С момента, когда власти окончательно перешли на новую транспортную схему, прошло чуть больше недели. Напомним, теперь в городе остались муниципальный транспорт Мосгортранса и коммерческие автобусы компаний, заключивших договора с городом, - так называемые синие маршрутки. Все это время читатели «Комсомолки», которые пользовались маршрутками, пишут на нашем сайте о проблемах, с которыми столкнулись.
Загорьевская улица находится прямо около МКАД, до ближайшей станции метро «Царицыно» больше 5 километров.
- Наш район сильно перегружен, - рассказал читатель «КП» Михаил. - На единственной улице (Липецкая), которая ведет к метро, всегда пробки. Раньше до «Царицыно» ездили автобусы и маршрутки. Долго ждать не приходилось - либо одно, либо другое приедет. Теперь ходит единственный автобус № 761, его надо ждать по 15 минут. На остановках люди берут его штурмом.
Еще проблема - автобусы едут дольше маршруток. Раньше люди доезжали до метро за 15 минут, а теперь только за 30! Автобус едет через самое забитое место - пересечение Бакинской и Каспийской улиц. Маршрутка эту пробку объезжала по соседней улице.
- В вечерний час пик, после 19.00, 761-й автобус не дождаться - он не соблюдает интервал и ходит крайне редко. Уехать домой просто невозможно, - жалуется Михаил.
ЗАПАДНОЕ ДЕГУНИНО
Юлия живет на Ангарской улице, в доме 57. Каждый день дорога на работу унее занимает около двух часов.
- Мне удобнее всего ездить до станции метро «Петровско-Разумовская», - рассказала москвичка. - Раньше на маршрутке я доезжала за 30 - 45 минут. Утренние пробки водитель часто объезжал по параллельным улицам.
Теперь у Юлии остался только автобус (маршруты №191, 194, 672). Транспорт приезжает на остановку уже забитым - свободно зайти через переднюю дверь возможно не всегда.
- Автобусы до метро едут около часа, - говорит москвичка. - В понедельничный дождь на прошлой неделе он шел 3,5 часа! Да я быстрее пешком бы прошла.
Автобусы с Ангарской улицы до «Петровско-Разумовской» едут по выделенке на Дмитровском шоссе. Там сложилась парадоксальная ситуация - общественный транспорт стоит в своей отдельной пробке! Автобусов из разных районов набивается на спецполосу столько, что они начинают друг другу мешать.
КУЗЬМИНКИ
Раньше от станции метро «Кузьминки» до госпиталя ветеранов ВОВ № 2 ходила маршрутка № 529м. Теперь ее нет. До больницы и близлежащих жилых домов ездит лишь городской автобус № 169. Но он проезжает по маршруту примерно раз в час.
- Ориентироваться на расписание автобуса стало просто невозможно - он его вообще не соблюдает, - рассказала москвичка Екатерина. - Написано, что рейс должен приехать на остановку в 13.39, а его реально раньше 14.00 не будет. Приходится стоять и ждать.
Теперь жителям до госпиталя приходится ездить на автобусах, которые по Волгоградскому проспекту идут в область. А от остановки еще надо протопать по полю больше полукилометра.
БРАТЕЕВО
Владимир каждый день ездит до своего Братеева на автобусе от железнодорожной станции Текстильщики.
- Раньше я мог доехать либо на автобусе № 623, либо на маршрутке № 623м, - говорит Владимир. - Теперь остался один автобус. На днях я ждал его 50 минут. Потом разом пришло сразу два - оказалось, их бросили на замену, так как третий сломался.
ЛЮБЛИНО
Приведу личный опыт. В моем районе после реформы стало только лучше. Появилось больше маршрутов. В Люблине сразу две станции метро - и сейчас почти весь транспорт идет мимо них. Поэтому и проблем нет.
ЧТО НЕ ТАК?
В общем, если собрать все замечания к транспортной реформе, получится, что набралось несколько довольно типичных претензий.
Сократилось количество машин. Дептранс боролся за то, чтобы убрать дублирующие маршруты - пусть по какой-то одной дороге ходит только один «номер». Эту задачу власти даже перевыполнили. Теперь жители отдаленных районов могут добраться до метро только на чем-то одном. Если автобуса нет (сломался, попал в пробку, опаздывает), то пассажирам остается лишь ждать. А если автобус есть, то он забит, так как нет маршруток, которые бы забрали на себя часть потока. Единственная альтернатива - такси.
