Сверстанный правительством бюджет на 2023 год если не с восторгами, то без особой критики воспринят в Госдуме. Большинство комитетов Госдумы положительно оценивают проект основного финансового документа страны. Осталось разобраться, что стоит за весьма обтекаемыми оценками бюджета, по которому нам, гражданам, как по одежке, протягивать ножки.
Профильный комитет по финансовому рынку (председатель — эсер Анатолий Аксаков) констатировал, что «бюджет формировался в ситуации политической и экономической нестабильности, поэтому основными направлениями расходных обязательств государства стали социальная поддержка населения, национальная оборона, национальная безопасность и национальная экономика».
Председатель комитета по безопасности Василий Пискарев заявил, что проект бюджета «полностью учитывает предполагаемые затраты и, что очень важно, предусматривает возможность индексации денежного довольствия, пенсий и пособий, а также иные меры поддержки сотрудников правоохранительных органов». Как отмечается в заключении комитета, доля расходов по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в общем объеме бюджетных трат в 2023 году по сравнению с годом текущим увеличится с 10,1 до 15,2%, а в 2024 и 2025 годах составит 15,1 и 15,6% соответственно. Всего по этому разделу в 2023 году планируется потратить 4,42 трлн рублей, в 2024-м — 4,33 трлн, в 2025-м — 4,34 трлн. По мнению комитета, эти изменения «соответствуют общим подходам и принципам бюджетной политики, адекватны сложившейся в соответствующих сферах деятельности ситуации».
Как и в прошлом году, вырастут расходы по направлению «Прокуратура». В частности, правительство предлагает увеличить ассигнования на обеспечение представительства и защиты интересов России в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), в судах иностранных государств и международных судебных (арбитражных) органах в 2023 году на 135,2 млн, а в 2024-2025 годах — на 139,1 млн рублей ежегодно. Зачем это нужно, не совсем понятно, если Россия полностью порвала с ЕСПЧ, да и другие международные суды нам давно не указ.
Комитет по информационной политике (председатель — Александр Хинштейн) с удовлетворением отмечает, что в 2023 году увеличено финансирование ВГТРК — на 490 млн, агентства «Россия сегодня» — на 120 млн (и отдельно 1 млрд рублей — на модернизацию инфраструктуры), ТАСС — почти на 80 млн (плюс 392 млн рублей на модернизацию). На 7,4 млрд рублей больше будет потрачено на информационно-разъяснительное сопровождение национальных проектов. То есть у нас будет еще больше официальной информации. Но изменится ли при этом создаваемая СМИ благостная картинка, которая мало соответствует действительности? Тратить же миллиарды на разъяснение нацпроектов, видимо, требуется, потому что результаты их, мягко говоря, неочевидны.
Комитет по развитию гражданского общества (Ольга Тимофеева) «с удовлетворением отмечает рост финансирования ряда НКО, нацеленных на патриотическое воспитание молодежи». Так, в 2023 году увеличатся затраты на детско-юношеское движение «Юнармия» (469,7 млн против 300 млн в 2022-м), а на работу нового Российского движения детей и молодежи выделяется по 18 млрд рублей в год. Это тоже понятно: при отсутствии реального прорыва в развитии страны требуется больше денег, чтобы внушить гордость, пробудить чувство патриотизма.
Кроме того, комитет считает «оправданным и своевременным» почти двукратное (до 644,8 млн) увеличение субсидии Ассоциации волонтерских центров на развитие добровольческой деятельности и создание инфраструктуры, ее поддержки во всех сферах. Когда официальные органы не справляются, остро необходима помощь граждан, как опять же показала мобилизация.
Правда, не обошлось и без осторожной критики проекта бюджета. Так, комитет по делам национальностей во главе с Геннадием Семигиным («Справедливая Россия — За правду») сетует на сокращение ассигнований на такие госпрограммы, как «Реализация государственной национальной политики», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами».
Комитет по делам СНГ во главе с Леонидом Калашниковым (КПРФ) поддержал бюджет при условии выделения на 2023-2025 годы дополнительно почти 7 млрд на госпрограмму «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом». Очень вовремя, если учесть, что, например, в Латвии принято решение о запрете русского языка в школах. А руководимый коммунистом Сергеем Гавриловым комитет по вопросам собственности недоволен тем, как правительство работает с предложениями по модернизации работы Росреестра.
Комитет по туризму (Сангаджи Тарбаев, «Новые люди»), конечно же, выступил против снижения расходов на госпрограмму «Развитие туризма», ибо «может возникнуть риск срыва выполнения целевых показателей, утвержденных национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства».
