В Алуште прошел туристический форум «Открытый Крым». Главная его цель – добиться, чтобы туристы со всей страны воспринимали республику не только как «пляжный» регион. Это обсуждали на форуме чиновники – но это же подтверждали и обычные крымчане. Таксисты, владельцы небольших кафе и гостиниц, с которыми удалось поговорить, были единодушны: когда наступают холода, работа практически заканчивается. И желанное воссоединение с Россией эту проблему пока не решило.
Между тем на полуострове достаточно мест, которые можно посещать в любое время года. Большинство из них хорошо известны туристам. Знаменитые дворцы – Ливадийский, Массандровский, Воронцовский. Средневековые генуэзские крепости и развалины древнего Херсонеса. Есть много культурных символов – Дом-музей Чехова в Ялте, музей Марины Цветаевой в Феодосии… Есть православные святыни – Свято-Успенский пещерный монастырь, Георгиевский мужской монастырь… И еще масса интересного. Делаем первую остановку.
Мечта пионеров
Приехать туристом в знаменитый детский лагерь «Артек» взрослому почти нереально. Но вот для школьников здесь отличные условия – можно отдыхать, учиться и развивать свои таланты круглый год. В последнее двадцатилетие «Артек» посещали в основном украинские дети, а российских принимали «на коммерческой основе». Сейчас же дорога открыта любому ребенку из России – была бы успеваемость в школе да победы на спортивных или музыкальных конкурсах.
«Мечта советских пионеров» иногда осуществляется спустя десятилетия. Вот и я неожиданно стал «почетным артековцем». Красный артековский галстук повязала на моей шее 14-летняя Маша Кучеева из Донецка. Маша пишет рассказы и выиграла несколько литературных конкурсов. Вместе с ней на одну смену (21 день) приехали дети и подростки из Сибири, Ярославля, Хабаровска… Ребята учатся в местной школе, посещают кружки, снимают собственное кино. «Времени свободного почти нет, и это здорово!» – говорит Маша.
На самом деле «Артек» – это сразу десять лагерей, объединенных в один детский центр на большой территории: только длина пляжной линии – больше семи километров. В роли экскурсовода для нашей группы выступил 1-й заместитель директора Александр Косых. Когда-то, в 1989-м, он прибыл сюда из Ангарска Иркутской области в командировку. Встретился с будущей женой – она приезжала на практику из Челябинска. Да так и остались на всю жизнь.
– Я уезжал из «Артека» на какое-то время, пробовал силы в частном бизнесе, – вспоминает Александр Витальевич. – А потом опять вернулся. Нужно понимать, что без определенной «фанатичности» здесь никак. Нас в свое время почти силком выгоняли отсюда, и мы сейчас так и говорим новым сотрудникам: бизнес и карьеру в «Артеке» не построишь… Мы здесь и работаем (супруга – учителем в школе), и живем – в местном общежитии.
Есть, правда, планы в ходе гигантской реконструкции, которая началась в прошлом году, построить дома для сотрудников за территорией «Артека» и переселить людей в новые квартиры.
Первый этап этого масштабного ремонта, которого не было в «Артеке» больше 50 лет, только закончился. Ремонтировалось одновременно 50 тысяч квадратных метров площади, работали 2000 строителей в три смены. Результат впечатляет: новые красивые корпуса и школа, огромный спортивный комплекс, просторная столовая… В спальных комнатах (рассчитанных на 6 человек) есть кондиционеры. А вот компьютеры и телевизоры не поставили специально. «При нормальной организации жизни отряда эти электронные прибамбасы, которые привозят дети, теряют смысл, и их просто засовывают подальше под подушку. Живое общение не заменишь виртуальным», – уверен Александр Косых.
Сейчас, в зимний сезон, детей принимают всего три лагеря – «Янтарный», «Хрустальный» и «Морской», это около 1500 человек. Летом здесь отдыхало 2200 человек – реконструкция в нескольких лагерях продолжается. А планы (их озвучил Дмитрий Медведев, приезжавший летом на 90-летие «Артека») и вовсе колоссальные: к 2020 году принимать одновременно 10 тысяч детей! Согласно правительственной программе развития лагеря, на строительство новых корпусов, обустройство дорог и закупку оборудования предполагается потратить до 20 миллиардов рублей.
«Артек» в том числе – большая «служба занятости»: лагерь круглогодично дает работу местным жителям, которые готовы трудиться поварами, охранниками, дворниками. А работа – как раз то, что нынче нужно Крыму.
Сафари в Белогорске
Недавно вся страна обсуждала неожиданную гибель тигрят редкой породы в парке львов «Тайган». И последовавший за ней конфликт создателя и директора парка Олега Зубкова с руководством республики. Не собираемся защищать какую-либо сторону, но при этом ясно одно: потерять такой уникальный парк Крым не должен! Здесь, в степи под городом Белогорском на территории 32 гектара живут 70 львов – это самая большая коллекция таких хищников в Европе. А еще есть жирафы, обезьяны, попугаи…
В свое время Олег Зубков прославился созданием ялтинского зоопарка «Сказка». Но «Тайган» – это немного другой формат. Львы здесь разгуливают по огромному огороженному пространству, и обычные посетители наблюдают за их жизнью, прохаживаясь по железным обзорным мостам, раскинутым как бы над территорией парка. А «особо важные» персоны (к коим относилась и наша журналистская группа) вместе с Зубковым заезжают внутрь ограждения на детском деревянном вагончике – прямо в логово львов!
