Вчера Кремль существенно изменил расклад сил во взаимодействии деловых кругов и силовых ведомств, создав рабочую группу по мониторингу и анализу правоприменения в сфере предпринимательства при администрации президента (АП). Возглавил ее глава АП Сергей Иванов. В состав группы войдут по четыре представителя силовых ведомств и деловых объединений, а также помощники президента по экономическим и правовым вопросам. Как заявил вчера господин Иванов, новый орган не будет рассматривать конкретные случаи, а займется улучшением инвестиционного климата и условий ведения бизнеса. В деловых объединениях, впрочем, надеются и вынести на обсуждение конкретные случаи нарушения прав предпринимателей, и расширить собственное влияние на нормотворчество.
Вчера Владимир Путин подписал распоряжение о создании нового органа в рамках АП. Главой рабочей группы по анализу правоприменения в бизнес-сфере станет руководитель АП Сергей Иванов, всего в нее войдут 11 человек — четыре представителя бизнес-объединений (РСПП, ТПП, "Опора России" и "Деловая Россия") и чиновники четырех силовых ведомств (Генпрокуратура, СК, МВД и ФСБ) — первые замминистра или замминистра. От АП в группу войдут и два помощника президента — отвечающий за экономику Андрей Белоусов и глава государственного правового управления Лариса Брычева, секретарем группы стал заместитель главы МВД генерал Дмитрий Миронов. Согласно тексту распоряжения, группа будет встречаться не реже одного раза в квартал, сможет запрашивать информацию и материалы у подразделений АП, органов исполнительной власти РФ и регионов и органов местного самоуправления и приглашать чиновников на заседания. Функционал нового органа в документе не детализирован.
По словам господина Иванова, который назначен де-факто идеологом регуляторных взаимоотношений бизнеса и силовиков, группа не будет рассматривать конкретные дела. "В целом ее работа нацелена на то, чтобы улучшить инвестиционный климат, облегчить условия для ведения честного и прозрачного бизнеса",— сказал вчера глава АП, сопроводив это ремаркой, что "это не означает, что любой наш бизнес — честный и прозрачный". Предложения по изменению нормативной базы "мы будем докладывать президенту и с его одобрения вносить в Госдуму", пояснил чиновник, напомнив, что президент просил обратить особое внимание на факты разорения предпринимателей, находящихся под следствием.
Эта тема была одной из ключевых в послании президента Федеральному собранию — тогда со ссылкой на РСПП Владимир Путин отметил, что за 2014 год было возбуждено почти 200 тыс. уголовных дел по экономическим составам, из которых до суда дошли 46 тыс., еще 15 тыс. дел развалились в суде, а "абсолютное большинство — 80-83% — предпринимателей, в отношении которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. Их попрессовали, обобрали и отпустили!" — возмущался Владимир Путин. Практически с теми же словами выступал в Генпрокуратуре, награждая прокурорских работников в профессиональный праздник уже в январе 2016 года, и глава АП Сергей Иванов (см. "Ъ" от 13 января).
Глава РСПП Александр Шохин (напомним, о том, что на площадке АП будет создан орган взаимодействия с бизнесом, президент впервые сообщил 15 февраля на встрече с ним) заявил вчера "Ъ", что назначение главой группы руководителя АП — "хороший знак". "Можно будет находить компромиссы и решать спорные вопросы",— считает господин Шохин. Одними из первых целей он называет закон, дающий право возбуждения уголовных дел по налоговым правонарушениям без акта налоговой проверки. "Хотелось бы ввести мораторий этой нормы на пару лет в период кризиса либо сформулировать законодательство, чтобы налоговая служба в большей степени была вовлечена в процесс возбуждения дел по налоговым правонарушениям",— говорит он. "Сейчас принимается много законов, которые приходится корректировать,— как закон КИК (контролируемые иностранные компании) и об амнистии капитала. Не исключено, что многие из них были инициированы правоохранительными органами, позиции бизнеса своевременно не учитывались. Если на берегу можно будет оценить последствия того или иного нормативно правового акта, то такая площадка будет эффективной",— считает господин Шохин.
