Все больше россиян планируют (а главное, воплощают эти планы в жизнь) отправиться в отпуск на автомобиле. Опросы последних двух-трех лет, проведенные различными СМИ и аналитическими центрами, хотя и расходятся в конкретных цифрах, четко показывают тенденцию к росту популярности автотуризма: от 40% до 73% россиян выбирают отпуск за рулем и на колесах.
Аналитический центр НАФИ подсчитал, что в прошлом году 67% наших граждан поехали отдыхать на машинах. Причем распределение целей поездки – пляжный отдых, изучение достопримечательностей, рыбалка и охота и прочее – не показывает однозначно главной. Потому что автомобиль тем и хорош, что позволяет сразу всё: сегодня лежим на песочке, завтра едем в музей, послезавтра гуляем в горах.
Конечно, несправедливо будет не отметить тот факт, что помимо однозначных достоинств такого путешествия отправиться в отпуск на машине нас подталкивают и внешние обстоятельства. Не было бы счастья…
Пандемия приучила заботиться о безопасном личном пространстве, и в этом отношении салон своей машины предпочтительнее любого купе или кресла даже бизнес-класса. С прошлого года закрыт ряд воздушных гаваней на юге, в частности, на черноморском побережье работает только аэропорт в Сочи (Адлер). Добираться оттуда на перекладных в Геленджик или Анапу – то еще удовольствие. Отметим и экономическую составляющую автопутешествия: бензин, ночлег по пути и платные дороги в расчете на семью или дружескую компанию обходятся дешевле авиа- или железнодорожных билетов.
Для людей и для машин
Проблем с придорожной инфраструктурой сейчас нет. Найдутся и АЗС, и кафе, и мотели с отелями на любой вкус и кошелек. Что касается питания для экипажа – можно смело выбирать любые придорожные заведения, ориентируясь не столько на известность и размер бренда, сколько на популярность. Ее мерилом могут служить дальнобойные фуры и машины местной ГИБДД. Инспекторы плохого не посоветуют.
А вот топливо настойчиво рекомендую покупать на крупных сетевых АЗС. Какой бы привлекательной ни была цена литра бензина на местной обшарпанной заправке, не поддавайтесь соблазну – восстановление работоспособности системы питания обойдется дорого!
В плане ночлега – как по дороге, так и по месту отдыха – не хочется полагаться на случай. К сожалению, нас покинули сервисы бронирования, а российские системы ни по масштабу, ни по удобству пользования, ни по возможной выгоде, на мой взгляд, пока не достигли уровня какого-нибудь «букинга» и «эйрбиэнби». И если раньше можно было бронировать отель по дороге прямо во время пути, то теперь я все же рекомендую выбирать привал заранее. Правда, зачастую сервисы бронирования просят предоплату. Я делаю так: рассматриваю варианты на «Яндексе», «Островке», «Командировке», затем перехожу на сайт понравившегося отеля и бронирую номер там – чаще всего бесплатно.
Способ хороший, хотя работает не всегда, как не всегда есть собственные сайты у придорожных гостиниц. К ним, впрочем, и требования попроще: одну ночь нестрашно провести и без звезд на вывеске (главное, чтобы их не было над головой). Выбрать ближайшее место ночевки можно как в Сети, например, в навигаторе, так и прямо на дороге. На южном направлении таких мотелей много и по трассе «Дон», и по Р-22 «Каспий», и по местным дорогам. Конечно, в курортный сезон лучше присмотреть место остановки заранее. Для ориентира: двухместный номер с удобствами за три-четыре тысячи рублей – это нормально.
А когда, собственно, надо предусматривать ночлег в пути? Ответ полностью зависит от типа отпуска – весь ли его вы хотите провести на колесах, придумав сложный маршрут, или планируете доехать до моря и там оставаться в относительной неподвижности неделю-другую. В первом случае советую проезжать не более 700 км в день, во втором – максимум 1000 км, по крайней мере, если нет водителя-напарника. Если график позволяет уменьшить дневной пробег, ваше путешествие будет только интереснее и таким образом станет не «дорогой в отпуск и обратно», а его частью. Да и экипаж будет благодарен: пассажиром проехать тысячу верст тоже непросто.
