Замена Арсения Яценюка на Владимира Гройсмана на посту премьер-министра Украины не разрешила политический кризис, а лишь отсрочила его неизбежный финал.
Новым премьер-министром Украины, как и ожидалось, стал Владимир Гройсман. Процесс выдвижения нового премьера оказался непростым и, как это принято в украинском политическом процессе, сопровождался длительными торгами. Уволить Арсения Яценюка с должности премьера предполагалось еще 16 февраля 2016 г., но тогда парламент поддержал лишь постановление о неудовлетворительной работе кабинета министров. На то, чтобы отправить Яценюка в отставку, голосов не нашлось, хотя разрыв между голосованиями составлял всего несколько минут.
Тем не менее из-за нараставшего в обществе напряжения Яценюку все же пришлось подать в отставку. В воскресенье, 10 апреля, он записал видеообращение, в котором сообщил, что написал заявление об уходе.
Уже на тот момент наиболее очевидной кандидатурой на должность нового премьера представлялся Владимир Гройсман. Политики и журналисты ранее упоминали в качестве кандидатов министра финансов Наталью Яресько, председателя Одесской ОГА Михаила Саакашвили, нардепа и бывшего руководителя Нацбанка Степана Кубива и львовского городского главу Андрея Садового. Но если несколько месяцев назад некоторых из них еще можно было воспринимать в качестве серьезных претендентов на премьерский пост, то в итоге выбор сузился до одной фамилии.
Долгие торги
Ключевой вопрос заключался в составе будущего кабинета министров. Начиная с утра понедельника каждые несколько часов появлялась новая информация от «источников» об «окончательном» составе кабмина. Сообщалось даже, что Гройсман отказался от должности премьера, потому что парламентская коалиция и президент желали навязать ему своих министров.
Сам Гройсман долго молчал, его первое заявление появилось в онлайн-видео в Facebook только в среду утром. Он извинился за молчание и сообщил, что действительно вел переговоры с лидерами разных политических сил и президентом страны по поводу формирования нового правительства и новой коалиции. «Считаю, что на сегодня уже есть согласованный формат, который должен получить поддержку», – заявил Гройсман, в заключение попросив о поддержке со стороны украинского народа.
Именно личная позиция Гройсмана стала основной причиной того, что процесс смены премьер-министра так затянулся, считает большинство украинских политологов. «Жаркие дискуссии шли два дня, и мы впервые увидели, как потенциальный премьер-министр Гройсман продемонстрировал жесткость и разрушил миф о том, что он – чья-то марионетка. Он отстаивал свои собственные, в том числе кадровые интересы», – считает глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
Призрачная коалиция
Затянули процесс и другие торги – парламентские. Дело в том, что согласно процедуре две фракции коалиции должны официально выдвинуть кандидатуру на должность премьера, предложив ее президенту, который затем представляет ее в Раде. Сделать этого нельзя было, пока у всех участников этой процедуры не было уверенности в ее успехе. За отставку Яценюка, утверждение нового премьера и состава кабмина должны были проголосовать как минимум 226 народных депутатов, причем по каждому из трех пунктов. В такой многоходовой комбинации ставки возрастают, и договариваться о голосах «за» становится сложнее.
Попытавшись упростить голосование, коалиция из «Блока Петра Порошенко» (БПП) и «Народного фронта» (политсовет этой партии возглавляет Арсений Яценюк) предложила пакетное решение – голосовать за постановление, в котором содержатся пункты сразу и об отставке Яценюка, и о назначении Гройсмана премьером. Но в это же постановление закрался еще один пункт – об отмене постановления Верховной рады от 16 февраля 2016 г. о признании деятельности кабмина Яценюка неудовлетворительной. «Более абсурдный пакет представить сложно. Я за такой договорняк не голосую», – тут же отреагировал на документ депутат от БПП Сергей Лещенко на своей странице в Facebook. Вслед за ним с аналогичным заявлением с парламентской трибуны выступила народный депутат Юлия Тимошенко, сообщив заодно, что ее партия переходит в оппозицию.
Тем не менее, когда дело дошло до голосования, все случилось быстро. За отставку Яценюка и назначение Гройсмана премьером проголосовало 257 нардепов. Впрочем, среди них было только 206 коалиционных голосов, остальные голоса набрали за счет внефракционных депутатов и членов депутатских групп «Воля народа» и «Видродження».
Лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко немедленно заявил с трибуны, что в этом и кроется нарушение, ведь по закону коалиция должна состоять из не менее чем 226 голосов. Его возмущение разделили некоторые политики и политологи. Впрочем, на развитие ситуации в Раде эти заявления, наполнившие информационное пространство за ее стенами, никак не повлияли.
