Антипиратский закон, грозящий пиратам вечной блокировкой, заставил их обеляться. Легальные площадки уже начали на этом зарабатывать.
Видеосервис RuTube договорился с видеопиратами, рассказал 14 мая на Медиакоммуникационном форуме руководитель отдела специальных проектов и развития медиадистрибуции RuTube Александр Пурцеладзе. RuTube дает пиратам свой легальный плеер, через который транслируется контент «Газпром-Медиа», а пираты убирают соответствующий нелегальный контент. Партнеры не получают денег от RuTube: все заработанные на видеорекламе деньги сервис берет себе. Видеопираты получают хорошее качество контента и отсутствие претензий со стороны правообладателя, в данном случае — «Газпром-Медиа», сказал Пурцеладзе. В среднем RuTube собирает примерно 500 млн просмотров в месяц, трафик с пиратских сайтов дает еще около 70 млн просмотров. RuTube — это один из крупнейших российских видеосервисов: в марте 2015 года его аудитория составила 7,45 млн человек в России (данные TNS Russia в возрастной группе 12—64).
Первые попытки договориться с пиратами RuTube начал предпринимать еще два года назад, уточняет он. Массово RuTube начал сотрудничать с такими сайтами полгода назад. «Сначала были проблемы с рекламодателями — было сложно их убедить размещаться на пиратских сайтах, но, после того как убедили двух-трех, дело пошло легче. Сейчас рекламодатели спокойно реагируют на это», — добавил Пурцеладзе. Представитель RuTube не назвал конкретные площадки, но сказал, что речь идет о крупнейших пиратских сайтах.
С 1 мая 2015 года за нарушение авторских прав сайты могут быть заблокированы навсегда. Это может случиться, если Мосгорсуд дважды признает ресурс нарушителем по иску одного и того же правообладателя из-за одной и той же единицы контента. Такие сайты попадут в реестр заблокированных за пиратство, который ведет Роскомнадзор. Пока судебные прецеденты не созданы: в пресс-службе Мосгорсуда РБК рассказали, что получили лишь три иска от ассоциации, защищающей права на музыку. Их вернули из-за несоблюдения формальностей: истец назвал себя заявителем, а должен был — представителем заявителя. Представитель Мосгорсуда отказался рассказать, какая ассоциация обратилась и на какие именно сайты пожаловалась.
Споры могут решаться в досудебном порядке: владелец сайта должен указывать почтовый адрес, на который правообладатель может отправить заявление с требованием удалить незаконно размещенный контент. Владелец сайта должен отреагировать в течение суток — удалить спорный контент или предоставить доказательства, что он используется легально. Эти правила распространяются на все виды контента, кроме фотографий.
Договариваются со всеми
Другие крупные площадки тоже сотрудничают с нелегальными видеосервисами. Правда, ни одна из опрошенных РБК компаний не раскрыла долю трафика, которую таким образом получает. При этом все они говорят о росте интереса пиратов к такого рода партнерству из-за нового закона.
«За последние несколько дней нам поступило девять запросов о партнерстве, среди которых один — от очень крупного пиратского сервиса. За последний месяц мы возобновили обсуждение партнерства с несколькими старыми ресурсами, которые ранее вообще не шли на контакт», — рассказал РБК представитель онлайн-кинотеатра Megogo. Сейчас в партнерах Megogo около 100 сайтов. Megogo с месячной аудиторией 4,3 млн, согласно мартовскому отчету TNS Russia, был одним из первых, кто ввел такую схему. Представитель сервиса говорит, что вал желающих начался перед 1 мая.
«Недели за две до вступления в силу поправок мы заметили необычную активность со стороны пиратских сайтов — если раньше они игнорировали наши запросы с требованием удалить контент наших клиентов, то тут они начали отвечать на письма и даже писать нам сами», — рассказал РБК Андрей Бусаргин, глава антипиратского подразделения компании Group IB, работающей с правообладателями. Компания начала получать до 700 писем в день с вопросами от пиратов о том, как быть в связи с новыми поправками и как избежать вечной блокировки. Несколько крупных сайтов — Rutor, Kinozal, Bigtorrent — выдали Group IB «кнопку», то есть администраторские права, что позволяет представителям компании удалять нелегальный контент, говорит Бусаргин. Пока у Group IB немного партнеров среди пиратов, но «важно, что это весомые сайты с большой аудиторией и с высокой поисковой выдачей».
Еще один крупный онлайн-кинотеатр, ivi.ru (мартовская аудитория по TNS Russia составила 5,8 млн человек), тоже ввел практику замены плееров на пиратских сайтах до вступления в силу второго пакета поправок. По словам представителя ivi.ru, трафик с пиратских сайтов «заметный, но незначительный», при этом за несколько недель до 1 мая число пиратов, желающих стать партнерами, выросло.
Крупнейшая в России соцсеть «ВКонтакте», которая неоднократно попадала в список пиратских сайтов мира, по версии Торговой палаты США, постепенно легализует контент по аналогичной схеме. Соцсеть работает с компанией Pladform. Через плеер Pladform правообладатель может указать, какой контент принадлежит ему, и начать на нем зарабатывать. Например, легально можно смотреть в соцсети передачи «Первого канала» и СТС. Плеер Pladform установлен не только в этой соцсети: он есть почти на 2,5 тыс. сайтов, в том числе на woman.ru, muz-tv.ru, afisha.mail.ru, Fishki.net, «Имхонет» и еще двух принадлежащих Mail.Ru Group соцсетях — «Мой мир» и «Одноклассники». Основатель Pladform Армен Гулинян рассказывал РБК, что рекламодатели платят в среднем около 130–200 руб. за 1000 просмотров рекламного ролика. Около 75% от этой суммы получает правообладатель, а 25% делят Pladform и площадка. Пресс-секретарь соцсети Георгий Лобушкин отказался рассказывать, сколько правообладателей подключились к площадке через Pladform, и в целом комментировать эту тему.
Некоторые онлайн-кинотеатры категорически против работы с пиратами. «Мы никогда не взаимодействуем с пиратскими сайтами», – заявил РБК представитель Ayyo (входит в группу Innova) Арсен Авдалян. Не сотрудничает с трекерами и онлайн-кинотеатр Tvigle, чья месячная аудитория в марте составила 3 млн человек. Основатель Tvigle Егор Яковлев сказал, что представители «пиратских» ресурсов к нему не обращались.
Остаться на плаву
«Каждый пират рассчитывает риски и выбирает модель, которая позволит ему остаться на плаву», — поясняет Артем Козлюк, руководитель проекта «Роскомсвобода» и член Пиратской партии России. По его оценке, 50% крупных «пиратских» ресурсов уже открыли правообладателям доступ для удаления контента, 50% предупредили о возможной блокировке основного сайта и будут искать способы обойти закон (анонимайзеры, «зеркала» и проч.).
Поправки, которые грозят сайтам вечной блокировкой, это эффективная мера, считает президент компании «Амедиа» Александр Акопов. «Некоторые пиратские сайты представляют собой уже достаточно известные бренды, и если товарищам, которые оперируют этими сайтами, не хочется терять эти бренды, им проще выполнить требования правообладателей. Поэтому мы ожидаем, что от существенной части контента им придется избавиться для того, чтобы жить дальше. Будущего у пиратства нет, законодательные меры оказались эффективным средством борьбы»,— считает Акопов.