27 января столичный Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры сообщил, что Миланский метрополитен заинтересован в участии в строительстве транспортно-пересадочных узлов в Москве. В нашей традиционной рубрике «Клуб мэров» мы даем слово руководителям городов — побратимов российской столицы как из Восточной и Центральной Европы, так и западной ее части. «ВМ» представляет интервью с мэром Милана Джулиано Пизапиа.
Градоначальник Милана Джулиано Пизапиа наряду с решением рутинных городских проблем много и охотно занимается дипломатией.
— Извините за опоздание, — смущаясь, говорит синьор Пизапиа, входя в зал палаццо Марино, где назначено наше интервью. — Затянулось экстренное совещание, связанное с беженцами. Вы понимаете, как это важно?
Конечно, я понимаю. Сейчас мэры многих европейских городов, отложив все другие дела, занимаются неожиданной проблемой, которая как летний снег свалилась на их головы.
Синьор Пизапиа внешне мало напоминает человека, ответственного за жизнь второго по величине города Италии. Скорее он похож на университетского профессора: мягкая улыбка, учтивые манеры, негромкий вкрадчивый голос. Но здесь, кажется, тот самый случай, когда внешность обманчива. В этом человеке самым непостижимым образом сочетаются интеллигентность и твердость, он умеет добиваться поставленных целей, а про его бесстрашие знает вся Италия.
Он дважды избирался в парламент, а будучи известным юристом, не раз брался защищать интересы тех, кто неугоден властям. Например, антифашистов и антиглобалистов.
Он получал «черные метки» от мафии и ультраправых, однако всегда отказывался от охраны. Видимо, все это и легло на его чашу весов, когда пять лет назад Джулиано Пизапиа выиграл выборы мэра, представляя на избирательном ристалище коалицию левых сил.
Мэр Милана также известен тем, что много усилий тратит на разного рода международные проекты, считая, что его авторитет и опыт могут лечить вражду и снижать градус напряженности. Свой первый международный визит он совершил в Израиль и Палестину, «потому что взрывоопасная ситуация в этом регионе угрожает миру». Именно он стал инициатором проведения в Милане Всемирной выставки «Экспо-2015». И с Москвой благодаря его усилиям Милан связывают прочные нити дружбы. С этого он и начал разговор с корреспондентом «ВМ».
ОТ СЛОВ — К ДЕЛУ
— Состоявшаяся в 2014 году Неделя Москвы в Милане как раз совпала с введением санкций против России. Не скрою, перед этим мне многие советовали пойти на попятную, дескать, сейчас не время для обмена дружескими визитами. Но тем не менее к нам приехала большая делегация из вашей столицы во главе с мэром Сергеем Собяниным.
А спустя полгода уже мы отправились в Россию, и у вас с большим успехом прошла Неделя Милана. Я сказал скептикам: вот именно сейчас, когда общение на уровне правительств затруднено, наша городская дипломатия, наши поездки и обмены имеют особое значение. Диалог не должен прерываться, иначе быть беде.
Был подписан Меморандум о сотрудничестве между правительством Москвы и администрацией Милана, в котором определены основные направления наших отношений в различных сферах. Это культура, туризм, образование, здравоохранение, социальная политика, транспорт, экология. Проблемы мегаполисов у всех примерно одинаковы, и их гораздо легче решать совместными усилиями.
- Есть ли уже какие-то конкретные результаты партнерства?
- Конечно, есть. Например, наша муниципальная инжиниринговая компания и структуры вашего РЖД создали совместное предприятие, которое занимается решением транспортных проблем в российской столице.
По-моему, мэр Собянин проявил большой интерес к проекту car-sharing (в русской транскрипции — каршеринг, то есть программа краткосрочной аренды автомобилей, которая сейчас реализуется и в Москве. — «ВМ»), суть которого заключается в том, что житель мегаполиса может в любой точке города краткосрочно арендовать автомобиль и также в любой точке, закончив поездку, оставить его.
- А что полезного Милан мог бы позаимствовать у Москвы?
- Нас заинтересовал опыт организации парковочного пространства, особенно в центре города, использование возможностей мобильных сетей и интернета.
