После окончания карьеры игрока бывший голкипер сборной России Руслан Нигматуллин решил освоить нестандартную для спортсмена профессию – диджея. Параллельно он возглавляет собственную школу вратарей, ведет телепередачу о спорте и пробует себя в качестве спикера и ведущего мероприятий. В интервью журналу «Большой спорт» Руслан рассказал о том, какая клубная музыка сейчас в моде, поведал о неудачной попытке своего сына пробиться в «Спартак» и его грядущем отъезде за границу, а также дал прогноз на итоги чемпионатов России и мира.
2010 году в интервью нашему журналу вы сказали: «У меня уже вышло два трека, к осени подготовлю полноценный альбом». Что с тех пор сделали как диджей?
У меня вышло много треков, выпускал их синглами. Альбомов не выпускал, просто не стояло такой задачи. Много гастролирую – от США до Владивостока. Мои ремиксы – для игры в клубах, а авторские треки – для прослушивания. К примеру, в автомобиле. Музыкальные вкусы меняются, эволюционирую и я. С годами даже скорость танца изменилась: когда я начинал, было 128 ударов в минуту, сейчас популярен стиль deep house – 122–124 удара. Треки записываю не только сольно: недавно вышел совместный с группой «Интонация» «Реально все». Задача диджея – вкусно подать. Выпущу собственный трек в поддержку чемпионата мира в России, пока не знаю, с вокалом или без.
В период проведения чемпионата мира вы будете особенно востребованы?
Как футболист я уже не востребован, а вот в качестве музыканта и ведущего вечеринок – вполне. Запросы поступают, причем из разных городов. Супруга и по совместительству директор постоянно на телефоне, составляет график.
У вас есть собственная программа на телеканале «Звезда» – «Легенды спорта с Русланом Нигматуллиным»…
Она идет уже два года, останавливаться не собираюсь. Недавно повышал свою квалификацию, работал с репетитором над техникой речи, актерским мастерством.
По какому принципу выбираете героев?
Принцип простой – человек должен быть «легендой». Причем в любом виде спорта – от футбола и бокса до фигурного катания и гимнастики. По большому счету я не автор программы, просто подаю материал.
Есть ли человек, который, по вашему мнению, является настоящей легендой спорта, однако широкой публике пока не знаком?
Думаю, что в современном мире с его средствами связи героев знают в лицо. Возможно, спортсмены, достижения которых сильно недооценены, были в прошлом. Но я их не застал.
На вашей странице в социальной сети выложен ролик, в котором Криштиану Роналду с разбитым в кровь лицом смотрит на себя в смартфоне. Кого из российских футболистов можете назвать столь же стильным, уделяющим огромное внимание своей внешности?
Непростой вопрос. Я все же старше действующих футболистов и имею несколько иные взгляды на стиль. Сейчас многие пытаются выделиться за счет большого количества татуировок. Считаю это перебором. Лет через 10–15 взгляды изменятся, а татуировки свести очень тяжело. Это не старый свитер, который можно просто выбросить.
У вас нет татуировок?
Есть одна, на плече. Кельтский узор. Супруга сделала в качестве эксперимента, и я ее поддержал. Думаю, на этом остановлюсь.
Ваш старший сын, тоже голкипер, недавно пробовался в «Спартаке». Чем он занимается сейчас?
Находится на этапе переезда в другую страну. Назвать ее не готов, хотя по моей странице в социальной сети вычислить достаточно просто. Хотим, чтобы Руслан получил хорошее образование и в то же время развивал карьеру футболиста. В российской системе подготовки молодых талантов я несколько разочарован. В нашей стране почти невозможно совмещать занятия футболом и серьезную учебу. Многие числятся в вузах, однако это скорее для галочки. Мы с супругой считаем, что карьера игрока – лишь этап в жизни, и для адаптации в этом мире надо быть умным, образованным человеком.
В России Руслан-младший нигде не пробовался, кроме «Спартака»?
