— Мария, осенью прошлого года вы покинули труппу Театра на Бронной. Для всех ваш уход был неожиданным...
— В какой-то момент я поняла, что театр — это такая субстанция, которая, при всей моей любви и огромном интересе, забирает мою жизнь. Театр требует очень и очень много сил, времени, внимания. Я люблю сцену, но все-таки больше я люблю жизнь. Сейчас у меня другие приоритеты, мне больше интересно состояться в других профессиях.
Я мечтала о театре с момента окончания института. И спустя 10 лет, попав в Театр на Малой Бронной, полностью погрузилась в театральную жизнь. Мне было 30 лет, и надо отметить, несмотря на страстную включенность, довольно легко относилась к происходящему: получила роль — хорошо, не получила — найду чем заняться. Такое состояние очень сильно притягивает желаемые события. Поэтому меня нон-стоп звали в разные постановки, я постоянно что-то репетировала. У меня было все, о чем мечтают театральные актрисы: интересные большие роли, сотрудничество с талантливыми режиссерами.
Мне важно во всех аспектах жизни соблюдать свободу. Я люблю сама составлять свой график. Мне нравится путешествовать, жить в разных странах. Когда ты работаешь в театре, свободы нет: нужно постоянно отпрашиваться, подписывать бумаги, чтобы тебя отпустили. А вот в кино это возможно: снялся — и можешь отдыхать. И мой организм уже на физическом уровне начал давать сбои, я решила не усугублять эту ситуацию и ушла.
— Мария, но я помню, буквально два года назад вы горели театром, пропадали в нем с утра до вечера...
— Я работала с Константином Юрьевичем Богомоловым, а он мощный, интересный и глубокий режиссер. Мы с ним совпадали в видении искусства, творчества, подхода, разбора, техники, да и вообще актерского существования. Когда он говорил «это туда» мне или моим коллегам, я с ним соглашалась. У меня своеобразный взгляд на то, как все должно происходить, и он часто не совпадает с видением многих режиссеров, мне приходилось идти на компромиссы. А вот с Богомоловым компромиссов практически не было. Он очень глубоко копает, у него есть свой разработанный метод работы с актерами, очень тонкий. Таких режиссеров я больше не встречала. Поэтому, когда мы начали вместе работать, я была абсолютно в него влюблена. Я сейчас скучаю по совместной работе, потому что было действительно очень интересно.
— Мария, не будь такой нагрузки в театре, возможно, вы бы и не ушли...
— Да, нагрузка была большая. В какой-то момент я выпустила подряд три премьеры, репетировала четвертый спектакль. Энергетически это было очень затратно.
Я сгорела в первый год работы. Я ведь уже уходила из театра. Но Константин Юрьевич меня не отпустил. Предложил пойти погулять, прийти в себя. И я гуляла четыре месяца. Все это время много думала, размышляла, переосмыслила себя. У меня был период перестройки. Я тогда вообще хотела уйти из актерской профессии.
— Даже так?
— Да. У многих артистов рано или поздно возникают такие мысли. Мы очень эмоциональные существа, у нас немного по-другому устроена психика. В институт я поступила в 17 лет, и с этого возраста началась эмоциональная раскачка. Моя психика с какого-то момента стала нестабильной. И только в 30 лет, после длительной работы с психологом, я начала чувствовать себя эмоционально стабильно. У меня изменились отношения с людьми, поменялось поведение. И, конечно, после такой работы над собой мне стало жалко приходить на площадку и раскачивать себя.
— Но вы вернулись в театр...
