С 1 июля формат самозанятости, ранее действовавший в некоторых регионах РФ, распространяется на всю страну. Таким образом, эксперимент с новым форматом налогообложения признан российскими властями удачным. Однако для многих граждан он до сих пор в новинку. Фактически речь идет об обычном фрилансе, но если самозанятыми пока числится менее 1 млн человек, то к фрилансерам, по данным ВЦИОМ, относит себя каждый десятый россиянин трудоспособного возраста. И скоро «вольнонаемных» работников может стать вдвое больше, прогнозируют социологи.
За рубежом эта тенденция выражена еще сильнее: по подсчетам McKinsey, до 30% населения развитых стран находится в «свободном плавании» на рынке труда. Для экономики временных рабочих мест даже придумали специальный термин – гигономика (от английского gig – подработка). Она построена на обмене кадрами и других нетрадиционных трудовых отношениях, ставших возможными благодаря цифровым технологиям.
Кто такой фрилансер?
Как следует из мартовского опроса ВЦИОМ, 66% россиян не могут ответить на этот вопрос. Только треть респондентов распознала, что речь идет о вольнонаемных сотрудниках, работающих на себя и по большей части удаленно.
Сложность в том, что в российском праве не закреплено понятие фриланса, пояснил «Профилю» председатель коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. «Сегодня легально работать без привязки к конкретному работодателю можно в трех форматах: как физическое лицо, заключив с заказчиком гражданско-правовой договор подряда или договор оказания услуг, как индивидуальный предприниматель и как самозанятый гражданин. И большой вопрос, кого мы можем относить к фрилансерам, а кого – нет. Определить границы этого понятия можно разве что с помощью словарей и общепринятой практики».
Между тем, российский сегмент «свободных работников» довольно быстро развивается. К началу 2019 года, по подсчетам крупнейшего рекрутингового портала HeadHunter, около 30% его аудитории работало удаленно, причем 14% приходилось на долю тех, для кого фриланс – единственный вид заработка. А из переписи фрилансеров за 2019 год, проведенной FL.ru и Высшей школой экономики, выяснилось, что больше половины опрошенных признали себя «чистыми» внештатниками. Но это вовсе не значит, что они являются самозанятыми.
Займите себя чем-нибудь!
Согласно российскому законодательству, к самозанятым относятся граждане, вносящие специальный налог на профессиональный доход. Физлица, которые переходят на этот режим, могут платить лишь налог с доходов по льготной ставке (4–6%) без каких-либо иных условий. Это позволяет вести бизнес или заниматься подработками без риска получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.
Важные условия: в случае работы по найму у самозанятого не должно быть других трудовых отношений с тем же работодателем, а его максимальный доход ограничен 2,4 млн рублей в год. Оформить самозанятость можно онлайн, воспользовавшись мобильным приложением «Мой налог» либо кабинетом налогоплательщика на сайте ФНС или на портале Госуслуг. До 1 июля режим действовал в качестве эксперимента в 23 регионах РФ, теперь же все субъекты вправе присоединиться к нему.
В законе нет полного списка профессий и видов деятельности, разрешенных для самозанятых. Однако перечислено, кто не может претендовать на этот статус. Это госслужащие, добытчики полезных ископаемых, посредники и агенты, адвокаты, частные нотариусы, арбитражные управляющие, оценщики, арендодатели, сдающие нежилую недвижимость. Также льготный налог недоступен продавцам алкоголя, сигарет, лекарств, лотерейных билетов, изделий из меха, кожи и других товаров, требующих обязательной маркировки, а также любой другой продукции, если она не произведена самостоятельно.
В марте Федеральная налоговая служба сообщала, что в качестве самозанятых зарегистрировались более полумиллиона россиян. Количество сформированных чеков превысило 58 млн, а суммарный доход, полученный самозанятыми гражданами, составил более 60 млрд рублей. По плану Минфина, к 2024 году официальных самозанятых граждан станет 2,4 млн. Возможно, реальность превысит ожидания властей: согласно исследованию биржи дистанционной работы Фриланс.ру, многие фрилансеры знают о новом формате налога на профессиональный доход и не прочь его попробовать.
При этом в орбиту самозанятости могут попасть не только они, уточняет Корчаго: «Нужно учитывать, что самозанятые далеко не всегда оказывают услуги. Довольно часто эта категория трудящихся работает на себя, фактически являясь индивидуальными предпринимателями, но с меньшим оборотом. Каждый случай индивидуален, без законодательно закрепленного определения стричь всех под одну гребенку нельзя».
Несмотря на все разночтения, формат «профессионального дохода» де-факто становится чем-то средним между работой по найму и собственным делом: в условиях множества трудностей, с которыми сопряжено ведение полноценного бизнеса, это весьма актуально.
«Гигономная» экономика
Налоговые эксперименты российских властей оказались удивительно созвучны мировому тренду. Цифровизация открывает путь к совместному использованию ресурсов и услуг. Airbnb, YouDo, BlaBlaCar, Avito, Uber – известные примеры экономики обмена (sharing economy). Гигономика является проекцией этого процесса на рынке труда. Она подразумевает временную или контрактную занятость, проектное трудоустройство, «микроработу», «наноработу».
Первая попытка эффективно распределить трудовые ресурсы была сделана еще в 1948 году, когда компания Manpower сдала своих сотрудников в аренду. Но для расцвета гигономики потребовались десятилетия цифровой трансформации. Историк из Оксфорда Макс Шок считает, что переход к «гибкой специализации» сильно повлиял на культуру человечества – в индустриальную эпоху даже не предполагалось, что человек может владеть несколькими профессиями.
Минусы гигономики для соискателей – высокая конкуренция, отсутствие социальной защиты, да и в целом уверенности в завтрашнем дне. Тем не менее число зарегистрированных на мировых фриланс-площадках стабильно растет. По прогнозу Ali Research, около 400 млн жителей Китая могут стать участниками гигономики к 2036 году. Профсоюз фрилансеров США и биржа Upwork подсчитали, что к 2027 году 51% американцев станут «свободно занятыми».
Ко всему прочему, гигономика дает шанс на решение проблемы бедности в развивающихся странах. По данным Payoneer, вложения Индии и Пакистана в развитие цифровых навыков населения дали жителям этих стран доступ к международному рынку труда. Благодаря этому количество фрилансеров в Пакистане с конца 2018 года увеличилось на 42%, в Индии – на 52%.
В авангарде гигономики находится и Украина, где уровень безработицы официально составляет 15%. Всего за год число украинских фрилансеров выросло почти на треть.
Россию же аналитики Payoneer включили в топ-10 стран по росту доходов фрилансеров: в 2019 году он увеличился на 20%.