В суде кипят страсти. Потерпевшие плачут, адвокаты хамят, слово за слово, и считай скандал. - У вас есть вопросы? - по протоколу то и дело спрашивают Ефремова. Нет. Актер впервые явился на процесс в костюме. Сидит с маленькой книгой, похожей на молитвослов. Доброжелатели скажут - раскаивается. Циники - очередную роль играет.
Адвокат семьи погибшего Сергея Захарова Александр Добровинский захлебывается в потоках иронии: - Посмотрите, как замечательно он выглядит! Для человека, которого всего несколько дней назад увезли с приступом в больницу, так просто прекрасно. В Боткинской больнице работают настоящие волшебники!
В зале суда свою партию разыгрывает защитник Михаила Ефремова Эльман Пашаев. На слезы со стороны потерпевших отвечает кинжальным выпадом: - Водички принести? Эксперт объясняет суду обстоятельства аварии и на игрушечных машинках восстанавливает картину этого вечера. При помощи куклы Барби с гнущимися ногами и руками показывает характер травм: - У пострадавшего перелом левого надколенника, далее ломается таз, грудина от удара о руль... Пашаев, что называется, теребит раны. Мог ли Захаров выжить, если бы помощь оказали раньше? Был ли пристегнут? Как долго умирал Сергей Захаров? - В стационар в 22.58 пациент поступил с давлением ноль на ноль. Это фактически означает смерть, - говорит эксперт. Но добавляет, что даже в таких случаях все равно есть шанс выжить. - Могло ли Захарову стать хуже от того, что его машину перевернули? - Нет, хуже от этого ему точно не стало.
ЖИЛ ЛИ ОН В СЕМЬЕ?
Начинают слушать младшего сына Сергея Захарова Валерия: - 8 июня мы с мамой готовились к похоронам бабушки. Вечером лег спать, и тут мне звонит двоюродный брат Андрей, плачет, говорит, что отец попал в аварию, - рассказывает сын Захарова дрожащим голосом, сдерживая слезы. - Прислал мне видео потом. Но мы с мамой не смогли поехать в Москву из-за похорон. Всю ночь я не мог уснуть. Потом позвонил Андрей - первые слова его были, что отца нет. - Вы говорите, что вам плохо, чуть не плачете. Почему, когда вы ходили по телеканалам, я ваших слез не видел? - напирает на потерпевшего Эльман Пашаев. - Я не ходил по телеканалам. Защитник Ефремова уточняет, как часто сын видел отца, как долго тот жил отдельно от родителей, работает ли Захаров-младший в полиции. - Вы знали, что у отца есть любовница Ирина? - Нет. Когда увидел по телевизору, обалдел.
- Кто забирал тело отца? - Двоюродный брат Андрей там был, брат по отцу Виталий... Несколько минут занимает перепалка о том, насколько у погибшего была сплоченная семья, раз родня не забрала тело главы семьи из морга. Всеми ритуальными процедурами, напомним, занималась любовница погибшего Ирина Стерхова. - Извинения Ефремова в Ютубе я не смотрел, мне это неинтересно, - заявляет Виталий. - Я считаю, это было на публику, я себе по-другому извинения представляю. - А как Ефремов должен был извиниться перед вами, если он под домашним арестом? - возмущается Эльман Пашаев. - Писать ему нельзя, звонить нельзя, выходить никуда нельзя... Уважаемый суд, зачем подсказывают потерпевшему? Надоели уже эти подсказки, будет порядок в судебном заседании?!
«КАК ЕГО ФАМИЛИЯ?»
- Знали ли вы о существовании Ирины Стерховой? - уточняет у брата потерпевшего Добровинский. - Да, знал. Первый раз я видел ее пару лет назад в аэропорту. Потом брат сказал, мол, живу у одной женщины, мне так удобно. «Разводиться я не собираюсь», - так он сказал. Родственникам Сергея Захарова удобна версия о том, что Стерхова - случайная женщина в жизни курьера, а не гражданская жена, которая прожила с ним 22 года. Чем крепче семья, чем больше курьер содержал родню - тем выше должен быть размер компенсации. Адвокат Ефремова всеми силами пытается доказать, что только Стерхова и была семьей курьера, а с другими родственниками - официальной супругой и детьми - он не общался. При этом Пашаев бьет сразу по всем фронтам, чтобы уменьшить размер выплат: он помешал Стерховой войти в дело в качестве потерпевшей (поэтому никакие деньги ей не светят), а теперь пытается доказать, что рязанская семья наживается на гибели Сергея Захарова. Пашаев буквально пытает вдову Захарова: были ли у мужа заначки, сколько денег он давал ей и сыну, сколько раз она была на телеканалах... Женщина держится уверенно, даже с вызовом - передразнивает юриста. Хотя ни одного четкого ответа дать не может. - Адвокат... как его фамилия? Добровинский - запрещал вам общаться с представителями Ефремова? - спрашивает Пашаев. - Нет. - Вы знали, что Ефремов записал видеообращение? - Я его не смотрела! Ефремов мог обратиться через вас, господин Пашаев, через своих многочисленных знакомых. Мы ждали! Но не дождались.
КОНТРАТАКА
У трибуны четвертый - последний потерпевший - сын курьера от первого брака Виталий Захаров. Он подает иск на 6,5 миллиона рублей. Говорит, что узнал об аварии от Ирины Стерховой - сожительницы отца. Также, по словам сына, он регулярно останавливался у нее в Москве. - Я считал это место домом моего отца. Мог приехать на месяц, два, иногда даже на полгода - говорит Виталий уточняет, что и сейчас живет у Стерховой. Александр Добровинский, представляющий интересы троих потерпевших из четырех - жены, младшего сына и брата погибшего, перед тем, как заявить сумму их иска, задает вопрос Михаилу Ефремову: - Вы так и не вспомнили события той ночи? - Нет. - Слова адвокатов согласованы с вами?
- Да. До этого звездный юрист предупреждал: он заготовил два иска с сильно отличающимися суммами моральной компенсации. Какой документ он уничтожит, а какой огласит, зависит от ответов подсудимого. Адвокат Добровинский театрально зачитывает детали и главное - сумму иска: 1 рубль. «Мы хотим внести свою лепту в дело защиты маленьких людей от богатых и зарвавшихся знаменитостей, - пишут в иске родственники погибшего курьера. - Мы простые провинциальные жители Рязани. Но может быть, на таких, как мы, держится наша страна». Как отмечают члены семьи Сергея Захарова, актер не извинился и не раскаялся. Кроме того, в иске указаны нотариально заверенные ссылки на СМИ - нелицеприятные высказывания Эльмана Пашаева (а значит, и самого Ефремова) о борьбе за деньги родственников курьера. - «Его родня мечтает побольше заработать, скоро вся деревня будет претендовать, чтобы стать потерпевшими, - собаки, кошки и так далее. Они как будто Богу молились, чтобы его не стало. Бедный покойный! Он, наверное, в гробу переворачивается!» - зачитывает адвокат Добровинский. «Прощения от нас ему не будет никогда. А его раскаяние будет притворным», - говорят близкие. Моральный вред - 1 рубль - будет взыскан солидарно на троих потерпевших. То есть жене, сыну и брату Сергея Захарова от Ефремова достанется по 33 копейки.