Интервалы движения стали длиннее. В среднем большой автобус едет от конечной до конечной на 10 - 20 минут дольше (по сравнению с дореформенными коммерческими маршрутками). Здоровые «ЛиАЗы» или «Волжанины» менее проворные - им надо больше времени, чтобы перестроиться или отъехать от остановки.
Еще у больших автобусов не самый оптимальный маршрут движения - часто они едут из одной самой большой пробки в районе к другой. Маршрутки раньше объезжали заторы по параллельным улицам, но двухсекционный автобус с гармошкой абы где не пролезет - ему нужны широкие улицы и большие перекрестки. В час пик автобус может ехать медленнее, чем идет пешеход.
Нет информации. К сожалению, на остановках до сих пор никак не узнать, что часть маршрутов просто перестала существовать.
Нет и указателей, откуда в нужную сторону едут новые рейсы. Все это рождает неразбериху.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Как пожаловаться на недобросовестного перевозчика и открыть удобную вам остановку
- По телефону. Контакт-центр «Московский транспорт»: +7 (495) 539-5454, 3210 (МТС, Билайн, «Мегафон»).
- Письмом. 127994, Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 1 (по этому же адресу можно прийти лично и опустить письменное обращение в ящик на первом этаже департамента).
- Через электронную приемную. http://dt.mos.ru/feedback/reception/.
- А теперь и через газету «Комсомольская правда» и сайт kp.ru.
Все вопросы, связанные с новыми маршрутами, расписанием, неработающими картами, жалобами на водителей или любыми другими предложениями и пожеланиями, присылайте на адрес moskva@kp.ru. На сайте и в газете мы будем давать ответ: исправлена ли ситуация и как.
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕФОРМА?
Понятно, что в Дептрансе изменения с маршрутками готовили специалисты. У всех перемен есть логические объяснения.
Выгода для пассажиров. Раз частники теперь работают по городскому подряду, то их можно заставить принимать единые проездные (что и было сделано). Если раньше в месяц на маршрутку уходило минимум 1540 рублей (35 рублей поездка, две поездки в день, 22 рабочих дня в месяц), то теперь уходит 1188 рублей (27 рублей поездка с проездным на 60 проходов). Экономится 4224 рубля за год - как три месяца езды на старой маршрутке!
Безопасность. Раньше маршрутки попадали в ДТП в десятки (!) раз чаще, чем автобусы Мосгортранса. Все видели шоферов, которые на ходу говорили по телефону, рулили и отсчитывали сдачу. Теперь такого нет - движение водитель начинает, когда продаст все билеты.
Выгода для города. Невозможно иметь хорошую систему общественного транспорта, с развитой инфраструктурой, современными остановками, и чтобы при этом по городу ездили ветхие маршрутки.
Муниципальный общественный транспорт работает целый день. Он гарантирует, что люди смогут уехать домой и рано утром, и поздно вечером.
А что делали частники? Выезжали только в час пик, когда на остановках много людей. Маршрутки собирали самых «вкусных» пассажиров, но при этом ни за что не отвечали - они не работали, когда им это не было супервыгодно. Городской транспорт терял людей и доходы. Теперь все деньги от билетов идут в казну.
ОФИЦИАЛЬНО
В Дептрансе ответили на замечания москвичей. В частности, реформа помогла сильно обновить автобусный парк.
- В рамках работы по госконтрактам частные перевозчики инвестировали в транспортный комплекс Москвы 10 млрд. рублей, - заявили в ведомстве. - Закуплено около 2000 современных комфортабельных автобусов. Транспорт оборудован системами климат-контроля и видеонаблюдения, голосовым оповещением об остановках. На самых популярных маршрутах работают автобусы большой и средней вместимости, с аппарелями для маломобильных граждан и пассажиров с колясками. С учетом обновления парка Мосгортранса до конца 2016 года в столице появится более 2,5 тысячи новых автобусов.
В Дептрансе добавили, что мест в наземном транспорте стало больше на 30% - много обычных маршруток заменили на большие автобусы.
- Новая модель управления частными автобусами уже позволила 10 миллионам льготников - пенсионерам, ветеранам, многодетным семьям - проехать в транспорте по их социальным картам, - заметили в ведомстве. - В рамках поставленной правительством Москвы задачи по максимально быстрому реагированию на обращения граждан уже с 20 августа более чем на 30 городских маршрутах будет увеличен выпуск подвижного состава, сокращены интервалы движения и увеличено количество остановок.