Кстати, очень рекомендую при выборе конкретного маршрута заранее «проезжать» его по картам и навигаторам, хотя бы чтобы знать, в каких местах и когда возможны заторы и прочие сложности, когда назначить старт и так далее.
Ниже – несколько типовых маршрутов по сторонам света, построенных на основе собственного опыта.
Южная классика
Едем к морю. Москва – Анапа, например, или Геленджик, или Лазаревское. Около полутора тысяч километров по трассе М-4 «Дон» и местным дорогам. Лучше разбить путешествие на пару дней – тогда можно по дороге насладиться зрелищем меловых скал Воронежа (да-да, они есть не только в Дувре), со вкусом погулять по ростовской набережной или левому берегу Дона, который каждый, кто там бывал, назовет с ностальгией: Левбердон. До Краснодара едем примерно 1200 км по хорошей и широкой трассе, ее в середине лета обещают дополнить западным обходом этого города и восточным – Ростова-на-Дону. Поток немаленький, но заторы если и возможны, то только к выходным. Постарайтесь не выезжать вместе с дачниками!
За Краснодаром еще примерно 50 км автомагистрали, а дальше – трехполосная дорога через горы и очень сложное, перегруженное двухрядное шоссе вдоль моря до Новороссийска в одну сторону и Адлера – в другую. Закладывайте лишние пару часов на пробки, летом они здесь всегда.
Если ваша цель – Крым, перед Краснодаром берем правее и не слишком быстро по дорогам, изобилующим населенными пунктами, двигаемся к мосту. В Крым в любом случае отправляйтесь с остановкой, лучше – с двумя. В южном направлении достаточно и мотелей, и придорожных кафе, и интересных городов. Из несомненных достоинств маршрута – море в его конце. Из минусов – многолюдье и немалые цены на отдыхе. Впрочем, многие считают, что первое искупает второе.
Конечно, пробки на прибрежной трассе А-147 (да и на таманских дорогах) могут подтолкнуть вас к сугубо лежачему отдыху, но если наскучит, даже по этой, по сути, единственной пока дороге вы проедете к массе интересных мест: от самых северных в мире чайных плантаций до горного кластера в Красной Поляне, от сыроварен до виноделен, не говоря уже о крымских достопримечательностях. Не сидите на месте!
Вперед, на запад
Из Москвы на запад самый короткий путь – часов 5–6 до Смоленска, а дальше уже граница. Но она прозрачная, так что поехали! Трасса М-1 на всем протяжении минимум четырехполосная и довольно быстрая, но до соседнего города надо будет проехать десятка полтора населенных пунктов – снижайте скорость, камеры установлены часто. Светофоры перед переходами здесь вечнозеленые, так что останавливаться едва ли придется.
День точно заложим на Смоленск: прогуляйтесь вдоль крепостных стен, поднимитесь на Соборную гору, вечером оцените местные пивоварни. Только аккуратно, завтра за руль. Очень рекомендую заехать в Катынь, в мемориальный комплекс жертвам репрессий – это на запад от города по Витебскому шоссе. Страницы истории, пусть мрачные, надо для себя открывать.
Дальше нас ждет граница, а за ней – приятный (и относительно недорогой) Минск, целая россыпь белорусских санаториев, в которые стало модно ездить лечиться, и, конечно, замки-крепости. Мирский, Несвижский, Новогрудский – мой выбор, а вы сделайте свой. А еще Пуща, Брест… В общем, неделю приятных и не самых длинных путешествий вам Белоруссия подарит.
Дороги отличные, сервис доступный, еда вкусная (драники! колдуны!). Бензин стоит примерно как в России. Имейте в виду: белорусская ГАИ умеет штрафовать иностранцев, так что не надейтесь, что с российским номером можно безнаказанно пролетать под камерами.
Приятная особенность – в Белоруссии принимают к оплате наши карты «Мир». И не забудьте купить страховой полис, белорусский аналог «Зеленой карты». Можно заранее, можно прямо у границы.
К белым ночам
Путешествие в Санкт-Петербург благодаря трассе М-11 стало простым и недлинным. Можно выезжать не на рассвете, как прежде, и быть в Северной столице задолго до вечера (хотел написать – заката, но его в июне можете и не заметить). В один день и проехать 700 км, и сходить в музей – запросто. Летом на дорогу уйдет от 5,5 часа при разрешенной скорости 130 км/ч. Я обычно еду медленнее, зато экономичнее: при 110 км/ч хватает одного бака и 6,5 часа от МКАД до КАД.
