Вчера президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли в столице первый регулярный круглогодичный маршрут речного электротранспорта. Он связал Киевский вокзал с причалом "Сердце столицы" в районе одноименного жилого комплекса на Шелепихинской набережной. Как сообщили в мэрии столицы, проезд для горожан будет бесплатным до 23 июня включительно.
Владимир Путин в сопровождении Сергея Собянина посетил во вторник Северный речной вокзал и принял участие в церемонии запуска речного транспорта по Москве-реке. Президент заслушал подробный доклад мэра столицы, который напомнил, что речной трамвай однажды перестал ходить по Москве-реке, "хотя он в свое время пользовался большой популярностью". Теперь власти города восстанавливают движение и даже планируют расширить маршруты. Затем он передал слово капитану электрического судна "Яуза", пришвартованного у Киевского вокзала Москвы, Максиму Бунину, который попросил у президента разрешения отправиться в первый рейс.
"В добрый час, в добрый путь", - сказал Путин, после чего по видеосвязи дал добро на запуск, и первый транспортный трамвайчик начал движение по Москве-реке. "Гудит, как настоящий", - заметил Собянин. "И есть настоящий", - прокомментировал президент.
До этого Путин лично осмотрел один из новых отечественных электрических речных трамвайчиков. Ему показали салон на 50 мест, с мягкими креслами, панорамными окнами, где есть все необходимое для пассажиров, в том числе Wi-Fi, USB-зарядки, места для велосипедов и самокатов. Президент уточнил, сколько времени займет проезд по новому маршруту. "Два часа. Час - туда, час - обратно", - ответил мэр столицы. Также Собянин попросил Путина оставить автограф на большой сувенирной карте "Тройка" - по ней можно будет оплачивать проезд в речных трамвайчиках.
Собянин сообщил президенту, что это первый в мире круглогодичный, самый современный водный транспорт полностью на электрическом ходу. "Спасибо огромное, Владимир Владимирович, за поддержку таких проектов, это очень важно для нас, для всех", - сказал он президенту. Мэр Москвы отметил, что созданные электросуда экологичны и комфортны. "Нигде в мире такого регулярного речного транспорта не существует. Это наша разработка, это отечественный продукт практически на 80-90%, и это наше конкурентное преимущество", - подчеркнул градоначальник.
До конца года будет открыт еще один маршрут, а всего по воде будет проложено пять маршрутов городского транспорта, заявил Сергей Собянин. "Таким образом, практически вся акватория Москвы-реки в границах города будет так или иначе охвачена пассажирским движением", - уточнил он.
Мэр Москвы рассказал президенту и о других результатах, связанных с развитием речного транспорта в столице. Так, проделана большая работа по реабилитации акватории Москвы-реки.
"Не всегда в последние годы в хорошем состоянии была акватория реки, огромное количество промзон, которые выходили к реке и не давали людям пройти к реке. За последние годы мы благоустроили 65 километров набережных и в плане еще примерно столько же за ближайшие годы сделать", - анонсировал градоначальник. Кроме того, в столице в ближайшее время планируется построить верфь, которая сможет обеспечивать судами не только Москву-реку, но и другие маршруты.
В этот же день Владимир Путин провел совещание по развитию речного судоходства и поделился своими впечатлениями от нового трамвайчика. "Сейчас мы познакомились с одним таким экземпляром: все просто, конструктивно, приятно сделано, видовые окна. Я думаю, что все, кто будет пользоваться этим, все получат удовольствие от такого транспорта", - сказал он. Президент отметил, что такие современные, прорывные подходы к развитию системы общественного транспорта - заслуга московской команды. Путин обратил внимание, что в столице открываются дополнительные маршруты, обновляются вагоны метро и парк наземного транспорта, сформирован единый комплекс, в котором все виды транспорта взаимосвязаны и дополняют друг друга.
"Сегодня по Москве-реке запускаются регулярные рейсы речного транспорта, они будут встроены в общую сеть городских маршрутов, причем здесь будут задействованы электрические суда отечественного производства с высокими экологическими стандартами", - подчеркнул Путин. Он также отметил работу по реконструкции Северного речного вокзала. "Знаю, что эта территория стала популярным местом отдыха москвичей, но главное, что Северный вокзал вернул себе статус крупного транспортного, туристического узла не только Москвы, но и России в целом", - подчеркнул глава государства.На совещании Путин поставил задачу развития водного пассажирского транспорта для перевозок не только между регионами, но и между соседними населенными пунктами страны и внутри городов.