В минувшем сезоне он был в системе владимирского «Торпедо», за что я благодарен руководителям этого клуба. Тренер вратарей Евгений Глебов здорово помог сыну. Зимой мы рассматривали много вариантов, в частности московское «Торпедо». Я сам в 16-летнем возрасте попал в «КАМАЗ» к Валерию Четверику. Он что-то во мне разглядел, работал персонально. Сыну же, который гораздо сильнее как голкипер, чем я в его возрасте, шанса не дают. Говорят: «Молодой, с ним надо много заниматься». Я понял, что быть условно 18-м вратарем в системе «Спартака» – не вариант. Там не выжил талантливейший Антон Митрюшкин, да и нынешний первый номер красно-белых Александр Селихов. Его отчислили из академии «Спартака», а затем приобрели за 6 млн евро. Есть акселераты, однако некоторые голкиперы «выстреливают» после 21–23 лет. Я очень хочу, чтобы сын играл на профессиональном уровне, и у него есть все данные для этого. Он как раз из тех, кто долго созревает. До 15-летнего возраста был в системе «Локомотива». Его конкурент в 13-летнем возрасте имел рост 190 см. Мой сын был гораздо ниже, его считали неперспективным, к тому же блатным. Сейчас в Руслане 193 см и он гораздо шире меня в плечах.
Пример Юрия Лодыгина показывает, что в топ-клуб РФПЛ порой легче попасть из зарубежного чемпионата…
Почему нет? Загадывать не буду. Тот факт, что на Руслана обратило внимание крупнейшее агентство той страны, в которую мы едем, очень радует.
За границей ваш сын будет игрой в футбол зарабатывать себе на учебу или станете его спонсировать?
Пока ты любитель, не зарабатываешь денег. Единственное – получаешь бесплатное образование как талантливый спортсмен. Необходимо сдать серьезный экзамен на знание языка, поэтому мы возьмем год на адаптацию. После этого поступит в университет. Сыну нравится обществознание.
У вас есть собственная школа вратарей. Кто в ней занимается?
У меня два проекта, их зачастую путают. Школа вратарей – проект локальный, московский. Я как репетитор занимаюсь с ребятами из столичных академий, которые хотят подтянуть те или иные элементы. У меня есть собственная методика, по которой готовил сына. Ко мне ходят человек 60. Занимаемся раз в неделю – чаще не могу из-за занятости, к тому же существует проблема с площадками: любители арендуют практически все поля в удобное вечернее время. На месяц уезжал из Москвы с сыном, вернулся, звоню, везде отвечают, что все время забронировано. Второй проект – футбольная академия для всех желающих, и полевых игроков, и вратарей. Он летний, базируется в Турции. Договариваемся с отелем, детишки приезжают с родителями. Мастер-классы дают известные футболисты: Дмитрий Сенников, Валерий Карпин. Считаю, что работа в академии пошла ему на пользу: сразу по возвращении Карпин возглавил «Ростов».
Получится у него добиться высоких результатов?
Верю в это. «Ростов» – команда, за которую сейчас переживаю больше всего. Нас сильно объединила моя футбольная академия. Надеюсь, ближайшим летом Валерий приедет ко мне тренировать.
Есть ли у российских голкиперов типичные слабые места? К примеру, у итальянцев этот компонент на высоте, а наши соотечественники через одного «косячат»?
У итальянцев своя система. Они начинают целенаправленно работать с вратарями с 11–12 лет, а до этого возраста ребята тренируются как полевые игроки. У меня голкиперы занимаются с 6–7 лет, даю им специфические упражнения. В России немало вратарей, которые в 19–20-летнем возрасте не умеют правильно ловить мяч. Это потому, что с ними никто целенаправленно не работал. В то же время я сам до 21 года не сотрудничал с тренером вратарей, столкнулся с ним только в «Спартаке». Раньше просто не существовало такой профессии. Был самоучкой.
Можно ли научить правильно выбирать позицию?
Работа по позиции – это опыт. Но и он не всегда помогает. Возьмем матч Лиги чемпионов Barcelona – Chelsea. Тибо Куртуа – опытнейший вратарь, считаю его одним из пяти сильнейших в мире. Но он ошибался: во всех трех голах есть доля вины бельгийца.
В январе исполнилось 40 лет Джанлуиджи Буффону. Он достоин «Золотого мяча»? Когда вратарь получит эту награду?
За выслугу лет такую награду не дают. Буффон – живая легенда. Не удивлюсь, если он станет президентом Италии. Как Джордж Веа в Либерии. Удивляюсь, как итальянец в 40 лет сохраняет задор и здоровье. У меня оно закончилось гораздо раньше. У вратарей свои специфические болячки. Если у полевых игроков много беговой работы, то у нас – прыжков, падений. Мне до сих пор часто снится, как езжу по просмотрам. К сожалению, просыпаюсь раньше, чем объявляют результаты. Если же говорить серьезно, у меня врожденная проблема – асимметрия прохождения артерии. Я долго мучился головными болями и головокружениями, не могли понять их причины. Затем обнаружили это, физические нагрузки были не рекомендованы, и пришлось завершить карьеру. Я по-прежнему держу вес, как в бытность футболистом. Сейчас играю за ветеранов «Спартака», однако выдерживать длительные нагрузки не могу. В целом карьерой доволен. Разве что не поехал бы в Италию, если только с туристическими целями.
