Тактильная чувствительность развивается у ребёнка одной из первых. С её помощью он исследует окружающий мир и взаимодействует с близкими людьми. Ещё находясь в утробе, малыш чутко реагирует на прикосновения мамы и папы к животу, а появившись на свет, быстро успокаивается в их объятиях. Поэтому всё чаще в родильных домах практикуют выкладывание новорождённого на грудь матери (или отца). Эта «трогательная» во всех смыслах связь с родителями в первые месяцы жизни играет важную роль для физического и психического благополучия младенца. Тесный контакт «кожа к коже» снижает частоту сердечных сокращений, стабилизирует дыхание и улучшает сон, помогая бороться с тревожностью и способствуя росту нейронных связей. Психологи считают, что у ребёнка есть «инстинктивное» желание телесной близости со значимым для него взрослым, когда он испытывает боль, страх или дискомфорт. Особенно важны «обнимашки» для недоношенных детей.
Метод «Кенгуру»
У младенцев, рождённых раньше срока, тактильная чувствительность, как правило, менее развита, чем у доношенных. Череда болезненных медицинских процедур только усугубляет проблему, притупляя и без того несовершенное чувство. Однако, как показало исследование учёных из медицинского центра Университета Вандербильта, малыши, которых часто с нежностью трогают, качают и обнимают родители, демонстрируют лучший отклик на прикосновения, чем те, кому знаком только негативный тактильный опыт уколов-капельниц. Особое доверие у медиков завоевал «метод кенгуру», основанный на постоянном поддержании контакта «кожа к коже» между младенцем и взрослым. Подобный уход увеличивает вероятность выживания на 30% в течение первого месяца жизни ребёнка. Неизвестно, вызван ли этот эффект лучшим доступом к грудному молоку, родительским теплом, облегчающим терморегуляцию, или просто психологической близостью. Но что бы то ни было, метод работает! Да и как могло быть иначе, ведь эту мудрость мы заимствовали у самой природы.
Всемирная организация здравоохранения собирается включить «лечение прикосновением» в программу реабилитации недоношенных детей.
Как трогательно!
Самка без конца вылизывает своего новорождённого детёныша, помогая ему избавиться от остатков «рубашки» и согреться. Но есть ещё одна важная функция «телячьих нежностей». В процессе вылизывания у обоих участников действа растёт уровень «гормона привязанности» – окситоцина. Он активирует «материнский инстинкт» у самки и служит источником успокоения для малыша. Известно, что животные, которых в раннем младенчестве активно вылизывали мамочки, обладают более высокой эмоциональной устойчивостью и стресс-резистентностью, сохраняющейся на протяжении всей жизни. И в этом мы ничем от них не отличаемся. Материнская ласка необходима для нормального формирования привязанности, а её недостаток может привести к проблемам психического развития ребёнка. Удивительно, что к пониманию важности «обнимашек» для становления прочной связи между мамой и ребёнком мы пришли сравнительно недавно.
Социальный клей
По мере взросления арсенал тактильных взаимодействий расширяется. Мы целуемся и пожимаем руки при встрече, хлопаем друг друга по плечу, обнимаемся, танцуем (это тоже одна из форм близкого телесного контакта). Прикосновения служат своего рода «клеем», скрепляющим людей, возникающая при этом атмосфера близости помогает поддерживать ощущение востребованности и преодолевать разные комплексы. Все мы иногда чувствует себя «лишними», и протянутая в этот момент рука дружбы обладает поистине волшебным эффектом. К этому выводу недавно пришли сотрудники Университетского колледжа Лондона, проведя серию экспериментов, в ходе которых намеренно внушали участницам комплекс отверженности. Учёные обнаружили, что нежное медленное поглаживание по руке, которое активировало так называемую C-тактильную нейрофизиологическую систему, помогло испытуемым повысить самооценку и справиться с тревожностью.
Прикосновения – своего рода «клей», скрепляющий людей. Возникающая при этом атмосфера помогает справиться с тревожностью.
Кокон из обнимашек
Ещё одна важная миссия «обнимашек» – психотерапевтическая: утешить, подбодрить, помириться. Обнимая человека, вы создаёте своего рода «невидимый кокон», который может помочь уменьшить испытываемый стресс (даже если источник стресса – вы сами). Установлено, что удерживание партнёра за руку во время спора снижает его накал и делает более продуктивным. А брак, в котором партнёры часто обнимаются, является самым крепким. «Кокон из обнимашек» спасает от негативных эмоций не только в момент телесного контакта, но и сохраняет свою силу на будущее. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведённого в Университете Карнеги-Меллона. Изучая проблему межличностных конфликтов на работе, учёные заметили, что утренние объятия с родными и близкими служат буфером, смягчающим отрицательное воздействие этих конфликтов. Другими словами, традиция обниматься перед началом рабочего дня может избавить вас от необходимости посещений психолога в будущем.
Против давления и простуды
Сила «обнимашек» простирается за рамки эмоционального благополучия, оказывая выраженный положительный эффект на физическое состояние. Точнее, первое благоволит второму. Доказано, что ласковые прикосновения повышают уровень гемоглобина в крови, снижают артериальное давление, уменьшают тревожность, улучшают качество сна и даже аппетит: было замечено, что пациенты в домах престарелых едят с большей охотой, если перед этим их слегка приобнять за плечи. От объятий также выигрывает иммунитет. В одном эксперименте участников специально заражали острой респираторной вирусной инфекцией, а затем изучали, как у них проявляются первые симптомы заболевания. Оказалось, что любители «обнимашек» переносили простуду в более лёгкой форме по сравнению с теми, кто не привык обниматься. Все эти эффекты связаны с уменьшением уровня «гормона стресса» кортизола, вынужденного уступить перед натиском «гормона любви и привязанности» окситоцина.
