Накануне Первомая старый лозунг вдруг выплывает из газетных подшивок, будто корабль-призрак — с поникшими, обветшалыми парусами, в полном безмолвии и без матросов на палубе. Куда что подевалось? Трудящиеся, как ни сживали их со свету, еще имеются, а вот от солидарности, если по правде, остался пустой звук. Попробуем разобраться в этом парадоксе.
Снаружи вроде бы все как прежде. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) еще в феврале заявила, что, отстаивая права и интересы работников, утвердила для всей страны перечень лозунгов к Первомаю: «Солидарность трудящихся — единство страны!», «Защита интересов человека труда = защита интересов государства!», «Реальное соцпартнерство — стабильность в стране!». И тому подобная трескотня. А теперь попробуйте представить многотысячную колонну под такими транспарантами — ведь обхохочешься!
Впрочем, колонн не будет. Профсоюзное руководство предложило провести главный рабочий праздник, «не организуя мероприятия с большим скоплением людей». Политические партии эту идею активно поддерживают: к примеру, «Справедливая Россия» в прошлом мае проводила акцию по благоустройству и озеленению территории у Памятного знака защитникам Москвы, а партия «Новые люди» даже вносила в Госдуму проект постановления о «шашлычной амнистии» — для граждан, привлеченных к ответственности за нарушения пожарной без-опасности при жарке на мангале крылышек и окорочков.
Разве что коммунисты по привычке размахивают лозунгом «Ленин — Сталин — cоциализм!» и требуют вернуть Госплан, провести национализацию стратегических отраслей экономики (про возврат прежних очередей за хлебом и колбасой по талонам помалкивают).
Зато в Италии, Франции и Турции прошлогодний Первомай отметили жестким, с применением газа и дубинок, полицейским разгоном митингов. И нынче спокойных улиц там не предвидится. Французы категорически недовольны повышением пенсионного возраста с 62 до 64 лет — там на улицы уже выходили больше миллиона человек, и это была лишь разминка. В канун Первомая официальный Париж прорабатывает варианты «смягчения ситуации».
Наверняка французские чиновники завидуют российским: от наших трудящихся никаких хлопот. Хотя в РФ еще в 2020 году «отложили» выход на пенсию до 65 лет. А ведь во Франции женщины живут дольше россиянок на семь лет, до 85, а мужчины — на 11 лет, до 79. И средняя пенсия у французов в переводе на наши деньги составляет 98,6 тысячи рублей — в России в среднем в 7-8 раз меньше.
А семь лет назад у нас еще и заморозили индексацию пенсий для более чем 4 млн официально работающих пенсионеров (было 8 млн, но половина нашли способы обойти запрет). Однако в профсоюзных лозунгах к 1 Мая, главному рабочему празднику, нет призыва к восстановлению справедливости для получающих трудовую пенсию. И в январе Госдума отклонила сразу пять ранее внесенных депутатами и региональными парламентами законопроектов о возврате к выплате пенсий работающим с учетом индексации. Депутаты сослались на отрицательные отзывы правительства, и ни один из законопроектов не поддержала имеющая контрольный пакет фракция «ЕР».
Зато чуть раньше, принимая федеральный бюджет на 2023 год, законодатели дружно проголосовали за повышение своей зарплаты до 800 тысяч рублей, что примерно в 20 раз больше средних заработков по стране. Кроме того, на обслуживание одного депутата запланировано теперь тратить до 1,5 млн рублей в месяц. Заметим: эти прибавки депутаты получили в один из самых трудных периодов жизни проводящей СВО страны, при годовом дефиците доходов государственного бюджета в 3,3 трлн рублей.
Первомай — подходящий случай хотя бы поговорить на эти темы. Ведь, в отличие от многих других стран, этот день у нас был единственным реальным праздником трудящихся, хотя и очень недолго. А в германской земле Северный Рейн-Вестфалия 1 Мая называется Днем приверженности к свободе и миру, социальной справедливости, международного взаимопонимания и человеческого достоинства.
В Швеции с 1908 года отмечают День белой ромашки. По традиции в этот день собирали деньги для больных туберкулезом. Ромашку, символ природного антибиотика, мужчины прикалывали на шляпы, а женщины — на платья. Во Франции 1 Мая с 1561 года празднуется как День ландыша, и лишь через четыре с лишним столетия к нему прибавился День труда. В США 1 Мая празднуют День права, День детского здравоохранения и День лояльности. В Финляндии это традиционный праздник студентов и рабочих — встреча долгожданной весны.
Напомним, в России День международной солидарности трудящихся впервые отметили в 1890-м в Варшаве проведением стачки 10 тысяч рабочих. С 1897 года маевки превратились в политические под лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!».