— У меня начались отношения с моим будущим мужем. Я ушла из театра, улетела в Нью-Йорк, пожила там какое-то время, насладилась свободным графиком. Вернулась в Москву, и практически сразу после моей поездки, 2 мая, у нас со Славой состоялось первое свидание. Мы долго ходили, что называется, за ручку. Но признаюсь, на пятом или шестом свидании я поняла, что это мой муж, я хочу с этим человеком строить семью. Это был первый мужчина в моей жизни, с которым я чувствовала себя абсолютно защищенно и спокойно. И все это дало мне силы. И как раз в этот романтический период Константин Юрьевич мне написал сообщение: «Пришли в себя?» Он пригласил меня на встречу в театр. Я пришла, мы поговорили. Константин Юрьевич умеет обольстить актера. (Улыбается.) Он может что-то сказать, после чего ты просто не можешь ему отказать. И я, конечно, вернулась. Началась очень активная и интересная работа, которая продлилась еще полтора года.
— Но потом все же ушли. В этот раз Богомолов не пытался вас остановить?
— Я ушла, потому что у меня начались проблемы со здоровьем. Одной из моих последних работ был спектакль «Гамлет in Moscow», в котором я играла в составе с Сашей Ребенок. Она чудесная актриса, я к ней с уважением отношусь. Но надо знать меня, а я человек довольно эгоцентричный, очень люблю себя, и мне сложно, когда есть я и есть кто-то еще.
Когда Саша репетировала, я практически весь процесс сидела и наблюдала. У меня есть ощущение, что это был какой-то определенный челендж от Константина Юрьевича, но могу и ошибаться. И я как-то очень тяжело эту ситуацию прожила. Все время была готова выйти на сцену, у меня был переизбыток этих эмоций, но я сидела в зале. Весь этот сгусток эмоций варился у меня внутри. И видимо, на физическом уровне организм дал сбой.
А еще там был непростой текст. Константин Юрьевич сам написал эту пьесу, а он очень сложно пишет. Последовательность слов и частиц имеет колоссальное значение, все должно звучать так, как написано. Помню, в сериале «Безопасные связи», в котором я снималась, нужно было соблюдать четкую последовательность слов, выучить так, как написано в сценарии.
Это необходимо, чтобы соблюсти определенный ритм, который создает ощущение легкости, органики. Для Богомолова это было важно, он всегда это отслеживает. Даже если ты поменяешь слова местами, он это заметит. И, к слову, может довольно остро отреагировать.
В итоге я сыграла в «Гамлет in Moscow». И, насколько помню, Константин Юрьевич был доволен, особенно первым актом. После премьеры у меня был отпуск, и когда я вернулась, поняла, что дальше жить в таком режиме не могу: здоровье дало сбой.
Я сказала Константину Юрьевичу, что ухожу. Он понимал, что на этот раз я все хорошо обдумала и это мое окончательное решение. Ситуация, как поет классик Филипп Киркоров: «Если хочешь идти — иди». (Смеется.) Один раз Константин Юрьевич дал погулять, но во второй раз отпустил. Как раз тогда в театр пришли молодые актрисы, было на кого меня заменить. Нужно понимать, что незаменимых людей нет. Я помогла ввестись актрисам на мои роли в театре. Мне было важно никого не подвести и уйти со спокойной совестью.
Я только сейчас отпустила ситуацию, а с тех пор прошло больше полугода. Первые четыре месяца очень переживала, мне каждую ночь снился театр, я каждую ночь что-то репетировала, мне колоссально не хватало этого процесса. Но я понимаю, что мои отношения с театром были нездоровыми: с одной стороны, страстные, с другой — убивающие.
— Вы сказали, что вам интересно состояться в других профессиях. Что вы имели в виду?
— Я активно развиваюсь в разных направлениях. Сейчас, например, заканчиваю второй год обучения сценарному делу. Учусь у Андрея Золотарева — одного из сильнейших сценаристов отечественной киноиндустрии. В данный период мы с продюсерами работаем над моим первым сериалом. Это занимает очень много времени. Вчера, кстати, узнала, что мой короткометражный фильм, в котором я выступила в качестве сценариста и режиссера, получил приз как лучший иностранный фильм в Хьюстоне на фестивале комедийного кино.
— Поздравляю! Ваша первая работа — и уже отмечена на международном фестивале!