Гигантские звери разгуливали мимо оторопевших репортеров, а сам Зубков дергал хищников за хвосты, залезал на их спины – в общем, давал понять «царям зверей», кто тут настоящий царь. И львы не возражали, признавая авторитет директора, который вырастил этих кошек с малолетства.
Работать с животными Олег мечтал с детства. Хотя окончил в свое время высшее военное политучилище, был военным моряком. Только когда перебрался в Крым (было это в 1993-м), начал воплощать в жизнь свою мечту. Сперва выкупил «зооуголок» ялтинского зоопарка. Начал расширять территорию, свозил туда животных со всего мира – результатом стал зоопарк «Сказка». И вот теперь – парк «Тайган».
Билет в парк стоит немало – 900 рублей для взрослых, 450 для детей. Но надо понимать, что одного только мяса для львов каждый день требуется 550 килограммов! А черепахи с крокодилами, а муфлоны с бизонами – они ведь тоже требуют ухода. Животных здесь действительно очень много, есть контактный мини-зоопарк для детей, и те, кто хочет осмотреть парк детально, могут остановиться в местной гостинице: цена за номер – от 2 до 6,5 тысячи рублей.
При этом на огромной территории парка работает всего 22 человека. В любом государственном зоопарке служащих – в разы больше! Это своеобразный семейный бизнес Зубкова: например, на паровозике внутрь вольера нас возил его младший сын. Олег шутит, что только его теща занимает сразу шесть должностей: «Если мы наберем огромный штат, то львам на мясо не останется».
Да, сейчас у парка настали непростые времена. Впрочем, Олегу, который 15 лет бился с украинскими властями за независимость «Сказки», к такому не привыкать…
Кофейни Бахчисарая
«Это сейчас здесь свободная дорога – а летом негде проехать», – говорит водитель нашего микроавтобуса, когда мы подъезжаем к Бахчисараю.
Бахчисарай – древний татарский город. Когда-то здесь стояло 33 мечети. По праздникам половина города молилась в мечети, расположенной в знаменитом Ханском дворце – она и сегодня действующая. В старину дворец занимал территорию 12 гектар, нынче осталось только 4, однако и без того по посещаемости туристами он занимает одно из первых мест в Крыму.
Именно здесь, на территории дворца, расположен знаменитый Фонтан слез, который вдохновил Пушкина на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан». Невзрачное, хотя и изящное каменное изваяние, из которого тонкой струйкой – почти как слезы – каплет вода. А рядом – бюст Пушкина…
В последние два года в Бахчисарае, как и в других небольших крымских городах, стали открываться новые магазины и кафе для туристов. Вот, к примеру, кофейня «Дегирмен». Это тоже (как в случае с Олегом Зубковым и его «Тайганом») семейный бизнес. Небольшая с виду, кофейня предлагает не только кофе и татарские сладости, но и «развлекательную программу». В соседней с основным залом комнате стоит большой макет Бахчисарая XIII–XVIII веков – крошечные подсвеченные домики, мечети, парки… Эмине Сулейманова проводит экскурсию для гостей. После этого другая работница кофейни, одетая в национальный костюм, под льющуюся из динамиков музыку танцует крымско-татарский танец…
А вот подносят и сам кофе. Крепкий, ароматный, с густой пеной. В кофе по местной традиции не кладут сахар и не добавляют сливки: лучше закусывать его рахат-лукумом или мягким фруктовым сахаром.
Эмине делится с нами собственным рецептом приготовления, а точнее – «четырьмя компонентами» хорошего кофе:
Первый – это качественные кофейные зерна. В «Дегирмене» варят арабику, в которую добавляют немного зерен другого кофейного сорта – робусты. Второй компонент – вода. Лучше всего, если она родниковая или со скважины, но ни в коем случае вода не должна быть кипяченой! Третий пункт – турка для приготовления кофе. В старину турки были глиняными, сейчас они медные или латунные. Важное дополнение этого пункта – песок, в котором нагревается турка с кофе: он должен быть речным.
Наконец, не менее важен четвертый компонент – это настроение, с которым вы садитесь пить кофе. Если настроение хорошее – то и кофе окажется замечательным!
…Недели в Крыму не хватит, чтобы даже бегло осмотреть все достопримечательности полуострова. Если в поездке рядом с вами будет крымчанин, то он покажет менее известные, но оттого не менее знаковые для кого-то места. Вот, например, «поэтическая табуретка» на набережной Коктебеля – встав на нее, каждый может прочесть свои любимые стихи. Вот ослиная ферма, созданная специально для туристов: здесь можно покататься на осликах, подоить ослицу и потом попробовать ее молочко. А вот поселок рядом с Судаком – как раз здесь, отдыхая у моря в палатке, Виктор Цой с друзьями решил основать группу «Кино». Местные энтузиасты недавно поставили тут памятник – колоритную гитару на постаменте.
Зимой осматривать эти раритеты даже лучше, чем летом: меньше шансов оказаться в плотной толпе туристов. Хотя кто знает – может, скоро и зимой тут не протолкнешься? Ведь Крым – это не только море…