Отечественные анимационные герои набирают популярность и начинают теснить зарубежных персонажей. По данным исследования Synovate Comcon, проведенного в первом полугодии 2014 года в городах-миллионниках России, в топ-десятку любимых телевизионных передач для школьников и дошкольников попадают прежде всего российские.
Эта тенденция очень важна для производителей детских товаров, которые в последние годы ориентировались в основном на зарубежных персонажей при создании лицензионных товаров: игрушек, книжек, тетрадок, одежды.
По мнению заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, переориентация российского рынка на отечественных героев положительно скажется не только на развитии индустрии детских товаров, но и на образовательной сфере.
По данным Минпромторга, ежегодный темп роста лицензионного рынка детских товаров составляет около 15 %. При этом ряд сегментов растет быстрее, например игрушки - 30 % в год
"Никакие импортные товары и герои не смогут развить интерес наших детей к российской культуре, истории и сформировать чувство патриотизма, - считает он. - Продукция для детей должна быть не только качественная, она должна быть содержательная. Сегодня у нас создаются свои великолепные герои, которые могут конкурировать с "иностранцами".
Российский рынок детских товаров сегодня развивается очень быстро, но импортная продукция пока занимает на нем большую часть. В детской косметике доля зарубежной продукции составляет 60%, в игрушках, одежде и обуви - до 80-90%. По словам Виктора Евтухова, российские производители сегодня конкурентны в сегменте производства детской мебели, печатной продукции, развивающих игр. Но в ближайшее время ситуация может измениться. Виктор Евтухов отметил, что одной из задач для министерства и всей российской отрасли детских товаров в ближайшее время станет увеличение присутствия отечественной продукции на рынке до 35%, а также присутствия на внешних рынках. "Нами уже принята Стратегия развития индустрии детских товаров до 2020 года, в рамках которой мы сейчас разрабатываем ряд профессиональных стандартов. Три стандарта мы почти сформировали: стандарт дизайна детской одежды и обуви, дизайна детской игровой продукции и детской игровой среды. Стандарты нужны для того, чтобы производители понимали, на что ориентироваться и что производить на этом быстрорастущем и конкурентном рынке. Рост индустрии детских товаров за прошлый год составил 10%, - рассказал Виктор Евтухов. - Одной из мер поддержки отечественных производителей детской продукции станет конкурс на отбор приоритетных проектов в индустрии. В этом году мы проводим два таких конкурса. Отобранные проекты смогут получить от государства субсидии на проведение исследований с последующим внедрением их в производство, а также субсидирование затрат по кредитам".
Одним из направлений в "Стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года" является разработка и реализация проектов, направленных на создание и использование национальных культурных образов. "Создание национальных культурных образов, продвижение российских производителей и брендов - одна из важнейших задач для индустрии. Мы хотим создавать таких героев в мультипликации, кино, которым бы подражали наши дети", - отметила президент Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина.
Пока иностранным аниматорам удается успешнее придумывать персонажей, которых любят дети по всему миру. Но и наши герои востребованы детьми. Руководитель проектов Synovate Comcon Дарья Пантелеева отметила, что на лицензионном рынке России сейчас складывается благоприятная ситуация для отечественной анимации: "Российские герои нравятся и детям, и родителям. Самые популярные сегодня мультсериалы среди школьников и младших школьников - "Маша и Медведь", "Фиксики", "Смешарики" и передачи "Спокойной ночи, малыши!", "Ералаш". Конечно, многие зарубежные герои более любимы детьми, но российские становятся более заметны. И часто родители делают выбор в пользу игрушек и лицензионных товаров с изображением наших персонажей. Российские герои нацелены в основном на дошкольников и младших школьников. У мальчиков 7-9 лет в топе герои "Союзмультфильма" "Трое из Простоквашино", "Ну, погоди!", у девочек этого возраста - "Барбоскины" и "Белка и Стрелка. Озорная семейка".
По данным минпромторга, ежегодный темп роста лицензионного рынка детских товаров составляет около 15%. При этом ряд сегментов растет быстрее, например игрушки - 30% в год. В медиасегменте присутствуют три крупных игрока - "Смешарики", студия "Мельница" и "Анимаккорд", корпорация Walt Disney и более 1000 различных компаний: разработчики компьютерных игр, маленькие анимационные студии.
"Российским производителям анимации и детского кино сейчас очень непросто. Мы находимся на "оккупированной территории" - количество западных героев зашкаливает, - констатировал управляющий директор Кинокомпании СТВ анимационной студии "Мельница" Максим Уханов. - Среди отечественных киноперсонажей хедлайнером у детей является Шерлок Холмс. Любимый сказочный персонаж - Стойкий оловянный солдатик. Злодеи, разумеется, менее популярны, чем герои, но среди злодеев самым популярным остается Кощей Бессмертный. А среди мультипликационных героев лидерство у героя анимационной саги "Три богатыря" - коня Юлия".
Эксперты отмечают, что создателям детских товаров сегодня важно учитывать, что современные дети - это цифровое поколение, и онлайн-мир для них не менее реален, чем офлайн. По данным исследования Synovate Comcon, 10% детей в возрасте 4-6 лет в городах-миллионниках пользуются Интернетом каждый день, в 13-15 лет их доля вырастает до 84%. Заходят в Сеть дети чаще всего через мобильный телефон, который есть у большинства. В среднем у детей 4-6 лет уже есть два гаджета, а дети 15 лет могут иметь до 4 устройств, это могут быть мобильные телефоны, портативные приставки, планшеты, плееры. "Дети в Сети чаще всего слушают музыку, смотрят видео, играют и, конечно, сидят в социальных сетях. В соцсети продолжается общение между одноклассниками", - рассказала Дарья Пантелеева.
"Влияние Интернета очень велико. В Сети дети могут найти любимые мультсериалы целиком. Самыми популярными российскими сериалами в Интернете стали "Маша и Медведь" и "Лунтик", который собрал более 2 млрд просмотров на Youtube, - рассказал Максим Уханов. - Главным вопросом для российских аниматоров становится разработка идеи и идеологии новых персонажей, которые могли бы объяснить детям, что такое добро, мужественность, стойкость, любовь и настоящие поступки. Настоящие герои появляются не сразу. Они создаются методом проб и ошибок, и отношение зрителей к тому или иному персонажу мы можем оценить только через год или два после запуска проекта".
Российские аниматоры продолжают укреплять свои позиции на международном рынке, представляя конкурентоспособные отечественные анимационные проекты на крупнейших международных фестивалях, которые проходят в Аннеси, Тулузе и Каннах. По мнению российских экспертов индустрии развлечений, именно анимация является сегодня самым продаваемым отечественным медиапродуктом. В России много талантливых аниматоров, и интересные проекты появляются каждый год. А родителям и производителям детских товаров нужно просто вовремя обратить на них внимание.