Подержать и поддержать
«Трогательная терапия» хорошо справляется с болью.
Люди испокон веков интуитивно брали больного за руку, чтобы облегчить ему страдание. Мамы обнимали своих детей, стремясь взять боль на себя.
И ведь помогало! Сейчас уже есть научное объяснение этому эффекту – данные функциональной магнитно-резонансной томографии показали, что это простое действие снижает активность в областях мозга, которые связаны с субъективным ощущением боли и стрессом. Ласковое прикосновение целебно ещё и потому, что усиливает способность к эмпатии у утешителя, а, как показывает практика, искреннее сочувствие – неплохое обезболивающее средство. Вот почему во многих странах врачи стали поощрять присутствие супруга на родах и родителей рядом с ребёнком во время болезненных процедур.
Учёные из Хайфского университета во главе с профессором Симоном Шамай-Цури обнаружили, что у людей, держащихся за руки, синхронизируется мозговая активность. Они словно настраиваются на одну волну, деля пополам и боль, и любовь.
Тактильно уставшие
Потребность в тактильных контактах сохраняется на протяжении всей жизни, однако у всех она разная. Одним, как троллям из мультика Trolls, нужно ежечасно обниматься с каждым встречным, другие подпускают к себе только самых близких, да и то только иногда. Здесь играют роль как врождённые особенности личности, так и социально-культурная среда. В Италии, например, традиция объятий возведена практически в культ, а в других странах люди предпочитают держаться на расстоянии друг от друга. Немаловажное значение имеет и личный опыт человека. Ребёнок, выросший в семье, где не приняты «телячьи нежности», вряд ли будет в них особо нуждаться во взрослой жизни. Бывает и временная тактильная усталость, проще говоря, «затроганность» (touched out). Это состояние хорошо знакомо многодетным мамам, измотанным постоянным контактом с отпрысками. К счастью, затроганность легко «лечится» отпуском без детей.
Еда vs «Обнимашки»
Долгое время считалось, что если часто брать младенца на руки, то можно его разбаловать. Открыли глаза на казалось бы очевидное братья наши меньшие. Американский учёный Гарри Харлоу провёл эксперимент, во время которого отлученному от мамы обезьяньему детёнышу предлагали на выбор «мачеху» из проволочной сетки либо «мачеху», обёрнутую махровой тканью. В первой серии экспериментов к обеим «мамам» было прикреплено по «соску», из которого малыш мог лакомиться молоком. А во второй – «сосок» был оставлен только у «жёсткой» мамы. И обезьяний детёныш продолжал приходить к мягкой и пушистой маме в ущерб своему пищевому инстинкту! Это показало, что телесные ощущения играют не менее важную роль для малышей, чем кормление. Знаменитый психолог, автор теории привязанности, Джон Боулби констатировал, что если лишить ребёнка этих ощущений, в результате тактильной депривации он может страдать от психических нарушений и испытывать серьёзные сложности в установлении близких отношений с окружающими людьми. От этого часто страдают дети из детских домов.
C-тактильная система
Наша тактильная система работает на «обслуживание» двух целей. Первая – отслеживание быстрых раздражителей – например, когда вы отдёргиваете руку от горящей свечи. Вторая, получившая название C-тактильная система, реагирует на медленное прикосновение, имеющее положительный эмоциональный окрас, – объятия, поглаживания и т. д. Обеспечивают восприятие этих сигналов высокочувствительные механорецепторы, от которых информация поступает в области мозга, связанные с эмоциями. Так запускается каскад нейрохимических реакций, повышающих секрецию окситоцина и эндорфина, коктейля, который дарит нам чувство любви, спокойствия и счастья на грани с эйфорией.
Только без рук!
Есть люди, у которых телесный контакт вызывает гиперстимуляцию тактильной системы. Речь идёт о больных аутизмом и аутическим спектром. Сенсорная перегрузка не позволяет этим людям наслаждаться близостью, так как она причиняет скорее боль, чем радость. Они избегают объятий даже с родственниками, в результате чего чрезвычайно страдают социальная и эмоциональная сферы жизни. Знаменитая изобретательница-аутистка Темпл Грандин, вспоминая свои детские ощущения во время прикосновений, описывает их так: «Я хотела испытать приятное чувство, оказавшись в объятиях, но каждый раз на меня накатывала всепоглощающая волна, вынуждавшая отпрянуть». Тогда Темпл начала мечтать об устройстве, способном имитировать нежное, но сильное сжатие, и вскоре эта идея воплотилась в реальность. «Обнимательная машина», созданная мисс Грандин по образу ветеринарного станка для удержания животных, позволяла сжимать бока и шею, и при этом человек сам контролировал силу сжатий. Это изобретение принесло облегчение многим детям с аутизмом и широко используется до сих пор для снижения тревожности и стресса. А недавно было создано специальное обнимательное кресло с мягкими надувными подушками по бокам. Сама же Темпл призналась в интервью, что больше не использует машину для объятий: «Она сломалась два года назад, и я так и не удосужилась её починить. Теперь я люблю обнимать людей».