"Здесь очень важен опыт Москвы, других субъектов Федерации, где водный транспорт уже встроен в систему внутригородских перевозок", - сказал он. Президент уточнил, что речные трамвайчики на электрическом ходу могут стать хорошей альтернативой и дополнением к другим видам городского транспорта. "Позволят гражданам сократить время в пути, где-то дадут возможность разгрузить автотрассы", - перечислил президент возможности для развития отрасли. В связи с этим он предложил к 2035 году создать единую сеть маршрутов по рекам европейской части России.
Путин также выступил за расширение программы выпуска отечественных речных судов, чтобы обновлять и наращивать речной флот. "Давайте подумаем над расширением этой программы как по числу судов, так и по объему финансирования. Прошу правительство определить конкретные параметры с акцентом на суда для пассажирских перевозок", - добавил президент.
Глава Минтранса Виталий Савельев сообщил, что потребность флота на внутренних водных путях до 2035 года составляет более 500 судов. Вице-премьер, глава минпромторга Денис Мантуров заявил, что в России до 2035 года планируется сдать 175 пассажирских судов отечественного производства. Кроме того, российские верфи до 2035 года построят и передадут эксплуатантам для внутреннего судоходства 525 судов как речных, так и класса "река-море".
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рассказал о развитии речного транспорта в его регионе. И вопрос все тот же - нужны суда. "Мы уже посчитали возможную модель, что необходимо для организации перевозок судами на подводных крыльях от Рыбинска до Астрахани, то есть по всей акватории. Для этого, по нашим подсчетам, требуется как минимум 76 судов, включая 51 "Валдай" и 25 "Метеоров". И такой флот обеспечит перевозку более 1,5 млн пассажиров ежегодно", - рассказал он.
Когда речной транспорт становится частью общественного, то необходимо менять и некоторые подходы. Этот вопрос на совещании поднял мэр Москвы Сергей Собянин. Так, он попросил президента дать поручение и рассмотреть вместе с ФСБ вопрос о том, чтобы уравнять требования к транспортной безопасности небольших регулярных речных судов и обычного городского транспорта. "Транспортная безопасность для речных судов значительно сложнее и более емкая, чем для городского транспорта. А по сути дела эти трамвайчики, эти маленькие суда - такой же городской транспорт, но там практически надо досмотреть каждого пассажира на набережных Москвы-реки", - пояснил он.
Собянин также попросил о передаче правительству Москвы полномочий по диспетчеризации движения по Москве-реке, чтобы определить график движения и причаливания. По его словам, мэрия города заручилась поддержкой министерства транспорта в этом вопросе.
Завершая совещание, Владимир Путин дал комплекс поручений по развитию речного транспорта. Среди них - не позднее 2025 года приступить к выполнению программы реконструкции канала имени Москвы. Кроме того, президент заявил о необходимости дополнительно продумать правила регулирования водного транспорта, имея в виду предложения мэра Москвы. "На дорогах у нас ГИБДД работает. Водная полиция тоже работает, но правила требуют, конечно, внимательного рассмотрения. Это важно и для пользователей, и для бизнеса", - отметил Путин.
Президент призвал продлить льготы по налогам и страховым взносам на капитальное строительство для отечественных судоходных и судостроительных компаний. Еще одно поручение - определить приоритетные для судоходства участки водного пути. "Вопрос финансирования и вопрос в том, что является первоочередным, что стоит на каком месте в очереди, и в каком объеме нужно будет это финансирование. Принять необходимое решение по этому финансированию и начиная с 2026-го предусмотреть это финансирование в полном объеме", - распорядился глава государства. Иначе, по его словам, "эти проблемные участки станут еще более проблемными, и суда там не будут ходить".