- Скажите, синьор Пизапиа, что вам особенно понравилось в Москве и что, напротив, вызвало негативные эмоции?
- Нас очень тепло принимали, мы в полной мере ощутили знаменитое русское гостеприимство. Оно теплое и щедрое. Москвичи демонстрировали огромный интерес к Милану, к его истории, культуре, опыту. Было много встреч, и не только в стенах мэрии. Мы общались со студентами, модельерами, музейщиками, политиками, я ответил на сотни самых разных вопросов.
Ваш город очень чистый, я бы даже сказал, слишком чистый. Прекрасная подсветка зданий в вечернее время. Поразил огромный объем строительных работ, в частности, во всем том, что касается транспортных развязок. Тут я даже почувствовал некую профессиональную зависть к господину Собянину, нам таких инвестиций не выделяют. Наше государство ведет себя, как скряга, когда речь заходит о городских нуждах.
КАК ГОРОД СДЕЛАТЬ «УМНЫМ»
- Что бы вы посоветовали в решении такой тяжелой проблемы, как борьба с пробками?
- Мне уже давно понятно, что каких-то определенных локальных рецептов не существует. Только комплексные усилия могут дать результат, и, насколько я убедился, москвичи идут правильным курсом: развивают общественный транспорт, вводят платные парковки, строят развязки… Мы пошли еще и на такую непопулярную меру, как платный въезд в центр города. Наши усилия не прошли даром. Последние измерения экологов показывают, что пыли и вредных частиц в атмосфере Милана стало на 35 процентов меньше.
- Любой мегаполис неизбежно сталкивается с проблемой транспортировки и утилизации мусора. Милан справляется с этим?
- Да, вы задали серьезный вопрос. Здесь мы тоже могли бы поделиться опытом. 53 процента всего городского мусора у нас сепарируется, а разделенные отходы затем подлежат переработке. 98 тысяч городских квартир и множество общественных зданий отапливаются энергией, полученной из мусора. Людей не сразу удалось приучить разделять отходы, пришлось провести мощную разъяснительную кампанию. Еще мы устроили соревнование между районами с призами.
- Москва сейчас активно развивает пешеходные зоны…
- Мы тоже давно идем этим путем. Такие зоны есть в каждом районе. В центре это огромные площади, прилегающие к нашему знаменитому замку Кастелло Сфорцеско, который, кстати, очень напоминает Московский Кремль. Разбили десяток новых парков. Когда прокладывали новую линию метро, то 500 деревьев пришлось вырубить. Зато 50 тысяч посадили! В парках, где есть дети, запретили курение. И это работает на экологию.
- Я слышал, что все эти новации реализуются в рамках масштабного проекта «умный город»…
- Верно. В прошлом году мы создали первую в Италии «Лабораторию умного города», это такой своеобразный инкубатор бизнес-идей. Их много — от оптимизации деятельности транспорта до широкого внедрения цифровых информационных технологий, энергетической эффективности, социальных инноваций.
…НО ПОРОХ ДЕРЖИМ СУХИМ
- Мои знакомые, узнав о предстоящей беседе с вами, просили узнать, как обстоит дело с безопасностью. Говорили, в центре Милана можно стать жертвой грабителей…
- О, ваши знакомые, видимо, давно не были у нас. Теперь вы можете ходить по улицам круглые сутки, ничего не опасаясь. Я только сегодня получил рапорт из полицейского управления: за последний год уровень уличной преступности снизился еще на 12 процентов.
- Я обратил внимание на большое число вооруженных полицейских в центре города. Это связано с наплывом иммигрантов и террористическими угрозами? Вас лично беспокоит эта новая для Европы ситуация?
- Хочу напомнить вам, что Милан — абсолютно космополитический город. У нас официально зафиксировано 130 национальных землячеств. По числу иностранных консульств мы занимаем второе место после Нью-Йорка. И никогда прежде не возникало особых забот с гостями. Однако, вы правы, появилась проблема переселенцев из арабских и африканских стран.
