До конца зимы в России может быть принят закон, упрощающий трудоустройство юношей и девушек в возрасте 14–18 лет. Эта инициатива – один из способов ликвидации дефицита рабочих кадров, который наша экономика испытывает в последние годы. Почему подростки оказались востребованы на рынке труда, разбирался «Профиль».
Последний резерв
Законопроект, подготовленный группой депутатов, внесен в Госдуму в ноябре 2022 года. Тогда же разработчики назвали ориентировочный срок вступления закона в силу – с 1 марта 2023 года. Документ предусматривает изменение некоторых положений Трудового кодекса РФ.
Одно из принципиальных нововведений – отмена обязательного в настоящее время согласования с органами опеки и попечительства трудового договора с подростком, достигшим возраста 14 лет и получившим общее образование. Юношей и девушек можно будет принимать на работу для «выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью», указано в пояснительной записке к законопроекту.
Что касается работодателей, то их хотят освободить от дополнительных издержек. Напомним, по действующему законодательству предприятия при трудоустройстве несовершеннолетних оплачивают их предварительный медицинский осмотр. В случае принятия законопроекта процедура перестанет быть обязательной, если у подростка есть свежее заключение врачей по профессиональному отбору.
Идея включить в экономическую деятельность несовершеннолетних объясняется кадровым голодом. Дефицит на рынке труда РФ возник в период пандемии коронавируса, когда из-за закрытых границ резко уменьшился поток трудовой миграции из стран ближнего зарубежья. Компенсировать потери за два года не удалось, констатирует руководство Минтруда, в результате предприятия не могут заполнить вакансии линейного персонала.
«Несмотря на то что показатели у нас по безработице на исторически низких минимумах, мы все прекрасно с вами понимаем, что работодатели у нас сейчас испытывают значительнейший дефицит в кадрах», – отмечала еще в октябре 2022-го замглавы ведомства Елена Мухтиярова.
Власти ранее предлагали разные пути выхода из ситуации, в том числе за счет внутренних ресурсов. Например, создать условия для возвращения на стройки пенсионеров, в полной мере восстановить институт стройотрядов, шире использовать на производствах труд заключенных. И вот теперь вспомнили о другом кадровом резерве – подростках.
По делам несовершеннолетних
Независимые эксперты считают, что юноши и девушки могут быть интересны работодателям, но для этого нужно создать определенные условия. Тогда предложенная либерализация трудового законодательства России, приведение его в соответствие с международными стандартами будут оправданны.
По словам доцента базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмилы Ивановой-Швец, сегодня численность россиян в возрасте 14–19 лет составляет 8,9 млн человек, или 5,1% населения страны. Из них занято в экономике всего 0,5% – 327 тыс., при том что во многих странах этот показатель достигает 40%. «Речь не об эксплуатации детского труда, а о подработке и возможности приобрести трудовой опыт, – подчеркнула эксперт. – Для России подростки – достаточно большой кадровый резерв, который в нынешних условиях целесообразно задействовать».
Но прежде необходимо устранить факторы, которые не способствуют высокой занятости среди подростков. Конечно, на первом месте у них должна быть учеба, поэтому трудовое законодательство обоснованно ограничивает рабочий день несовершеннолетних, соглашается Иванова-Швец.
Помимо этого, есть и другие ограничения: нормы выработки, предоставление отпуска, оплата труда, запрещение трудиться на отдельных рабочих местах и в условиях, отличающихся от нормальных, и т. д. Все это, безусловно, влияет на работодателей. Многие из них не горят желанием брать на работу подростков.
Получение согласия родителей и органов опеки, по мнению эксперта, не самое серьезное препятствие при трудоустройстве несовершеннолетних. В конце концов, это можно делать не в заявительном, а в информативном порядке. Отцы, матери и опекуны должны знать, где находится и чем занимается ребенок, за которого по закону они отвечают. «Существующие ограничения, если разобраться, не такие и жесткие. Проблема, скорее, в отношении работодателей к подросткам, как и в не всегда ответственном отношении самих подростков к труду», – считает Иванова-Швец.
По ее мнению, работодатели не нанимают несовершеннолетних сотрудников, чтобы избежать лишних проверок со стороны контролирующих органов и ответственности. Есть еще один нюанс: в компаниях практически не занимаются нормированием труда, руководство не имеет информации об оптимальной нагрузке работников. Соответственно, нет понимания, какую работу можно доверить подросткам.
«Конечно, есть льготы и выделенные квоты для работодателей, которые трудоустраивают несовершеннолетних. Однако они малоэффективны и не способствуют активному привлечению юношей и девушек на рынок труда. А о социальной ответственности бизнеса в данном случае говорить не приходится», – признает эксперт.
Необходимо менять отношение подростков к работе, способствовать формированию у них трудовых навыков, воспитывать социально зрелую личность. Можно вернуться к советскому опыту трудовых отрядов, обучения профессии и прохождения практики в старших классах, отметила Иванова-Швец. При таком раскладе несовершеннолетних в перспективе можно будет рассматривать в качестве кадрового резерва для рынка труда.
Молодо уже не зелено
Со своей стороны, директор по персоналу финтех-группы Finbridge Екатерина Пономарёва уверена, что закон, облегчающий трудоустройство подростков, поддержит отечественную экономику в период кризиса. Причин, сделавших актуальным такое решение, несколько. На первое место эксперт поставила глобальный тренд на инклюзивность, которому следует и Россия.
Частичная мобилизация, проведенная в сентябре–октябре прошлого года, только усугубила кадровый голод во многих отраслях и компаниях. Есть здесь и экономическая составляющая: подбор сотрудников без опыта работы в возрасте от 14 до 18 лет работодателям обходится дешевле, чем поиск готовых специалистов. Зарплаты у несовершеннолетних, как правило, ниже, а подготовить таких новичков под нужды компании можно достаточно быстро.
«Уже с осени 2022 года рынок труда отреагировал увеличением спроса на подростков до 18 лет. В октябре, по данным кадровых агентств, количество приглашений на собеседование для соискателей-подростков превысило 360 тыс. – на 30% больше, чем годом ранее», – говорит Пономарёва.
Еще одна примета времени – расширились сферы, в которых сегодня востребованы несовершеннолетние. Раньше они в основном шли работать в качестве неквалифицированного и низкооплачиваемого персонала – курьеров, расклейщиков объявлений, промоутеров. В последние же месяцы отмечен рост спроса на IT-работников, сотрудников сферы искусства, развлечений и массмедиа, маркетологов, специалистов гостинично-ресторанного сектора, рассказала Пономарёва.
Отказ от жестких норм трудового законодательства повысит конкурентные преимущества соискателей вакансий в возрасте от 14 до 18 лет, уверена эксперт. При этом работодателей избавят от избыточной административной нагрузки и части расходов. В остальном требования принципиально не изменятся, поскольку другие ограничения сохранятся. В частности, подросткам должна быть предоставлена возможность комбинировать работу с учебой, в силе остается также запрет на определенные виды деятельности.
При этом, согласно оценкам компаний по подбору персонала, наибольший интерес у работодателей к соискателям в возрасте 14+ приходится на Москву и Подмосковье – 18% вакансий в масштабах страны, отметила Пономарёва. Для сравнения: в Челябинской, Нижегородской и Иркутской областях этот показатель составляет около 5%, в Санкт-Петербурге – 3%, а в некоторых субъектах Федерации он близок к уровню статистической погрешности. Очевидно, что спрос на работников-подростков придется стимулировать, и эти программы должны предложить региональные власти.