Через 20 лет добились и того и другого. В результате Первомай превратился в День Интернационала, а с 1972 года — в День международной солидарности трудящихся. Советские демонстранты на массовых демонстрациях выражали «солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительным движением, решимость отдать все силы борьбе за мир, за построение коммунистического общества».
Решимость не помогла. И 1 мая 1990 года на Красной площади прошло шествие под антисоветскими лозунгами, а 1 мая 1991 года состоялся митинг против повышения цен...
Оставалось лишь переименовать Первомай в Праздник весны и труда. После чего в инстанции посыпались предложения перенести на весну новогодние каникулы — для посадки картошки. Чем большинство россиян занимаются и нынче — в отличие от трудящихся других стран.
В соседней Финляндии, к примеру, недавно забастовали железнодорожники, недовольные условиями труда и размером зарплаты (в среднем 5106 евро). И уже добились у властей ее повышения в течение двух лет на 6%. С другого края, в Южной Корее, рабочий класс проявил солидарность с водителями грузовиков, объявивших «зарплатную» забастовку. Коллег поддержали 13 тысяч работников сеульского метро...
Любопытная забастовка случилась в бывшей советской Литве на заводе по производству азотных удобрений Achema. Тамошний профсоюз обнаружил, что независимый аудит показал годовой рост чистой неконсолидированной прибыли Achemа на 64,8% — при снижении зарплаты многих сотрудников на 100 евро. То есть акционеры за счет работников обогатились. Терпеть корыстолюбие коллектив не стал, хозяевам пришлось раскошеливаться...
А теперь сравним с доходами и зарплатами в нашем отечестве. Как сообщило русское издание журнала Forbes, за 2022 год общее состояние российских миллиардеров выросло с 353 млрд до 505 млрд долларов. На 152 млрд, или по тысяче с лишним долларов на каждого россиянина. При общем сокращении российской экономики в среднем на 2,1%. Сверхдоходами положено делиться, и Минфин заявил, что крупные компании, получившие конъюнктурные сверхдоходы, должны сделать разовый взнос в госбюджет на 300 млрд. Через два месяца уговоров миллиардеры согласились. Но при этом в текущем году лишь треть российских компаний повысила зарплаты своим работникам, еще треть обещают сделать это летом.
Между тем по размеру официальных средних зарплат РФ находится на 54-м месте в мире — после Аргентины и Уругвая, Китая, Турции и Хорватии, Черногории и Боснии с Герцеговиной. А не имеющая природных ресурсов Эстония уже перебралась на 33-е место, Литва — на 37-е, Польша — на 41-е, Венгрия — на 44-е...
Может, и на эту тему нужно говорить в преддверии Первомая? Есть обоснованные сомнения в том, что на пользу трудящимся пошел и весь перечисленный в бюджет «взнос олигархов». В ленте ТАСС сообщение: в ближайшее время в России может появиться отечественная яхта класса люкс под брендом Aurus. Ее создаст тот же НИИ «НАМИ», который с такой помпой выпускает автомобили для президентского кортежа. То-то будет радости народу!
Нет, «Труд» не против создания российскими компаниями товаров экстра-класса для богатых сограждан. Но почему вся эта роскошь должна разрабатываться и производиться на федеральных предприятиях и за государственные (народные) деньги? Этот вопрос пристало задавать профсоюзам, но у них другие заботы. Московская федерация судится с Генпрокуратурой, требующей истребовать из чужого незаконного владения историческое здание на Большой Дмитровке, известное как Дом союзов, а ранее — Благородное собрание. В судебных документах указывается, что здание в 2001-2002 годах было передано в безвозмездное пользование ЗАО «Дом союзов» и далее в аренду ООО «Инвест-Омега». В апреле 2017-го в отношении здания произведена регистрация передачи в доверительное управление ООО «Колонный зал Дома союзов». Кто владеет этими ЗАО и ООО и получает доход от использования одного из прекраснейших дворцов центра Москвы, еще предстоит выяснить.
А в прошлом году Генпрокуратура через суд вернула государству 34 санаторно-курортных учреждения, принадлежавших ФНПР. Как сообщали СМИ, профсоюзы еще в 1990-х безвозмездно получили 59 имущественных комплексов, в том числе санаторно-курортные учреждения, состоящие из 1763 объектов недвижимости. Глава ФНПР Михаил Шмаков, как установило ведомство, совместно с другими должностными лицами, органами управления ФНПР и Федерации профсоюзов Ставропольского края, начал распродавать эти активы, что привело к «утрате их лечебных и оздоровительных свойств». Сам Шмаков стал совладельцем АО «Управление канатными дорогами» (обеспечивает эксплуатацию канатной станции в Пятигорске).
Так что этим людям, похоже, сегодня не до «классовых битв».