Заправок на М-11 немного, бывают лакуны и по 80 км, так что следите за лампочкой резерва топлива и если поедете быстро – обязательно залейте полный бак на обходе Твери, где 60 км приходится ехать по бесплатной и медленной М-10, зато АЗС – хоть пруд пруди.
Один день – кому-то мало для путешествия. Например, мне. Поэтому я ездил в Питер и западным путем – через прекрасные Новгород (день на осмотр), Пушкинские Горы и Псков (1–2 дня), и восточным – через не менее приятные Вологду (один день на город и окрестности) и Вытегру (только переночевать). То есть три дня до Северной столицы – это намного интереснее, чем шесть часов.
Можно поехать и дальше. Прошлым летом в Карелии, говорят, машин с московскими номерами было больше, чем местных. Охотно верю, учитывая обилие интересных мест, приятный климат и заметно развившуюся инфраструктуру. От всем известных Кижей и Валаама до парка Рускеала и небольших, но приведенных в порядок достопримечательностей. Да еще отличные, хотя и неширокие дороги. А дары природы, а пирожки-калитки! В Карелии точно не похудеете.
Если хочется еще дальше – что ж, Мурманск, Рыбачий, Териберка ждут вас. Только имейте в виду, трасса Р-21 «Кола» на самом деле длинная, и если вам кажется (как мне когда-то), что от Питера до Мурманска рукой подать, это не так, там на самом деле 1300 км. Так что предусмотрите ночлег где-нибудь в Петрозаводске. Или рассчитывайте на второго водителя, благо, белые ночи позволяют ехать круглые сутки.
До Урала с остановками
Можно проехать и всю страну, но не всякий отпуск позволит добраться до Владивостока. А главное, вернуться. Если только в режиме «1000 км в день», но разве это интересно? Поэтому давайте закладывать ежедневный пробег таким, чтобы успеть насладиться и дорогой, и достопримечательностями. До Казани пока потребуется целый день езды. Говоря «пока», имею в виду строящуюся трассу М-12, по которой до столицы Татарстана можно будет добраться за 8 часов – в полтора раза быстрее, чем сейчас. А ныне все удовольствия интересной исторически, но медленной дороги М-7 «Волга» потребуют от нас провести следующий полноценный день в Казани. Посмотрите кремль, спуститесь в красивое метро, пройдитесь по улице Баумана, отведайте эчпочмаки, при желании посетите очень неплохой аквапарк.
Дальше очень рекомендую Елабугу – город некрупный, но с большой историей и очень уютный. Потом день езды по неширокой и довольно загруженной дороге до Перми, еще день – до Екатеринбурга, где нужно обязательно остановиться минимум на сутки. Музей техники в Верхней Пышме обязателен для посещения, но потребует еще одного дня. Дальше, если время и силы позволяют, – финальный участок через Тюмень (прогуляйтесь хотя бы часок по набережной Туры) до Тобольска. Великолепный, интереснейший город с каменным кремлем, построенным вопреки указу Петра I, с тюремным замком, с невероятными видами на Иртыш и такой кухней, о которой говорить сложно: надо пробовать.
На обратной дороге можно заложить красивое колечко через Челябинск – Самару (здесь нужно провести хотя бы денек) – Рязань и вернуться в Москву на 13-е сутки путешествия. На круг получится чуть более 5000 км. Дороги всюду нормальные, разве что загруженные у крупных городов и неширокие на дальних участках.
Пересечь Урал – это очень красиво, хотя и небыстро: грузовики здесь собираются компаниями на подъемах и тормозят остальных. На участке трассы М-5 от Уфы до Самары будете наблюдать интересный эффект из-за смены часовых поясов, проезжая подряд небольшие отрезки Татарстана, Оренбургской и Самарской областей. Плюс-минус два часа на бортовом хронометре – учитывайте это при построении графика поездки.
***
Четыре стороны света дают нам прекрасный выбор автомобильных путешествий. А ведь есть и юго-восток с еще одним теплым морем, северо-восток – вы удивитесь, но на Белом море тоже есть пляжи – и еще масса интересных и перспективных направлений. Так что уже сейчас планируйте отпуск – и за руль!