Присутствовавший в сессионном зале президент Порошенко вручил новому премьеру традиционный объемный букет роз и поздравил с назначением. В своем победном спиче Гройсман поблагодарил бывших коллег по парламенту и не менее традиционно дал ряд обещаний, после чего оперативно пересел из кресла спикера в правительственную ложу и уже оттуда наблюдал за избранием нового председателя Верховной рады, которым стал Андрей Парубий – член «Народного фронта» и бывший первый зампред Рады.
Самый молодой
Новоизбранный премьер стал самым молодым в истории Украины – ему 38 лет. Впрочем, в политике, в том числе большой, Гройсман далеко не новичок. В премьерское кресло он пересел из кресла спикера парламента, до этого полгода провел на двойной должности вице-премьера и министра регионального развития, строительства и ЖКХ. Строить свою политическую карьеру Гройсман начал в родной Виннице, где в 24 года стал самым молодым депутатом горсовета, а в 28 лет был избран городским главой и отработал в этой должности восемь лет, вплоть до 2014 года, когда его позвали в правительство.
Всегда считалось, что Гройсман – человек президента Петра Порошенко. Президент хоть и родился в Одесской области, но его политическая и бизнес-карьера строилась на винницкой платформе. Когда Гройсмана назначали в кабмин и когда он проходил в парламент под № 4 в списках БПП, предполагалось, что все это именно благодаря протекции самого Порошенко.
Сейчас взгляд на Гройсмана изменился. Несмотря на то, что даже в среде политиков и политологов нет единого мнения, большинство все же начало склоняться к тому, что Гройсман если и не совсем самостоятельная, то вполне самодостаточная политическая фигура.
«Неожиданно оказалось, что у Гройсмана есть свои политические амбиции, и достаточно сильные, мы вспомнили, что Гройсман-то даже не входит в партию Порошенко и у него есть собственная политическая партия «Винницкая европейская стратегия», с которой он самостоятельно шел на последние выборы и которая получила хороший результат», – говорит политолог Сергей Таран. Действительно, на местных выборах 2015 года партия Гройсмана в Виннице вдвое опередила ближайшего конкурента БПП, получив в горсовете 20 мест из 54.
Пан или пропал
Ключевым вопросом остается один: чего ждать от нового кабмина? В целом, говорят эксперты, вряд ли чего-то выдающегося. «Но, как ни парадоксально, на пользу правительству Гройсмана может сыграть то обстоятельство, что никто не ожидает от него чуда и резкого улучшения жизни. И если ему до конца года удастся продемонстрировать хотя бы умеренные положительные тенденции, это сыграет в его пользу», – считает Владимир Фесенко.
Несмотря на наличие в правительстве Гройсмана ряда лиц, которые оцениваются экспертами достаточно высоко, в целом правительство воспринимается крайне критично. В частности, недоумение и скепсис вызвало увеличение до шести количества вице-премьеров, тогда как политологи считают, что хватило бы и трех, максимум четырех. На соответствующий вопрос нардепа Андрея Ильенко Гройсман отрезал: «Ответ простой: работа будет». Особое непонимание, например, у Владимира Фесенко вызывает позиция вице-премьера по гуманитарным вопросам, которую отдали Вячеславу Кириленко. В правительстве Яценюка Кириленко занимал такую же должность, одновременно работая министром культуры. Но, во‑первых, в новом правительстве должности предлагается разделить, вернув в кресло министра культуры «голос Майдана» Евгения Нищука. Во‑вторых, будет еще вице-премьер по социальным вопросам, которые не слишком отличаются от гуманитарных. Если же речь идет о проблемах переселенцев, то для этого создается еще одна должность вице-премьера – по вопросам АТО и оккупированных территорий. «Я не хочу никого обижать, но когда кабмин соберется на свое коллегиальное заседание, мы увидим отсутствие креативных идей, невозможность конкурировать между собой, неспособность договариваться и откровенное лоббирование интересов отдельных олигархов», – считает Виталий Кулик.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник сравнивает новое правительство Гройсмана с ранним правительством Николая Азарова. Он считает, что его действия будут направлены на стабилизацию ситуации, поэтому если не случится форс-мажор, то хуже становиться не будет. «Возможен постепенный медленный рост, потому что олигархи, являющиеся основными акционерами этого правительства, заинтересованы в стабильной экономической ситуации», – прогнозирует эксперт.
Тем не менее многие политологи склоняются к мысли, что долго это правительство не продержится. Владимир Фесенко считает, что раскачивать ситуацию начнут уже нынешней осенью. Закончатся эти качели, по мнению политологов, окончательным, а не формальным развалом коалиции и, соответственно, досрочными парламентскими выборами. Возможные сроки их проведения разнятся, но основные ставки делают на весну 2017 года. Так что у нового правительства, предположительно, есть год, чтобы доказать свою состоятельность и перевести слово «реформы» из иронической в реалистическую плоскость.