Как можно судить по отзывам депутатов (подробной информации о бюджете нет), приоритетами остаются оборона и безопасность, выполнение социальных обязательств (пенсии, пособия и прочее), а также государственные СМИ. Бюджет дефицитный, его планируется, как обычно, поддержать за счет заимствований, а также за счет дополнительной налоговой нагрузки на нефтянку, газовую отрасль, металлургов и прочий крупный бизнес. Будут изымать сверхприбыли от экспорта трубопроводного газа (которых все меньше), от СПГ, удобрений. Словом, по выражению министра финансов Силуанова, планируется «справедливо изымать природную ренту». По его же словам, «предусмотрен ряд и других налоговых новаций», что может означать повышение налогов на мелкий и средний бизнес, а также физических лиц. И уж точно все это приведет к ускоренному росту стоимости моторного топлива и тарифов ЖКХ.
То есть речь опять не о том, чтобы развивать экономику, больше зарабатывать, а о том, чтобы жить по накатанной колее стагнации. Ни о каком бюджете развития и дополнительных инвестициях в реальную экономику разговора нет. Наоборот! Выступая в Совете Федерации, министр экономического развития Решетников опять сообщил, что в текущем году никакого развития ждать не надо, будет падение ВВП на 2,9%, доходов населения — на 2% при прогнозируемой инфляции 12,4% (а фактически она будет наверняка выше). Зато Решетников пообещал, что после «ускоренной адаптации» российской экономики к имеющимся вызовам мы выйдем на траекторию устойчивого роста (которого нет и в помине уже много лет).
Показательно, что, по прогнозу Минэкономразвития, ожидается сокращение инвестиций в экономику «всего» на 2%. Как считают специалисты, заложенный в бюджет уровень инвестиций в 17-18% от ВВП слишком мал. Мировая практика показывает, что для устойчивого развития требуются инвестиции на уровне 30%. Китай на протяжении длительного времени поддерживал инвестиции в экономику на уровне 40%, в основном за счет государственных средств. Вот там и ВВП растет в среднем на 6,6% ежегодно с 2012 года. У нас же ни о каком массированном вливании в национальную экономику, чего требует международная обстановка, ни о каком ускоренном развитии высокотехнологичных, импортозамещающих отраслей, инфраструктуры при таком бюджете речи нет.
Схема прежняя: стерилизация денег в Фонде национального благосостояния, проедание национального богатства без надежд на качественный и количественный рывок, о котором неоднократно говорил президент. Опять доходы бюджета зависят от курса «токсичного» доллара, опять «лишние» деньги (если будут) стерилизуются в ФНБ. Правительство исходит из логики прежнего, мирного времени: лишь бы ничего не менять радикально и дотянуть «до получки». Кстати, с начала года ФНБ сократился с 13 до 9 трлн рублей. Если дефицит бюджета-2023 будут покрывать таким же образом, то там останется 6 трлн, а то и меньше.
Бюджет на будущий год не в полной мере учитывает расходы на СВО, частичную мобилизацию. А еще есть расходы на восстановление новых территорий, выплаты там социальных пособий. Совфед ранее оценивал восстановление Донбасса в 1,5 трлн рублей (20 млрд долларов на момент оценки), Всемирный банк давал оценку в три раза больше. Словом, расходы будут расти, а новых доходов не предвидится. Еще два года — и ФНБ опустошится, как это было с Резервным фондом в 2017 году. А дальше что? Тотальная экономия и затягивание поясов до упора? Урезание социальных расходов, очередное повышение пенсионного возраста, отмена материнского капитала, других выплат? Уже можно констатировать: ФНБ так и не стал источником перестройки экономики и ее развития, превратившись в банальную заначку на черный день. Как видно из планов правительства, теперь оно берется за курицу, несущую яйца, — за бизнес. Вместо стимулирования инвестиций — рост налогов, удушение развития...
Характерно, что по этому поводу ныне уже мало кто высказывается. Себе дороже. Отмалчиваются даже обычно щедрые на критику левые — те же коммунисты. Не слышно крупных независимых экономистов. Тишь да гладь, застой и болото. Как будто бы мы не взялись воевать с коллективным Западом, перелицовывать мировую финансовую систему и систему международных отношений, бороться с однополярным миром. Или мы и тут еще не начинали?
Вместо послесловия
Как тут не вспомнить ленинский нэп, послевоенную программу восстановления победившего фашизм СССР, которая вывела страну в мировые лидеры. Нынешний исторический перелом сопоставим по глубине и масштабам с началом и серединой прошлого века. Вот тут и надо бы предложить нэп-2 или иные радикальные методы выхода из кризиса. Но ничего подобного даже на горизонте 2025 года у правительства нет и в помине.