Создание перспективных комплексов мгновенного глобального неядерного удара, к которому приступил Пентагон, способно разрушить сложившийся баланс сил и обеспечить стратегическое доминирование США на мировой арене. Об этом представитель Минобороны РФ заявил во время российско-китайского брифинга по вопросам ПРО на полях первого комитета Генассамблеи ООН.
Концепция быстрого глобального удара предполагает, что армия США должна быть способна нанести разоружающий удар по любой точке планеты в течение одного часа с помощью неядерных вооружений. Главными средствами доставки заряда в этом случае могут быть баллистические и крылатые ракеты в неядерном оснащении. Насколько эти новые вооружения опасны для России? Об этом АиФ.ru рассказал директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
Владимир Кожемякин, АиФ.ru: Руслан Николаевич, в какой степени американский «мгновенный глобальный неядерный удар» угрожает и нам, и миру во всем мире?
Руслан Пухов: В очень значительной. При всем успехе с «Калибрами» Россия делает только первые шаги в этом направлении. Сколько мы можем выпустить «Калибров» в одном залпе? Допустим, несколько десятков. А американцы — несколько тысяч «Томагавков»! Представьте на секунду, что на Россию летит 5000 крылатых ракет, огибая рельеф местности, а мы их даже не видим...
Дело в том, что все наши станции дальнего радиолокационного обнаружения фиксируют только баллистические цели: ракеты, аналогичные российским «Тополь-М», «Булаве», «Синеве» и т. п. То есть те ракеты, которые могут взлететь из шахт на территории США. А если американцы одновременно запустят свои крылатые ракеты с кораблей и подводных лодок, расположенных вокруг нашей страны, то они вполне могут стереть с лица земли целый ряд стратегических объектов первостепенной важности: в том числе все наши штабы управления, высшее политическое руководство.
В настоящий момент мы практически беззащитны от этого удара. Разумеется, в России существует система двойного резервирования под названием «Периметр», гарантирующая нанесение ответного ядерного удара при любых обстоятельствах. В Америке ее называют «Мертвая рука». Суть ее в том, что даже при полном уничтожении командных пунктов и линий связи наших стратегических ядерных сил по США все равно будет нанесен удар возмездия. Однако само по себе наличие такой «мертвой руки» не решает проблемы нашей уязвимости перед «мгновенным глобальным ударом».
Поэтому опасения, конечно же, есть. Но американцы не самоубийцы: пока они понимают, что имеется хотя бы десятипроцентный шанс, что мы ответим, их «глобальный удар» не состоится. А мы можем ответить только ядерным оружием. Значит, необходимо принимать меры противодействия. Мы должны иметь возможность увидеть запуск американских крылатых ракет и отреагировать на него адекватными неядерными средствами, не развязывая при этом атомную войну. Пока таких средств у нас нет.
— Не для этого ли нас призывают к ядерному разоружению?
— Да, Россию постоянно пытаются втравить в такого рода международные договоры. Однако дисбаланс между Россией и США с их союзниками сегодня таков, что ядерное оружие для нас является великим уравнителем. Это то, что защищает нашу страну от судьбы Ливии, Югославии, Ирака... У нас не должно быть иллюзий, что если у России не будет ядерного оружия, или оно окажется нефункционально, или его можно будет каким-то образом обезоружить, то нас не тронут, оставят в покое. Еще как тронут! Мы не должны вестись на якобы мирные инициативы по уничтожению ядерного оружия. Оно наша надежда и опора, гарант российского суверенитета.
Поэтому в условиях экономического кризиса и сокращения финансирования вооруженных сил мы можем экономить на многом, но не на силах ядерного сдерживания. Это абсолютный приоритет нашей системы безопасности.
— Для Китая «глобальный неядерный удар» так же опасен?
— Для Поднебесной эта угроза даже намного более актуальна, нежели для России. Ядерная триада Китая в разы слабее нашей. У них очень шумные подводные лодки, устаревшие бомбардировщики, фактически — клоны советских разработок шестидесятых годов. А ракет шахтного базирования всего несколько сотен или даже несколько десятков. Поэтому в случае нанесения подобного удара со стороны США возможность ответить у китайцев будет еще меньше, чем у нас. Они почти гарантированно не смогут нанести удар возмездия по Соединенным Штатам и их союзникам.