Легионерский опыт вам что-то дал в бытовом плане?
Выучил язык, ознакомился с менталитетом итальянцев. Посмотрел страну, которая делает лучшую мебель и имеет отличный дизайн и кухню. Очень удивило, что в Италии очень ценят старину. Когда я подыскивал себе жилье, в первую очередь повели в квартиры, которым сотни лет. Показывали и хвастались: «Знаете, какой возраст у этого утюга?» Я объехал несколько таких квартир и взмолился: «Ребята, теперь в новые. Я ведь из Москвы». С трудом нашли подходящую в новом доме. Я полюбил пасту, и сейчас макароны с различными соусами – это главная еда на нашем семейном столе. Еще я часто готовлю ризотто. Не совсем понятное россиянам блюдо, но очень вкусное. А кроме меня, у нас в семье прекрасно готовят и жена, и мама, которая является профессиональным поваром.
Кого считаете сильнейшим футболистом из тех, с кем вместе выступали?
В «Локомотиве» – Дмитрий Лоськов, в сборной России – Валерий Карпин, в «Спартаке» – Виктор Онопко. Специально называю людей, выступавших на разных позициях. Когда только пришел в Hellas Verona, сказал жене, что в «Локомотиве» игроки поинтереснее. А оказалось, что многие затем перешли в топ-клубы. Со мной выступали Альберто Джилардино, Мауро Каморанези, Марко Кассетти, румынский форвард Адриан Муту, Массимо Оддо, который потом играл в AC Milan… Дарио Дайнелли в 38-летнем возрасте продолжает выступать в серии A. Марио Фрик – легенда сборной Лихтенштейна. Команда покинула серии A, лишь в заключительном туре попав в зону вылета. Чудесным образом главный тренер Альберто Малезани развалил очень талантливый коллектив. «Спасибо» ему от всей команды и от меня лично.
Как бывшему игроку «Спартака» и «Локомотива» вам должно быть приятно смотреть, как именно эти два клуба разыгрывают золотые медали чемпионата России. Или интриги уже нет?
Не хочется сглазить, но вряд ли что-то помешает «Локомотиву» взять золотые медали. Перед стартом чемпионата букмекеры прогнозировали «железнодорожникам» место максимум в первой тройке. Казалось, что по составу команда существенно уступает конкурентам.
Это «Локомотив» так хорош или соперники сдали?
Конкуренты помогают. У «Зенита» много незапланированных потерь очков. При этом у Роберто Манчини виноваты все: судьи, кадровые проблемы… Недавно итальянец в очередной раз сказал, что ему не купили тех игроков, которых он хотел. При этом клуб из Санкт-Петербурга самый активный на трансферном рынке. Антон Заболотный, Магомед Оздоев и Эльмир Набиуллин – очень хорошие игроки по меркам РФПЛ. «Спартак» подкосила потеря лучшего центрального защитника Георгия Джикии. Желаю ему выздоровления. Его потеря, как и Виктора Васина, серьезно скажется на результатах сборной России на чемпионате мира. Для ребят пропуск такого турнира – трагедия. У меня был только один подобный турнир. Мы не вышли из группы, но все равно горжусь тем, что выступил там.
Главному тренеру «Локомотива» Юрию Семину 70 лет. Как человек в таком возрасте может всех обыгрывать с не самым сильным составом?
Он не боится расти, двигается вперед. Смотрит очень много футбола, следит за трендами, постоянно меняет тактические схемы. Плюс у Семина есть внутренняя мотивация, которая его постоянно подгоняет. Я бы хотел в его возрасте сохранять такую же активность и интерес к жизни.
В прессе периодически появляется информация о сложностях во взаимоотношениях Семина и президента клуба…
У кого их нет? Если смотреть со стороны, разве что у ЦСКА: в этом клубе выстроена четкая иерархия, левая рука с правой не воюет. Когда в клубе часто сменяется руководство, трения практически неизбежны. Семин – опытный человек, способный приспособиться к ситуации. Я занимался трансферами в «Локомотиве» в период, когда Юрий Павлович был президентом. И мы были в оппозиции. Семину не привыкать преодолевать трудности.
Трансферная политика какого российского клуба кажется вам самой странной?
