Пару дней назад я прочитал в социальных сетях следующий комментарий одного уважаемого и очень патриотично настроенного человека к новости о том, что Всемирный банк повысил прогноз роста российской экономики: «А вы нам еще санкций добавьте!» Мы просили — они добавили. В день главного государственного праздника РФ (ну никак янки не могли обойтись без «поздравления») США ввели санкции против Московской биржи. Сначала курс доллара в обменниках взлетел почти до двухсот рублей, но потом опустился до более привычных и приемлемых значений. В итоге первая инстинктивная реакция человека, который не является глубоким спецом в сфере международных финансов - «ужас, ужас!» - сменилась на более комфортную - «ерунда, ерунда!» Думаю, однако, что обе эти реакции неправильные.
Как знает каждый, кто любит посмотреть новый фильм или сериал на халяву, торренты, с помощью которых это можно сделать, часто блокируют. Но это не «конец света» ( или фильма). Таинственные деятели, которые стоят за торрентами, иногда быстро а иногда медленно организуют их «зеркала». Эти «зеркала» тоже блокируют. Но тогда во Всемирной сети появляются уже «зеркала зеркал». И нет, я не забыл о теме этого материала. Эта вечная схватка «пиратов» и «охранителей» в сфере видеоконтента является моделью, отталкиваясь от которой можно составить устойчивое представление о сути схватки России и коллективного Запада в санкционной сфере. США и иже с ними вводят против Москвы новые санкции. Москва проделывает в них дыры и находит обходные пути. Западники находят эти дыры, обходные пути, нащупывает наши новые уязвимые места и наносят по ним максимально болезненный удар или вгоняют в «щель» убойную порцию геополитического «цемента». На следующий день — или, выразимся так, «в следующей серии» - все повторяется.
Напоминает то ли наш культовый мультик «Ну, погоди!», то ли его не менее культовый американский аналог и предшественник «Том и Джерри». Но эта мультяшная аналогия не должна вводить в заблуждение. Как показали два с лишним года СВО, смеяться над противником - или, тем более, недооценивать противника — это самое последнее дело. В Минфине США и иных подобных конторах сидят вполне компетентные люди, которые умеют извлекать уроки из своих ошибок и находить системные уязвимости в нашей системе финансовой обороны. И если у них это получается, то они цепляются за эти «самые нежные места» нашего экономического организма аки бультерьеры с их почти не разжимаемыми челюстями.
Перехожу теперь от теории к конкретике. Наше уязвимое место, по которому Запад сейчас ведет прицельный огонь с самых разных сторон, — это система взаиморасчетов с иностранными, особенно дружественными государствами. Возьмем, например, такую страну, как Китай. Казалось бы, этому государству, которое вот-вот столкнет Америку с пьедестала обладателя самой сильной и самой крупной экономики в мире, нет нужды опасаться «булавочных уколов» из США. Но это только так казалось. Мастерски используя такой инструмент, как вторичные санкции (то есть санкции против иностранных партнеров российских банков) или даже только угрозы вторичных санкций, Америке, если вывести за скобки взаимоотношения Москвы и Пекина в топливной сфере, удалось заблокировать до 80% экономических транзакций между Москвой и Пекином. Эта тема была одной из главных предметов переговоров Путина и председателя Си во время недавнего визита ВВП в Китай.
Конечно, как об этом постоянно говорит Путин, действуя подобным образом, Америка наносит долгосрочный ущерб своим собственным интересам. В глазах государств, которые тоже могут теоретически попасть в немилость к нынешнему американскому гегемону (а таких в мире много), доллар становится крайне ненадежной мировой резервной валютой. Но вот в чем штука: конкретный ощутимый отрицательный эффект от этих своих действий Америка почувствует не сегодня, не завтра и даже не послезавтра. Речь идет о некоем светлом (с нашей точки зрения, разумеется) будущем, которое, как мы хорошо знаем, может наступить, а может и не наступить. А Россия и ее пугливые иностранные партнеры чувствуют боль от ударов американского финансового кнута уже сегодня - в режиме реального времени.
Что с этим можно сделать? Никакой единственной «волшебной пилюли» не существует. Зато - по крайней мере, в теории — есть множество мелких, перебирая которые можно оставить в дураках жирных, вредных и агрессивных «котов» из американского минфина. Как прекрасно известно подросткам и их родителям, запреты это лучший в мире стимул искать способы их обнуления. Начиная с февраля 2022 года (поправка: как минимум с 2014 года) наш Центральный Банк именно этим и занимается. И вполне успешно, кстати, занимается. Недавняя статья в британском журнале The Economist про главу ЦБ Эльвиру Набиуллину была прямо-таки пропитана ядовитой злобой: мол, да как она смеет! Да кто ей разрешил!
Но сейчас мяч снова на стороне Эльвиры Сахипзадовны. Не знаю, какое именно противоядие против очередной американской подлянки она найдет ( или, дай Бог, уже нашла). А если бы знал, то совсем не факт, что понял бы. Обычно такие «экономические антидоты» представляют из себя понятные лишь узким специалистам в высшей степени технические меры, описание которых для обывателей (коим в данном вопросе я точно являюсь) звучит как, скажем, разговор на языке Урду. Такой вот «параллельный фронт СВО» — не менее важный, чем собственно фронт СВО.