зале — это можно сделать только на традиционных кассах.
«Воровать будет все сложнее и сложнее»
Не всегда шоплифтеру будет везти, и почти каждого из них, несмотря на все их ухищрения, в конце концов поймают. Благодаря и в том числе, например, системам распознавания шоплифтеров. И тут уж тоже как кому повезет, сможет пойманный воришка выкрутиться или нет. Как пишут открытые источники, за 2022 год было зафиксировано более 300 000 случаев воровства на сумму свыше 400 млн рублей.
Что же грозит им в случае поимки? Если стоимость похищенного не превышает 2500 рублей, то их деяния подпадают под статью 7.27 КоАП РФ («административка») — мелкое хищение. За него наказывают штрафом (до пяти размеров стоимости украденного, но не менее 1000 руб.), арестом на 15 суток либо общественно-полезными работами до 50 часов.
Все, что выше 2500 руб., относится к 158-й статье УК РФ. Наказание там уже гораздо строже. Это или штраф до 80 000 рублей, или обязательные работы до 360 часов, либо лишение свободы на срок до двух лет. Но это если воришка один. А если их двое, то это означает, что они действуют по предварительному сговору, и тогда наказание ужесточается еще больше.
«Поэтому, кстати, многие молодые люди, которые воруют, стараются это делать до возраста привлечения к уголовной ответственности за кражу, — говорит юрист. — А кого-то не пугает даже уголовная ответственность, поскольку, еще раз подчеркну, для них это адреналин, кураж, бравада, что приравнивает их к зацеперам и другим экстремалам-беспредельщикам, нарушающим закон, то есть всех этих подростков объединяет цель продвинуть себя в молодежной среде. К сожалению, это такой криминальный, абсолютно мерзкий вид «самоутверждения».
Да, какие-то шоплифтеры попадаются, какие-то из них вырастают и перестают этим заниматься, и их место занимают новые, но воры были и будут всегда. «Эра милосердия», о которой говорили братья Вайнеры, пока еще не наступила. Поэтому всегда будут те, кто хочет украсть, и будут те, кто будет пытаться свой товар уберечь от них. Этот процесс пока можно признать нескончаемым. Но в итоге развитие технологий, развитие информатизации будет приводить к тому, что воровать будет все сложнее и сложнее. При этом понятно, что крупные магазины гонятся в первую очередь за оборотом, за количеством покупателей, и там, в толпе покупателей, у воришек всегда есть шанс найти свою нишу».