Мы за последние два года приютили 86 тысяч беженцев, из них 13 тысяч — это дети. Надо было дать им кров, обеспечить их питанием, медициной, предоставить рабочие места. Ясно, что не всем коренным жителям это нравится. Но я лично считаю, что наш долг — помочь несчастным людям, которые бегут от голода, от войны. Разве может цивилизованный человек относиться к этому с безразличием? В теории — самое разумное помогать таким людям в местах их постоянного проживания. Но на практике, увы, так не получается.
Эта проблема будет стоять перед всеми нами еще долго. Придется потратить много воли, ресурсов, мудрости, терпения, чтобы ее решить. И решать придется всем миром.
- Это правда, что вы получали письма с угрозами?
- Пять раз. Когда занимался адвокатской практикой. Но это никак не повлияло на мои привычки.
НА ПЕРСОНАЛЬНОМ ВЕЛОСИПЕДЕ
- У нас чиновников часто критикуют за неумеренную тягу к роскоши. Как у вас в мэрии обстоит с этим? Вы, кстати, на какой машине передвигаетесь?
- Возможно, вы не поверите, но мой основной способ передвижения — велосипед. Я почти каждый день хожу по городу пешком без всякого сопровождения и без охраны. Если предстоит дальняя поездка, то использую электромобиль-смарт. Если же предстоит официальная встреча, то сажусь в «тойоту», которую подарили муниципалитету много лет назад.
- Насколько доступен для населения мэр Милана?
- Я не могу при всем своем желании уделить время каждому из трех миллионов 200 тысяч жителей. Но гуляя по улицам, я никогда не откажу в беседе с горожанами, если они подходят с вопросами, жалобами, предложениями.
- До прихода в муниципалитет вы были крупным юристом, депутатом парламента... И вот уже пять лет отвечаете за жизнедеятельность огромного города. Что самое трудное в профессии мэра?
- Вероятно, это одна из самых сложных профессий на земле.Все время ощущать ответственность за миллионы людей: есть ли тепло в их домах, обеспечены ли они лекарствами, медициной, бесперебойно ли работает транспорт, что с канализацией? Школы, театры, полиция, суды, экология, беженцы, бездомные, домашние животные, парки — все это забота мэра. И как бы ты ни старался, все равно кто-то будет недоволен.
- Кстати, часто ли вас критикуют в СМИ? И за что?
- Я каждое утро просматриваю прессу. Как правило, СМИ позитивно оценивают деятельность муниципалитета. Но бывает и критика, особенно со стороны правых, которые меня никогда не любили. Если критика несправедливая, иногда злюсь. Но быстро беру себя в руки: надо работать.
Были у вас на этом посту какие-то очевидные неудачи?
- Не смог победить бюрократию.
- Но разве кто-то в истории смог это сделать?
- Поверьте, мы сильно старались. Значительно упростили многие бюрократические процедуры, облегчили общение граждан с городскими властями, оптимизировали процесс получения разных справок, разрешений, лицензий… И все равно неудовлетворение есть.
- Как вы отдыхаете?
- Раньше много путешествовал. Любил оседлать мотоцикл. Но, став мэром, забыл про отдых. На это не остается времени.
- А что вы собираетесь делать, сложив с себя чиновничьи вериги? Чем займетесь?
- Еще не решил. Возможно, воспользуюсь свободой и буду наслаждаться жизнью пенсионера. Или вернусь к адвокатской практике. Есть и еще вариант: стать лидером левых сил. Хотя это наименее вероятно.
КСТАТИ
Год назад Милан получил статус города-метрополии. Он объединяет 134 муниципалитета. Это один из наиболее посещаемых туристами городов мира. Его называют столицей моды, центром социальных инноваций и стартапов. Население — три миллиона двести тысяч человек.
ДОСЬЕ
Джулиано Пизапиа родился 20 мая 1949 года. В молодости был волонтером Красного Креста, некоторое время учился на медицинском факультете, трудился рабочим на химзаводе, учителем в колонии, банковским служащим. Получив диплом юриста и политолога, стал адвокатом. На выборах мэра Милана в 2011 году стал кандидатом от левоцентристской коалиции и победил по итогам второго тура голосования. Женат. Супруга мэра — журналистка, обозреватель известной итальянской газеты «Република».