Сельскохозяйственные рынки, которые все еще работают под открытым небом, хотят там и оставить, разрешив им не переезжать в капитальные строения. Законопроект об этом внесен в Госдуму.
По мнению экспертов "Российской газеты", это правильное решение, так как из-за кризиса немногие могут осилить переход под капитальную крышу. А фермерам нужно оперативно продавать свою продукцию, в основном скоропортящуюся. Да и покупателям не будет проку, если число рынков уменьшится. В регионах же напомнили, что существуют еще и разные формы ярмарочной торговли.
Сельхозрынки, напомним, расположенные "под открытым небом", должны были переехать в капстроения еще в 2012 году. Однако этот срок несколько раз откладывали - до 2015 года, а затем и до 2016 года. С 1 января этого года требование вступило в силу в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, а регионам передали право устанавливать эти сроки самостоятельно.
И многие из них, учитывая, что переоборудование рынков требует больших затрат, дали предпринимателям дополнительное время. В основном обязали привести торговые площадки в соответствие с требованиями законодательства к 2020 году.
"Почему сельхозрынки должны быть обязательно размещены в капитальных строениях, кому от этого выгода? Если есть возможность использовать традиционные формы взаимодействия "производитель-покупатель" без их удорожания, почему бы и нет? - рассуждает Анатолий Тихонов, руководитель Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС. - В противном случае все издержки на возведение капитальных конструкций будут отнесены на потребителя. А это значительное удорожание продукции". При этом, продолжает эксперт, "покупательская способность населения ограничивает ценовое предложение, и многие продавцы, не говоря уже о фермерах и крестьянах, испытывают трудности в сбыте своей продукции".
На рынках, стоящих "под открытым небом", торговое место стоит недорого. И, по оценкам экспертов, цены на их прилавках на 20 процентов ниже, чем на рынках, находящихся в капитальных зданиях, и на 30-35 процентов ниже, чем в магазинах.
Так что снятие ограничения поддержит не только фермерские хозяйства, но и население, покупательная способность которого за последнее время резко снизилась, уверены депутаты. По словам первого вице-президента "ОПОРы России" Павла Сигала, отмена требования размещать рынки в капстроениях должна привести к снижению цен на сельхозпродукцию на 10-15 процентов. "Видимо, - говорит он, - теперь, когда импортозамещение начало давать плоды в виде большого количества сельхозпродукции, которую нужно сбывать, решили поменять концепцию. Думаю, что многие фермеры вздохнут свободнее". Кроме того, сельхозрынки зачастую являются единственными каналами сбыта овощей и домашней птицы для большинства подсобных и фермерских хозяйств. Поэтому закрытие сельхозрынков не только влечет закрытие этих хозяйств, но и негативно отражается на овощеводстве и животноводстве.
Право торговать в некапитальных строениях и "под открытым небом" значительно упростит доступность торговых мест для фермеров и крестьян, а также и для простых граждан, продающих излишки сезонной плодоовощной продукции со своих огородов, добавляет Павел Ивченков, эксперт центра "Общественная Дума": "Поскольку в зимний период капстроения будут использоваться в значительно меньшей степени и их владельцы вынуждены распределять "зимние" издержки на летних арендаторов, то и цены в таких рынках будут всегда выше".
И все-таки, по мнению Павла Сигала, инициатива похожа на шаг назад: "До этого активно боролись со стихийными рынками, приводили в порядок подобные площадки". Ему вторит Богдан Григорьев, гендиректор холдинга "РосАгроМаркет": "Если поправки примут, это будет означать признание несостоятельности многолетних усилий по выводу сельхозпродукции из теневого оборота. Госорганы не смогут контролировать нестационарную торговлю так, как стационарные торговые объекты". У авторов законопроекта свои аргументы: более миллиона граждан могут потерять рабочие места, поэтому надо сохранить оставшиеся сельскохозяйственные рынки под открытым небом. Слово - за Госдумой.