При этом глава РСПП рассчитывает, что конкретные случаи во внимание рабочей группы попадать будут. "Группа будет рассматривать конкретные кейсы. Показывать, где правоприменение пробуксовывает, где дает сбой",— говорит он. В том же убежден и глава "Опоры России" Александр Калинин. Помимо обсуждения "конкретных примеров вопиющих нарушений законодательства и уголовных преследований предпринимателей" "Опора" будет инициировать и дискуссии о "назревших изменениях в УК и КоАП, поправках в закон о прокуратуре и закон об оперативно-разыскной деятельности". "В кризис появился соблазн у некоторых предпринимателей решить вопрос падения доходов за счет неправомерного уголовного преследования конкурентов. Нужно убрать лазейки, которые позволяют это делать",— отмечает господин Калинин.
Отметим, что защитой прав предпринимателей — в составе той же АП, в который он введен сразу после назначения в 2013 году,— уже занимается бизнес-омбудсмен Борис Титов. По закону он должен обеспечивать "гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности" — и обладает правом направлять президенту, Госдуме и правительству нормотворческие инициативы в области предпринимательства. Однако, несмотря на то что господин Титов, отчитываясь об итогах своей деятельности в 2015 году, констатировал, что "закрыл" 80% жалоб бизнеса, их количество за год выросло в полтора раза. Офис омбудсмена не успевает разбираться с системными проблемами — так, вопросы контрольно-надзорной деятельности, поддержки самозанятости и гуманизации уголовного законодательства офис бизнес-уполномоченного в 2015 году решить не успел, при этом его повестка продолжала расширяться (см. "Ъ" от 23 декабря 2015 года).
По словам господина Шохина, создание президентом рабочей группы — это признание "того, что площадки и механизмы, которые есть, требуют дополнительного импульса для большей эффективности". По мнению главы РСПП, аппарат бизнес-омбудсмена занимается конкретными кейсами и увлекся глобальными вопросами — как спасение экономики в целом. "Мы, как бизнес-сообщество, с самого начала ориентировали его на систематизацию кейсов. Можно было бы не отвлекаться на спасение российской экономики. В большей степени необходимо заниматься нарушенными правами предпринимателей и систематизацией правоприменения. Это было бы достаточно",— говорит господин Шохин, сетуя, что господин Титов "занялся политстроительством". "В РСПП есть осознание того, что вряд ли это может понадобиться, это проект конкретного человека",— сетует глава РСПП.
Впрочем, сам Борис Титов пытался защищать права предпринимателей и до того, как стал бизнес-омбудсменом,— через депутатов, которые прямо или косвенно имели отношение к "Деловой России". Так, он пролоббировал ряд поправок к УК, в частности, упразднить статью о лжепредпринимательстве и ввести новую статью (159.4) о "мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности", благодаря которой статья об "обычном" мошенничестве (159) перестала использоваться для "отжима" бизнеса. В нынешнем созыве Госдумы для защиты прав бизнеса создана целая межфракционная группа во главе с депутатом Виктором Звагельским из "Единой России", но ее лоббистские возможности полностью зависят от позиции фракции, говорит он. ""Единая Россия" принимает только те решения, которые одобрены "сверху"",— пояснил "Ъ" Борис Титов. В "верхах" же, по его мнению, сейчас нет понимания, что "условия изменились" — потому бизнес-омбудсмен, по его словам, и взялся за "политический проект" (партию "Правое дело"): лоббистскими усилиями интересы "малого и среднего бизнеса" не защитить. Возможности для защиты через РСПП, "Деловую Россию" или "Опору России", по его мнению, будут резко сужаться на фоне кризиса — а он только усилится, если "верхи" и дальше не будут замечать изменившихся экономических условий.