Подробности
За расписанием и передвижением регулярных речных судов можно следить через транспортные приложения. Чтобы попасть на плавучий причал, нужно пройти через турникеты - специально к запуску водного транспорта придуман их новый дизайн. Можно воспользоваться "Тройкой", банковской картой, смартфонами Android с NFC (например, с виртуальной "Тройкой") или оплатить проезд "лицом", посмотрев в камеру на входе. Сергей Собянин отметил, что до 23 июня списывать деньги за проезд не будут. А после с карточек за одну поездку в будни спишется 150 рублей, в выходные - 300. С "Тройки" по безлимиту на 90 и 365 дней спишется одна поездка. Дети до 7 лет в сопровождении взрослых ездят бесплатно.
Перевозят пассажиров восемь электросудов полностью отечественного производства. Обстановка в салоне напоминает тихую экскурсию для "своих": все сидят за комфортными столами, маршрут движения отображается на дисплеях по бокам салона, а всего на борту - не более 50 человек. На момент подписания номера в печать не был известен график остановок и работы пристаней, расположенных по маршруту электроходов. Но все они отражены в транспортных приложениях, в том числе и в "Яндекс Картах", информация вскоре обновится.
Подготовил Сергей Буланов
Рейтинг
Что еще появилось в Москве за 12 лет
"Российская газета" вспоминает, какие еще крупные инфраструктурные объекты построили в столице за последние годы. Это своеобразный рейтинг, который помогает понять, как изменился город за 12 лет.
5. Новые стадионы
В преддверии ЧМ-2018 в Москве были реконструированы (а фактически выстроены заново) несколько спортивных арен и тренировочных полей. Самые значимые объекты в этом ряду - "Открытие Арена" в Тушино и, конечно, БСА "Лужники". В Лужниках вообще возродился не только футбольный стадион, но и вообще весь спортивный кластер: были построены, например, дворец художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой и центр боевых искусств.
Еще один значимый спортобъект, "ВТБ Арена", появился на месте снесенного старого стадиона "Динамо" в Петровском парке. Арена примечательна своей многофункциональностью: помимо футбольного поля там также есть хоккейная зона.
4. "Моя улица": новый стандарт благоустройства
Гоголевский городничий иронично и справедливо замечал: "Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя". Москва в течение нескольких лет пережила масштабный ремонт улиц в центре города, по той же Тверской от Кремля до Белорусского вокзала было ни пройти ни проехать. Терпение москвичей было вознаграждено: они получили широкие пешеходные зоны, некоторые улицы, например, Рыбный переулок, и вовсе были закрыты для машин. После сноса нелегальных ларьков открылись для людей новые зоны для прогулок и отдыха: Арбатская площадь, часть Чистопрудного бульвара у метро "Чистые пруды" и многие другие.
3. Парк "Зарядье"
Мало кто мог предположить, что в двух шагах от Кремля есть место для общественного пространства, парка с развлекательной зоной. Парк "Зарядье" стал одним из самых обсуждаемых проектов последнего десятилетия. Растительность из разных климатических зон, "парящий" над Москвой-рекой мост, концертный зал - все эти атрибуты сделали парк обязательным местом посещения для туристов наряду с Красной площадью и Третьяковкой.
2. Дороги: новый транспортный каркас Москвы
Казалось бы, дороги в Москве уже негде строить. Но в последнее десятилетие строители начали выдавать по 100 км новых магистралей в год. Город отказался от озвученной ранее идеи строительства Четвертого транспортного кольца - проект оказался слишком дорогим и малоэффективным. Вместо этого Москва начала строить вылетные хордовые трассы, которые в итоге образуют внешний транспортный каркас - он позволяет быстро доехать до отдаленных районов, не заезжая в центр города.
1. БКЛ, МЦК, МЦД
Значимость этих аббревиатур и стоящих за ними проектов для города чрезвычайно высока. В 2023 году замкнулась Большая кольцевая линия метро, одна из самых протяженных в мире. Постоянно демонстрируют рекорды пассажиропотока МЦК и МЦД - скоростной рельсовый наземный транспорт, связывающий Москву и Подмосковье. Причем работа в этом направлении не останавливается - к двум уже существующим железнодорожным диаметрам город в этом году добавит еще два. А на МЦК и вовсе планируют запустить двухэтажные поезда.
Подготовил Сергей Буланов