Состоялся отчет правительства Госдуме за 2019 год, который премьер-министр Михаил Мишустин, возглавивший исполнительную власть уже в 2020 году, использовал для презентации социально-экономической программы правительства. Основная идея доклада — переход от патерналистской модели государства к сервисной, правительство продемонстрировало это на примере своей работы в условиях коронавирусной эпидемии и дало понять, что в рамках «национальных целей развития» в основном намерено придерживаться той же стратегии на созданном правительством-предшественником экономическом фундаменте.
Завершающий весеннюю сессию Госдумы (о ее итогах см. заметку «От Конституции до коронавируса») отчет правительства нижней палате парламента по стечению обстоятельств собственно отчетом быть не мог. Чтобы буквально выполнить эту задачу, Михаилу Мишустину, назначенному на свой пост в январе 2020 года, пришлось бы отчитываться исключительно об итогах работы прошлого правительства. О его наследии премьер-министр говорил много, тем не менее большая часть его выступления была посвящена первым месяцам работы новой команды Белого дома, а также среднесрочной социально-экономической программе его работы. В январских выступлениях в Госдуме сделать это полноценно было невозможно, а с марта 2020 года коронавирусная эпидемия, в которой господин Мишустин участвовал не только как глава правительства, но и как непосредственно пострадавший, сделала бы такие презентации явно несвоевременными.
Между тем, для Белого дома отчет за 2019 год имел и дополнительное значение. Напомним, кампания изменения Конституции началась с декларации Владимира Путина об институциональных изменениях в системе власти, касающейся правительства, сами поправки включают большие, чем ранее, возможности влияния Госдумы на Белый дом. В силу этого к выступлению премьер-министра 22 июля правительство отнеслось очень серьезно — более подходящего для полноценной презентации программы Белого дома времени не существовало.
Тех, кто ждал от премьер-министра акцентов на программе развития IT-индустрии и ускоренной цифровизации, Михаил Мишустин, видимо, несколько разочаровал: несмотря на то что премьер-министр вполне подробно говорил и об этом, основная идея была несколько в другом. В политической культуре РФ публичные выступления, ориентированные на внутрироссийскую аудиторию,— жанр неблагодарный, риторика в ней ориентирована скорее на генерацию «мемов», чем на политические декларации. Тем не менее «пять базовых ценностей» правительства, изложенные господином Мишустиным уже в первую минуту выступления, были содержательными, поскольку первой объявленной «ценностью» правительства было «выстраивание сервисов государства вокруг потребностей людей».
Сама по себе идея «государства как сервиса» неоднократно, хотя и без идеологических объяснений, представлялась новой командой Белого дома как основная.
В теории «сервисное» государство может быть противопоставлено государству «патерналистскому»: в первой модели власть реагирует на возникающие в обществе потребности в ответных действиях госаппарата, во второй — самостоятельно определяет набор удовлетворяемых потребностей, исходя из целевой картины состояния общества. В этом смысле «цифровизация государства» выглядит лишь как наиболее эффективная в настоящий момент технология для госаппарата, которая может быть ориентирована как на сервис, так и на «силовые» изменения в обществе.
«Цифровая трансформация открывает принципиально новые возможности для взаимодействия общества и государства, когда люди видят, что госструктуры — это надежные и добросовестные помощники. Уверен, реализация этого запроса на практике поможет нам войти в число лидеров в глобальной экономике» — именно этот пассаж в речи премьер-министра Мишустина можно считать в первом приближении политической декларацией правительства. Как программа-минимум это идея снижения рисков социальной и политической напряженности через «государство как сервис». Как программа-максимум — увеличение темпов роста ВВП снятием части проблем, вызываемых устройством и качеством госаппарата.
Из описания Михаилом Мишустиным первых месяцев работы нового правительства во вполне экстремальных условиях коронавирусной пандемии по крайней мере на уровне риторики следовало, что «сервисной» модели Белый дом уже следует. Ни в одном из моментов этого описания премьер-министр не отступил от концепции «правительство работает над решением возникающих проблем общества и не использует их для изменений в пользу власти». Для большинства экономических кризисов в РФ альтернативная концепция в форме фактических национализаций и последующей экспансии государства в новые секторы была с 1999 года де-факто основной, огосударствление экономики является отдаленным последствием этих действий после экономических потрясений 1998–1999, 2008–2009 и 2014–2015 годов.
В отчете правительства Госдуме за 2019 год впервые оно не заявляло о том, какие успехи должны быть достигнуты всей экономикой под его руководством.
Большая часть тезисов Белого дома было посвящено тому, какие возможности предполагается представить населению и компаниям, но не тому, как именно они должны это использовать и зачем.
Отдельные новости в выступлении Михаила Мишустина также укладывались в эту концепцию, демонстрируя, впрочем, что во многом «национальные цели развития» в новом указе все же сохранят и патерналистскую составляющую наряду с сервисной. Так, введение с августа 2020 года частичного возврата расходов населению на внутренний туризм (до 15 тыс. руб.) — это и мера по поддержке пострадавшей отрасли, и «подталкивание» к российским туруслугам стимулированием смены потребительских предпочтений. Впрочем, в предыдущие годы Белый дом всегда предпочитал таким мерам директивное ограничение конкуренции или инвестиции в госигроков.
Заявление премьер-министра, что «перед нами стоят совершенно иные задачи, чем еще полгода назад», специального интереса Госдумы не вызвало. Вместе с тем правительство в выступлении главы Белого дома было предельно и демонстративно лояльно к другим ветвям власти. Это также принцип, причем в отличие от всех других необсуждаемый.