Россия хоть и самая большая страна в мире, но с теплыми морями у нас напряженка, Сочи и Ялты на всех не хватает, в сезон там - давка. А русские душа и тело просят после северной зимы пляжа и фруктов. В Египет и Турцию за ними не налетаешься. Но теперь, кажется, появится еще одна курортная Мекка - с теплым прибоем, черешней, арбузами и прочими летними радостями. Сел утром на поезд или в машину (если из Москвы), и вечером ты - у Азовского моря.
Целиком нашего.
Как выяснил KP.RU, у российских властей грандиозные планы - на самом верху составлена толстенная Стратегия развития всего Приазовья аж до 2040 года. Журналисту «Комсомолки» повезло первым узнать, где на Азове появятся десятки новых курортов, когда вернется осетровая (!) рыбалка и зачем нужен еще один Волгодон.
ТУРИЗМ: ИЗ ГРЯЗЕЙ В ЯХТЫ
Для пляжного отдыха уже практически придумали слоган: «Море семейного уюта». Азов - мелкий и теплый, поэтому все 20 будущих курортов (смотрите карту) планируются под отдых родителей с детьми.
Причем уже расписаны требования к ним:
- Не слишком дорого.
- С пляжами и здоровой едой.
- Много активностей.
Судя по Стратегии, из туристического потенциала Азова собираются выжать все. Вот виды отдыха, которые будут прокачивать:
- пляжи (само собой),
- детские лагеря (их тут с советских времен немерено осталось),
- лечебные грязи,
- природный туризм (здесь полторы тысячи охраняемых природных территорий),
- яхтинг и так далее.
Под это дело уже практически придуманы турпрограммы. Пока без подробностей, но с интригующими названиями: «Путь Петра Великого», «Дорогами казаков», «Великий Шелковый путь»...
Приазовье, по данным Стратегии, способно принять огромную часть туристов России, и еще останется. 15 - 16 млн человек в год к 2040-му. Причем ставка делается не только на своих, но и на гостей из Белоруссии, Казахстана (это для начала).
Самые большие курорты появятся возле:
Мелитополя. Тут работают страусиная ферма, аквапарк, дельфинарий, много достопримечательностей.
Приморска. Здесь уникальная песчаная Обиточная коса, уходящая в море на десятки километров.
Мариуполя. Тут история, 7 охраняемых природных территорий. В планах - построить не только гостиницы у берега, но и яхтенную марину (самое глубокое место Азова - 14 метров - идеально для хождения под парусом).
Бердянска. Тут гостиницы строят еще с дореволюционных времен. Плюсы города: рядом с дорогой, есть аэропорт и вокзал, своя минеральная вода и санатории с грязями.
Ейска. На «старой» российской территории появится «рай для серфингистов». Тут построят все для удобного катания на доске по волнам.
Но сначала предстоит много поработать…
КАК НЕ ПОЛУЧИТЬ ПУСТЫНЮ ВМЕСТО ЧЕРНОЗЕМА
Еще советские курорты при современной Украине «хаотично и бесконтрольно застроили» (в Стратегии так и написано). Остро необходима «модернизация электросетей, строительство водоснабжения и отведения».
Другими словами, все лучшие для отдыха места уже заняты чертте чем без нормальных коммуникаций. И с этим придется что-то делать…
- А нельзя поступить, как в Крыму, где совсем уж откровенный самострой заставляли снести? - спрашиваю одного из участников рабочей группы по разработке Стратегии из администрации президента.
- Весь опыт борьбы с самозахватом используется, но на первый план выходит одна проблема: в Запорожской области остро не хватает воды. При этом сейчас там все занимаются выращиванием овощей, у каждого стоят теплицы. Вы знали, что каждый восьмой российский овощ в 2022-м был из Запорожской и частично Херсонской области? А после прекращения подачи воды из Каховского канала - дефицит воды для десятков тысяч жителей. А раз воды нет - незаконно бурят скважины. Экологи говорят: подземная вода вообще может уйти и пресную заменит соленая.
- И что делать?
- В планах - строительство новых магистральных водоводов, освоение запасов в полном объеме, поисковые работы.
Так как туризм и промышленность в новых регионах пока заморожены, сельское хозяйство осталось тут основным заработком.
А еще 3 июня президент РАН Красников отправил премьеру Мишустину письмо, где предупредил об опасности опустынивания новых регионов. При Украине в Приазовье срубили почти все леса, что привело к «деградации чернозема» и размыванию берегов рек.
Один из пунктов Стратегии: срочно начать высаживать леса, прежде всего саженцы акаций, буквально сотнями тысяч деревьев.
Другой план: соединить Волгу и Дон дополнительным каналом, чтобы «перебросить часть стока» поближе. Но вот тут подробностей совсем мало.
- Деревьев все равно надо ждать лет 10. А сейчас можно продвигать и вопрос, связанный с каналами, - отметил источник.
ОСЕТРОВАЯ ПРОВИНЦИЯ
Примерно такой неофициальный статус должен появиться у Приазовья, если сработает план по массовому заселению моря осетрами. Посчитано, больше всего мальков в Азов выпускали в начале 1980-х. Это позволило еще в 90-м году вылавливать тут тысячу тонн ценной рыбы.
Но все это быстро и благополучно захирело, так как ни Украина, ни Россия не хотели тратиться на новых мальков.
По Стратегии развития Приазовья, все бывшие советские заводы по их разведению должны быть реанимированы. Поначалу планируется вернуть темпы по заселению 80-го года, а в перспективе удвоить число выпускаемых мальков.
