Согласно исследованию американского Института международной экономики Петерсона, компании, в которых представительницы слабого пола занимают как минимум 30% руководящих должностей, могут увеличить доходы на 15% по сравнению с теми, где менеджментом занимаются исключительно мужчины.
Эксперты проанализировали 22 000 компаний в 91 стране и пришли к выводу, что самые успешные – те, где женщины занимают позицию финансового или операционного директора. Организации, где представительницы прекрасного пола находятся на посту генерального директора или входят в совет директоров, не показывают принципиально иных результатов по сравнению с теми, которые возглавляют мужчины.
Склонность к риску
В России с этим согласны. По данным международной консалтинговой компании Grant Thornton за прошлый год, наша страна занимает первое место в мире по доле женщин в руководстве компаний (40%). За РФ следуют Грузия (38%), Польша (37%), Латвия (36%), Эстония (35%), Литва (33%) и Франция (33%). По данным исследования, в рамках которого были опрошены около 5500 топ-менеджеров в 35 странах Европы, Северной и Южной Америки, Африки, Азии и Австралии, за последнее десятилетие доля женщин в руководстве компаний в мире выросла незначительно, с 19% в 2004 г. до 22% в 2014-м. «Главный стимул для женщин – это самореализация. Те из них, кто добился больших успехов в бизнесе или политике, чувствовали свой потенциал, будучи уверенными, что могут сделать лучше, чем другие», – говорит директор института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
В Высшей школе экономики (ВШЭ) провели собственное исследование на похожую тему и пришли к выводу, что присутствие женщин в составе совета директоров повышает стратегическую эффективность компании. Исследователи из ВШЭ Татьяна Ратникова и Дмитрий Гаврилов объясняют это тем, что у женщин-директоров среди прочих особенностей – более высокий уровень образования и большая склонность к риску, нежели у мужчин. Это помогает им в выработке инновационных стратегий, которые могут способствовать повышению эффективности во время бурного роста и в кризисное время. «В рамках корпоративного управления иметь женщин в совете директоров компании очень полезно, – говорит профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ Иван Родионов. – У них другая логика, и хорошо, когда те или иные предложения оцениваются не только с мужской точки зрения, но и с женской. В результате это способствует более высокой эффективности работы компании, что доказано различными исследованиями».
Правая рука
«Базовый элемент» на протяжении многих лет возглавляет Гульжан Молдажанова. Она пришла в «Сибирский алюминий» в 1994 г. на должность секретаря-референта и спустя 10 лет заняла директорское кресло. Но пока это, скорее, исключение. В каждой из крупнейших российских компаний или госкорпораций, включая «Газпром», «Роснефть», «Лукойл» и Сбербанк, есть хотя бы одна женщина в правлении или среди вице-президентов. Но очень редко – на первом посту, в должности генерального директора.
Как правило, представительницы прекрасного пола работают в компании не одно десятилетие, и руководители им полностью доверяют. Недаром многие из них работают главными бухгалтерами или юристами. Лариса Каланда считается доверенным лицом главы «Роснефти» Игоря Сечина. Она пришла в «Роснефть» в 2006 г. на должность вице-президента по вопросам правового обеспечения. Любовь Хоба постоянно занимает должность главного бухгалтера с момента учреждения компании «Лукойл» в 1993 г. А Елена Васильева – с 2001 г. главный бухгалтер «Газпрома», а до этого она работала с Алексеем Миллером в «Балтийской трубопроводной системе», также на позиции главного бухгалтера.
Во властных структурах многие женщины сделали себе прекрасную карьеру, продвигаясь год от года по служебной лестнице вверх. Это и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, пришедшая в сенат с поста губернатора Санкт-Петербурга. И Эльвира Набиуллина, возглавившая Центробанк, и вице-премьер правительства РФ по социальным вопросам Ольга Голодец, и губернатор ХМАО Наталья Комарова. Не всегда они бывают в фаворе, но сомневаться в их нелояльности к власти нельзя – Кремль определенно может на них положиться.
Кто поднялся
Рейтинг «Ко» «Топ‑10 самых влиятельных представительниц власти», как и в прошлом году, возглавила Эльвира Набиуллина. Она оказалась сильнее предыдущего главы Центробанка, Сергея Игнатьева, проработавшего в главном банке страны более 11 лет (он оставил пост летом 2013 г.).
В 2013 г. Сергей Игнатьев говорил, что в 2010–2012 гг. фирмы-однодневки вывели за пределы России $760 млрд. По данным Росфинмониторинга, объем сомнительных операций, связанных с выводом средств за рубеж, тогда же вырос в полтора раза. При Набиуллиной ЦБ повел жесткую политику зачистки банковской системы, отозвав лицензии почти у 200 банков. За 2015 г. объем сомнительных операций по выводу средств за рубеж сократился с $26,5 млрд до $9 млрд.
Ольга Голодец, Татьяна Голикова и Вероника Скворцова, члены так называемого социального блока правительства, сохранили свои позиции в рейтинге. На протяжении всего прошлого года в правительстве активно обсуждались пенсионная реформа и реформа здравоохранения. И именно они принимали участие в ее доработке и реализации. О результатах говорить в условиях кризиса преждевременно. В бюджете свободных средств нет, а значит, резать в первую очередь придется социальные расходы.
Из новых лиц в Топ‑10 стоит отметить председателя Мосгорсуда Ольгу Егорову (в прошлом году она инициировала расследование дела о хищении в московских и подмосковных судах) и губернатора Владимирской области Светлану Орлову, которая по итогам прошлого года вошла в десятку самых эффективных губернаторов (в России всего три женщины, руководящие регионом).
Кризис в стране продолжается: в январе ВВП сократился на 3,7%, индекс промышленного производства упал на 2,7%, а оборот розничной торговли – на 7,3%. Хотя Минэкономики и обещает улучшение ситуации в третьем квартале, но в целом наступивший год будет хуже 2015-го. То, что женщины в экстремальных ситуациях эффективней мужчин, уже научно доказано. Значит, число представительниц прекрасного пола и в бизнесе, и во власти будет только увеличиваться, и в следующем году мы увидим в руководстве компаний, министерств и ведомств новые лица.