Мусоросжигающий завод из Алтуфьева планируют перевести во Владимирскую область. Всего же столица поставляет на подобные заводы и полигоны ТБО в Москве и области 7,9 млн тонн мусора в год. На кругом столе в редакции «ВМ» эксперты пытались выяснить, что происходит с бытовыми отходами мегаполиса, кому они приносят деньги и как надо развивать эту отрасль экономики.
Столица ежедневно генерирует сотни тысяч кубометров отходов. Они распределяются по классам: с 5-го по 1-й, самый экологически опасный. Как правило, к 1-му классу относят производственные отходы, которые могут содержать цинк, свинец, ртуть, соли тяжелых металлов, едкие кислоты. Соответственно, их должны вывозить специальные перевозчики в герметичных контейнерах.
Но сейчас речь не о них, а о твердых бытовых отходах (ТБО), которые ежедневно оставляют возле домов — на контейнерных площадках и в мусоропроводах — жители столицы. Бумага и картон, стекло и керамика, пластик в виде бутылок, пакетов, упаковок, алюминиевые банки, кожаные изделия и мелкий бытовой мусор.
По федеральному закону все это должно быть отсортировано либо самими жильцами, либо рабочими организаций, занимающихся вторичной переработкой. Происходит ли такое на практике?
— В некоторых округах Москвы введен раздельный сбор отходов, хотя привычки и ментальность людей не меняются, — заявил на круглом столе в редакции «ВМ» вице-президент отраслевой организации «Союзресурс» Александр Никольский. — Смысл раздельного сбора в том, чтобы помочь вывозящей компании отсортировывать большее число отходов. Мы выяснили, что полезные фракции в уже разделенном гражданами мусоре — от 10 до 90 процентов. Но его все равно сортировать легче, чем предварительно неразделенные отходы. Дело не только в том, как реализован процесс, но и в наших бытовых привычках.
Вопросы
Для этой отрасли городской экономики характерен ряд проблем. Прежде всего высокая стоимость вывоза: от 1 до 3 тысяч рублей за тонну.
— Правительство Москвы сделало правильный шаг, заключив длительные, на 15 лет, контракты, — полагает Никольский. — У компаний появилась возможность проводить длительные мероприятия, направленные на снижение издержек. Они могут рассчитывать финансовые потоки и понимать, что можно сделать для снижения тарифа.
В 2012–2014 годах мэрия Москвы провела девять тендеров на право заключения 15-летних контрактов по вывозу мусора на общую сумму более 142 миллиардов рублей. Город оплачивает услуги по вывозу и утилизации мусора, а победители тендеров обязаны закупить новые мусоровозы, контейнеры для сбора отходов и построить сортировочные заводы и полигоны для захоронения отходов.
Кто же получил миллиардные контракты на длительный срок? Это ООО «Хартия», владеющее сортировочным мусорным комплексом на Алтуфьевском шоссе. Также подряды получили ООО «МКМ-логистика», ООО «Эколайн», ООО «МСКНТ» и «Спецтранс». Кстати, согласно контракту, уже в этом году компании должны были собирать с использованием мобильных и стационарных пунктов сбора 100 процентов вторсырья.
Между тем, как сейчас организована «мусорная экономика» столицы, и тем, какой она должна быть, — большая разница, считают эксперты.
Главная проблема в том, что компании не построили современные заводы с полным циклом, когда перерабатываются все поступившие отходы. Операторы вывоза мусора предпочитают их сжигать. Причем на заводах, очистительные системы которых часто не выдерживают критики.
— Сейчас в Москве уменьшаются объемы мусора, который поставляется на переработку, — поясняет Елена Есина, президент Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами «Русрециклинг». — При этом если на завод поступают пищевые отходы, бумага, картон, то есть неопасные отходы 4-го класса, то на выходе получается зола 1-го класса — самая опасная для здоровья человека.
Захоронение мусора в Москве запрещено, и он вывозится в область. Сейчас, после того как власти Московской области закрыли почти все из 210 полигонов ТБО, на которых закапывались отходы, осталось всего 15 уже практически заполненных свалок, куда столичные операторы могут вывозить мусор. В регионе сейчас работают пять мусоросжигательных заводов, из них внутри МКАД и вблизи от него — три: спецзавод № 2 в СВАО (Алтуфьево), спецзавод № 3 в ЮАО (ул. Подольских Курсантов) и завод № 4 на востоке ВАО (в промзоне Руднево). На последнем установлена серьезная система очистки газов.
— Мусоросжигательные заводы в черте города были и будут проблемой, — считает Елена Есина. — Им необходима современная система очистки, а это треть от всей стоимости завода, при этом менять очистные фильтры надо раз в квартал.
Решения
Недавно столичные власти приняли решение о строительстве мусорного полигона в 10 километрах от Троицка. По объему ежегодного приема отходов площадка будет превышать самые большие действующие свалки Московской области.
Сейчас самый большой действующий полигон твердых бытовых отходов в столичном регионе — «Тимохово» — принимает до 700 тысяч тонн отходов в год. Закрытый в 2017 году мусорный полигон «Кучино» в Балашихе принимал около 650 тысяч тонн коммунальных отходов в год.
Компании-операторы по закону должны сами строить заводы, на которые будут вывозить мусор и утилизировать его своими силами. Либо они должны найти финансирование, заключить инвестиционный контракт. Но по факту они ежегодно получают миллиарды просто за то, что вывозят мусор из жилых районов и закапывают без переработки.
