Профилактика старения, или лечение болезней старости, в последний год оказалась в числе самых востребованных и инвестиционно привлекательных биотехнологий. По данным аналитиков CB Insights, в 2018 году объем инвестиций в технологии продления жизни составил 850 млн долларов. Это на 324 млн больше, чем в 2017-м, а до 2016 года инвестиции в лечение болезней старости находились практически на нулевом уровне.
Растущий интерес к технологиям увеличения продолжительности жизни связан с расширением объема научных знаний о закономерностях старения. Хотя оно и не является болезнью, поддающейся лечению, биотехнологические компании и научные организации активно изучают изменения, происходящие в организме на клеточном уровне, чтобы выяснить, как замедлить процесс старения. Не так давно действительно было совершено несколько важных научных открытий в этой области. Так, в 2018 году команда ученых под руководством Джеймса Кирклендаиз исследовательского центра клиники Мэйо опубликовала работу о препаратах-сенолитиках, уничтожающих сенесцентные клетки, которые вызывают воспаление в стареющем организме и отравляют все вокруг себя. Как показали эксперименты на лабораторных мышах, комбинация сенолитиков дазатиниба и кверцетина способна предотвратить разрушение здоровых клеток и увеличить продолжительность жизни.
«В последние десять лет наука о старении сделала большой шаг вперед: была показана роль эпигенетики в старении, роль сенесцентных клеток, роль митохондрий и сигнальных путей. Так, удалось прочитать геномы животных с экстраординарной продолжительностью жизни и выявить ключевые гены и процессы, связанные со старением», — рассказывает аналитик Центра стратегического планирования Минздрава России Станислав Поярков. Однако, как он подчеркнул в беседе с «Экспертом», практических способов продлить жизнь у человечества сейчас нет. «Пока мы не можем сказать, что реально продлевает жизнь. Поскольку у нас нет долгосрочных исследований, стоит говорить лишь об экспериментах на животных, в рамках которых определенные способы (в том числе снижение количества потребляемых калорий, различные режимы голодания) дают результаты», — поясняет Поярков.
Продолжение статьи читайте в журнале «Эксперт» №01-03-2019