Таких экспериментов, как при Алексее Федорычеве в «Динамо», к счастью, уже нет. Хотя в этом же клубе повторили нечто подобное, когда приглашали Матье Вальбуэна и других высокооплачиваемых игроков, а команду тренировал Станислав Черчесов. Из-за не совсем грамотного финансового менеджмента были нарушены правила fair play, а клуб впоследствии выступал в ФНЛ. Можно вспомнить и «Анжи» Сулеймана Керимова. Знаю, что игроки жили за городом, а чаши для кальяна заказывали в очень дорогом московском ресторане. Едва ли не в каждом ночном клубе можно было встретить игроков «Анжи», отмечающих свои будущие победы.
Чем вам запомнился чемпионат мира 2002 года?
Атмосферой – начиная с того, как встречают в аэропорту. Поездка в Японию – это как визит в будущее. Развязки из девяти автодорог на различных уровнях, скоростные поезда, которых у нас тогда еще не было… Казалось, это не относится напрямую к турниру, но в совокупности с собственно футбольными моментами создавало wow-эффект. Выходишь на поле, а тебя видит весь мир. Это круто.
Чего вы ждете от мундиаля в России?
Мы разом приобрели большое количество классных стадионов. Любопытно, какой будет судьба арен, скажем, в Волгограде и Саранске, где нет команд РФПЛ. Чем стадион комфортабельнее, тем больше болельщиков на матчах. К сожалению, эта система не работает в моем родном городе – Казани. Как только появился новый стадион, народ пошел, однако на данный момент «Рубин» – один из самых малопосещаемых клубов в сильнейшем дивизионе. В Казани много других развлечений, избалованный зритель. Не хочется приводить в пример другие страны, но в США знаю город, где одни и те же болельщики ходят и на американский футбол, и на соккер, и на баскетбол, и на хоккей. Так что рассуждения о том, что хоккейный «Ак Барс» забирает футбольных болельщиков, – отговорка. Если бы «Рубин» играл так, как во времена, когда обыгрывал Barcelona, зрителей было бы больше.
Ожидаю, что повысится общий интерес к футболу, еще большее количество детей захотят играть, тренироваться. Еще один плюс – инфраструктура, дороги. После Универсиады Казань просто не узнать. Сейчас город совсем не такой, как тот, из которого я уезжал в середине 1990-х. Посмотрите на дворец земледельцев – это архитектурный шедевр мировой величины!
А в чисто спортивном плане? Как выступит сборная России?
Выйти из группы команда должна. У нас нет звезды экстракласса, Лионеля Месси или Криштиану Роналду. Хотя она может зажечься прямо на чемпионате мира. Вспомните Сальваторе Скилаччи, блиставшего на чемпионате мира 1990 года. Игрок одного турнира! Или вратаря сборной Аргентины Серхио Гойкоэчеа. Возможно, за счет подвигов отдельных игроков россиянам удастся добиться большего, чем просто выход из группы. Станислав Черчесов – квалифицированный специалист, но в сборной кадровые проблемы, особенно с защитниками. Некоторые призывают вернуть в национальную команду братьев Березуцких и Сергея Игнашевича, но я считаю их отказ выступать за нее логичным. Они трезво смотрят на ситуацию. Мохаммеда Салаха не сдержать за счет опыта и выбора позиции, нужно много и быстро бегать, а возрастным защитникам это не под силу.
Сейчас модно играть в фэнтези-футбол. Кого бы вы взяли в свою команду на чемпионат мира? Кто выстрелит?
Я концентрирую свое внимание на голкиперах и нападающих, потому что они бьют по воротам. Лучшим вратарем считаю Давида де Хеа, он великолепно действует на линии, но на выходах не столь хорош. Жду выздоровления Мануэля Нойера, это более универсальный футболист. Нравится и Марк-Андре тер Штеген, тренерам сборной Германии предстоит нелегкий выбор. Из полевых игроков на слуху все те же. Криштиану Роналду, несмотря на возраст, продолжит блистать. Как и Лионель Месси. Интересно, вернется ли в сборную Швеции Златан Ибрагимович? Но в любом случае подвигов от него не жду: с возрастом теряется скорость. Неймара слишком много в околофутбольной жизни. Странно, что он уехал в откровенно скучный чемпионат Франции. Это индивидуально сильный игрок, но ему нужно повзрослеть. Когда перестанет плакать и станет мужчиной, будет получать «Золотые мячи». Создается впечатление, что они с Килианом Мбаппе примерно одного психологического возраста, хотя одному 25, а второму 19.