Цены на нефть растут. Они достигли максимума с ноября 2014-го. Баррель взлетел до $77. Это произошло из-за возобновления американских санкций против Ирана.
Эксперты Bank of America считают, что в 2019 году цена барреля может подняться до $100. Быть абсолютно уверенным в таком прогнозе нельзя. Есть много условий, влияющих на «черное золото». Тем не менее много факторов говорят в пользу дальнейшего роста цен или по крайней мере их стабилизации на высоком уровне.
Например, скоро США могут ввести санкции против еще одного заметного игрока нефтяного рынка - Венесуэлы. Это снизит объемы продаж нефти за рубеж.
Еще одна причина роста барреля - успех соглашения ОПЕК+Россия. Страны договорились снизить добычу нефти и сделали это. А то, что в дефиците, как известно, стоит дороже. Это касается и «черного золота».
Потребление же углеводородного топлива не снижается - распространение электромобилей оказалось более медленным, чем ожидалось.
Про этику и экономику
В общем, мечты о возвращении цены к $100 за баррель сейчас не кажутся фантастикой.
С 2011 по 2015 год цены на нефть были высокими. Тогда уровень жизни людей стал гораздо выше (выросли зарплаты, и россияне начали больше тратить). Увеличился объем импорта. Все больше граждан стали ездить за границу.
Но воспользоваться ситуацией на благо экономике не удалось. К концу 2014-го снизился объем инвестиций, упали темпы роста ВВП. Страна проедала нефтедоллары, а не вкладывала их в развитие.
Хорошо или плохо то, что доходы от дорогой нефти потратили на рост благосостояния людей, однозначно сказать нельзя. Это вопрос этики, а не экономики. Экономика - это все равно про проедание: либо сегодня, либо завтра. Так верно ли копить и инвестировать, не повышать зарплаты, удерживать низкий курс рубля, делая недоступными импортные товары и прочие радости цивилизации нынешнему поколению ради будущих? Разве старшее поколение менее ценно, чем молодое?
Движение без ориентира, воровство без удержу
Стагнация того периода связана и с утратой ориентиров для бизнеса, отсутствием понимания, куда движется страна. Если компании не знают перспективы, они сокращают инвестиции. А это путь к застою. К тому же тогда внутри компаний прибыль перераспределялась в пользу естественных монополий, чьи тарифы росли быстрее инфляции.
Шальные нефтяные деньги тратились неправильно, а то и просто разворовывались. Престиж страны - конечно, здорово. Но нерационально. Гигантские спортивные объекты, построенные под Олимпиаду, с экономической точки зрения неэффективны. Дивиденды тут получает не общество, а вороватые чиновники, подрядчики, банкиры и девелоперы.
Перед чемпионатом мира по футболу в Бразилии в 2014 году люди вышли на улицы протестовать с плакатами «Нам нужны больницы и школы, а не стадионы!». И это в стране, где футбол является чуть ли не религией! Очевидно, что и нам больше нужны больницы, университеты и школы.
Большую часть того нефтяного богатства вывели за рубеж. Французский экономист Габриэль Зукман утверждает, что российские граждане держат в офшорах около 50% ВВП. Для сравнения: в европейских странах этот показатель составляет лишь 15%.
Не упустить бы новый шанс
Если действительно начинается новый период дорогой нефти, хорошо бы не повторить ошибок. Власти ругают за то, что деньги складывали в кубышку, крутили на финансовых рынках, а не строили заводы и электростанции, которые потом бы нас кормили. Ну так государство и не должно этим заниматься. Это задача бизнеса. Обязанность власти - создать для него благоприятные условия. Бороться с коррупцией. Снижать административные барьеры для предпринимателей. Реформировать судебную систему, вернуть доверие к судам. Дать людям ориентир дальнейшего развития, чтобы стало понятно, в каком направлении мы движемся. Все эти меры банальны, но без них нефтяные сверхдоходы опять пройдут для страны впустую.