Перед Москвой остро стоит вопрос создания механизма переработки вторичного сырья. Как пояснила Елена Есина, современные технологии позволяют обойтись без ручной сортировки и без погребения биоразлагаемых отходов в земле. Так, в Санкт-Петербурге существует опытный завод с автоматической сортировкой — ею занимается компьютер.
— Машина отбирает при сортировке мокрый техногенный грунт, картон, алюминий, стекло, бумагу, — говорит эксперт. — Остаются «хвосты», которые можно перерабатывать в топливные брикеты. Применять их, например, можно при производстве цемента. Ничуть не хуже и современный завод полного цикла переработки вторичного сырья в Костроме, запущенный в 2016 году. Там вручную отбирают на вторичную переработку порядка 50 процентов мусорной массы. Остальное уходит в печь и на отходы, которые закапывают на полигоне.
Сортировка мусора не только выгодна финансово, но и необходима ради улучшения экологии.
— Когда в области построят новый завод, все нынешние беды полигонов покажутся детским садом, — считает депутат Госдумы Максим Шингаркин. — Несортированные отходы сжигают в тех температурах, когда пластик превращается в тяжелые химические элементы в воздухе. В остальном этот процесс мало отличается от других промышленных производств.
ЦИФРЫ
11,7 миллиона тонн бытовых отходов ежегодно поступает на утилизацию в Подмосковье. Из них, по данным регионального Минэкологии, 3,8 миллиона тонн генерирует сама область, а 7,9 миллиона тонн — Москва. Каждый день перевозчики вывозят из города 10 тысяч тонн ТБО.
А стройплощадки столицы ежегодно образуют 7 миллионов тонн строительного мусора. К 2100 году, обещают экологи, человечество каждый день будет выбрасывать на свалки порядка 100 миллионов тонн отходов. Это в три раза больше, чем сейчас.
СПРАВКА
Диоксины — получаемые при термообработке производные органической химии.
Образуются при температурах от 250 до 800 °С как побочный продукт многих технологических процессов, использующих хлор и углерод.
Наибольшее количество диоксинов выбрасывают металлургические и бумажные предприятия, многие химические заводы, фабрики по выпуску пестицидов и все установки для сжигания отходов. В ничтожных количествах они есть повсюду в природе, но при накоплении в жировых тканях и печени человека начинают влиять на состояние иммунной системы, вызывают гормональные нарушения и раковые заболевания. Диоксин еще называют гормоном деградации.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Закондырин, лидер "Альянса зеленых":
— Эксперимент по оснащению мусорных баков трекерами системы ГЛОНАСС начали в Москве представители Общественной палаты и «Альянса зеленых». Целью акции является наблюдение за работой столичных мусоровозов. Мы хотим наглядно показать, как в Москве работает система вывоза мусора. Одной из причин провести эксперимент стали обращения жителей столицы в Общественную палату РФ. В этой связи мы решили проследить весь маршрут от контейнера до свалки. Акцию поддержали в Росприроднадзоре. Есть и результаты. Так, трекер, заложенный на контейнерной площадке в Западном административном округе (ул. Академика Анохина), отправился на стихийную свалку рядом с въездом на производственную базу ГБУ «Жилищник района Тропарево-Никулино» со стороны Малой Очаковской улицы. И это только один из примеров.
МНЕНИЕ
Перевозчикам не выгодна сортировка мусора
Владимир Кузнецов, директор Центра экологических инициатив
На уровне России сферу избавления от отходов контролирует Минстрой. И еще 15 федеральных ведомств в той или иной степени, включая Природоохранную прокуратуру и Росгидромет. Но всем этим организациям не хватает людей, а также технических средств точечного контроля.
А также в перечень оценки воздуха не входят некоторые вещества, которые оказывают канцерогенное действие, вызывают накопление тех же диоксинов.
В Москве этим занимаются два департамента: Департамент природопользования и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города.
Впрочем, Департамент ЖКХ и благоустройства занимается мусором не с точки зрения экологии или санитарии, а исключительно с хозяйственной. Этот департамент выделяет на сферу мусора 90 процентов средств. То есть он выделяет бюджетные средства компаниям-операторам, а также на другие проекты в этой сфере, включая рекультивацию свалок.
Что касается раздельного сбора и вторичной переработки отходов, то столица называет ответственными за задержку «зеленых» технологий федеральные органы и Московскую область. Это понятно: федералы не прописали нормального закона, а Московская область разом закрыла почти все свои полигоны ТБО — вывозить и закапывать стало практически некуда.
Есть столичный закон «Об отходах производства и потребления», а также Кодекс административных правонарушений (КоАП) Москвы, где прописан обязательный раздельный сбор отходов. И еще закон «О благоустройстве». Если операторы не собирают отходы раздельно — штраф до 350 тысяч рублей. Есть ряд постановлений правительства Москвы, причем они во многом противоречат друг другу.
А в регламентах УК и компаний-операторов нет ни слова о раздельном сборе отходов. Его для них не существует. Вот и получается, что мусоровоз вываливает на полигон аккумуляторы со свинцом и ртутные энергосберегающие лампы наряду с прочими отходами. А отвечать некому, ответственность не прописана, у этого мусора нет первого собственника, который и нарушил экологические правила. В Европе всегда найдется гражданин или запись видеокамеры, которая покажет, кто выкинул опасный предмет. Его найдут и оштрафуют. У нас же нет ни мер, ни нормативов, ни сроков написания документов.