Процесс, понятное дело, небыстрый. В лучшем случае на возвращение былого осетра понадобится 10 - 15 лет. И, как надеются специалисты, можно будет промышленным способом вылавливать по 1000 - 1500 тонн осетра в год. Это примерно 25% от нынешнего годового производства осетровых в России.
О любительской рыбалке в программе не сказано - она, по меркам реального промысла, в пределах статистической погрешности. Но, может, и ее разрешат.
НО СНАЧАЛА НАДО ПОБЕДИТЬ МЕДУЗ…
Увы, как и в случае с туризмом, чтобы сделать одно, надо сначала сделать другое. От вырубок у малых рек начали разрушаться берега, в море пошло меньше пресной воды. И оно стало солонее. Нормальный уровень солености для Азова - 11%. В 2023 году ученые намерили 15%.
- Из-за этого в море расплодились медузы. А у медуз и осетрового малька одна и та же кормовая база. Получается, медузы не только пугают «кисельными берегами» туристов и детей, но и не дают развиваться малькам, - рассказали «КП».
Ну а борьба с осолонением моря примерно такая же, как и с опустыниванием Запорожья.
- Что с медузами-то делать? - спрашиваю я.
- Во всем мире с медузами борются с большим трудом. Утилизация их или переработка в порошок, который можно добавлять в корм скоту, стоят дорого, а выработка мизерная. С сотни медуз получим щепотку порошка. И мы опять возвращаемся к рекам и необходимости опреснить море, - ответил соавтор Стратегии.
КОЛЬЦЕВАЯ ДОРОГА
Новые территории, судя по всему, будут осваивать примерно так же, как интегрировали Крым и готовились к Олимпиаде в Сочи.
Во-первых, Стратегия допускает создание госкорпорации, которая централизованно займется мегапроектами на новых территориях.
Во-вторых, в северном Приазовье появятся свои аналоги федеральных монополий. К примеру, пассажирскими перевозками займутся «Железные дороги Новороссии». Напомним, в Крыму тоже свои железные дороги, для которых нельзя купить билет на сайте РЖД.
А самым масштабным инфраструктурным проектом может стать 4-полосная кольцевая дорога вокруг Азовского моря. В Стратегии прямо написано, что у побережья скоростных трасс фактически нет - единственный участок соединяет Таганрог и Приморск (недалеко от Бердянска). В остальных местах только местные проезды, ведущие к поселениям от больших дорог в стороне.
Заработать кольцевая дорога должна в 2028 году. Судя по карте, часть магистрали уже готова, со стороны «старых» регионов это платные дороги М-4 «Дон», «Таврида», Крымский мост. Сухопутный маршрут в Крым отремонтировали еще в 2023-м.
В администрации президента «КП» рассказали, что в команде вице-премьера Марата Хуснуллина уже используют наработки приазовской Стратегии. В принципе ничего удивительного, так как именно он в правительстве курирует все стройки и восстановление новых регионов. А сама Стратегия разработана по поручению Владимира Путина и практически получила официальный статус, после того как ее представили президенту на выставке проектов Агентства стратегических инициатив.
СКОЛЬКО ВСЕ ЭТО БУДЕТ СТОИТЬ?
Точная стоимость Стратегии зависит от того, как в Приазовье пойдут инвестиции. Например, если до 2030 года получится вложить в регион 2,7 трлн рублей, то валовой региональный продукт подскочит до 5,7 трлн рублей! То есть на каждый вложенный рубль мы будем иметь два. Дальше - больше: если с 2030-го по 2040 й бизнес и государство совместно вложат еще 5 - 6 трлн рублей, то выхлоп от местной экономики вырастет до 15,5 трлн рублей. На каждый рубль инвестиций получим уже три.
Но это все планы. А пока идет спецоперация, частный бизнес осторожничает заходить на новые территории. Да, льготы создаются, но риски тоже высоки. Местные власти отчитываются о негосударственных инвестициях, переваливших за 50 млрд рублей. Но по сравнению с 2,7 трлн это не так много.
- Вера приходит с победой, - заметил соавтор Стратегии.
Плюс надо провести инвентаризацию всей госсобственности. До сих пор многие номинально муниципальные руководители чего-нибудь государственного воспринимают вверенные им активы как свою личную вотчину. И границы у этого хозяйства довольно условные.
В Стратегии упоминаются «зеленые», «синие», «социальные» облигации. Как мне объяснили, это будут ценные бумаги с госгарантией, от продажи которых власти смогут финансировать инфраструктурные проекты. «Синие» облигации - это морские проекты, «зеленые» - аграрные...
А ЧЕРЕШНЯ И ПОМИДОРЫ - УЖЕ СЕЙЧАС
Если туризма и рыбалки нам еще надо подождать, то вот ягоды и овощи из новых регионов окажутся на столах уже этим летом.
В июне в Москву привезут первые партии знаменитой мелитопольской черешни. В этом году прогнозируется урожай больше, чем в 2023-м. Год назад за пределы Запорожья вывезли 2 тысячи тонн черешни, но затяжные дожди и приморозки во время цветения тогда ударили по аграриям. Примерно как в этом году досталось яблочникам.
В 2023-м одно Запорожье отправило в Москву, Питер и Свердловскую область 50 тысяч тонн овощей. А потенциал области - 500 тысяч тонн! Потому этим летом ждут роста поставок.