— Это была курсовая работа. Первый год мы, сценаристы, учились вместе с режиссерами. И у нас было задание: написать сценарий и снять по нему фильм. Нас вел Михаил Врубель, а помогали Андрей Золотарев и Александр Андрющенко. Я написала сценарий и сняла фильм. Потратила на фильм все свои гонорары. Конечно, это были относительно небольшие деньги, но тем не менее это траты. У нас была хорошая камера, свет, прекрасные артисты, которым заплатили за работу. И получился наш короткометражный фильм «Когда я стану женщиной».
— Вас еще привлекает астрология...
— Да, я учусь в Академии астрологии. Курс рассчитан на три года: отучилась год, осталось еще два. А еще мне с детства были интересны карты таро. Свою первую колоду я купила себе в 12 лет. Вообще, тема магии меня очень интересует, привлекает. И я, в принципе, понимаю, как это работает. Магия — работа с сознанием, мыслями. Мне кажется, что не зря государство вкладывает миллиарды в институт мозга. Всем интересно понять, на что способен наш мозг. Магия — это не наука, а именно путь чувствования. Я понимаю, как можно преломить наше сознание, чтобы экологичным путем привлечь в жизнь желаемое. И я на своем примере и на примере людей, которым помогаю, вижу, как это круто работает.
Признаюсь, я стеснялась своего увлечения. Боялась огласки: серьезная актриса, а занимается магией... А потом в какой-то момент мне стало все равно. Меня это радует и наполняет. И я хочу этим делиться с людьми, потому что это реально работает.
Семь лет назад мне предложили сделать онлайн-курс. И спросили: «Что именно ты хочешь сделать?» Я ответила, что хочу создать эзотерический курс. Я его написала, но потом испугалась. И эту затею отложила.
Когда мы со Славой поженились, я вспомнила эту свою идею. Мой муж как раз работал в диджитал-сфере и понимал, как все можно грамотно организовать. Но мне как-то страшно было сразу идти в эзотерику. Опять побоялась общественного мнения. И мы записали курс «Сценическая речь». Долго его делали, на протяжении девяти месяцев. Люди стали интересоваться курсом. Мы получали хорошие отзывы. И этот курс уже живет своей жизнью.
У меня есть свой телеграм-канал «Луна»: эзотерика, астрология, таро. Я веду его уже два года. И все время люди пишут: «Пожалуйста, сделайте курс по таро». И мы это успешно сделали. В сентябре уже запускаем второй поток. В общем, Вселенная призывает меня, и я это делаю. (Улыбается.)
Конечно, создавать курсы — это очень захватывающе, интересно, но энергетически затратно. В последнее время мне кажется, что я все время что-то делаю, все время занята. Но мне нравится так жить, я от всей своей работы получаю удовольствие. А главное, вижу, что моя работа приносит пользу, я даю людям знания.
— Мария, про вас можно сказать: талантливый человек талантлив во всем. Вы же еще сочиняете музыку, пишете стихи и поете....
— Я занимаюсь вокалом два-три раза в неделю стабильно. Это тоже часть моей терапии. Мне это необходимо. Наверное, я просто поврежденный где-то с детства человек. Я ведь на протяжении многих лет занимаюсь психоанализом. И в результате кардинально поменяла свою жизнь.
— Как вы пришли к психоанализу?
— В возрасте 27—28 лет я дошла до дна. Со стороны моя жизнь казалась классной: снимается, путешествует, ходит на светские мероприятия. Но это была внешняя картинка. Внутренне я была неустойчива. У меня постоянно были очень сильные эмоциональные качели. Я часто плакала, грустила, доходило до депрессивных состояний, я устраивала истерики. Помню, был месяц, когда я просто лежала дома и никуда не выходила. Из этого состояния меня вывело рождение моей племянницы.
У меня был супервзрывной характер. На съемочной площадке на какие-то ситуации я очень остро реагировала. Не устраивала скандалов, ни с кем не дралась, смен не срывала, но поведение мое было ужасным. Есть люди, которым многое прощают, они могут срывать смены, а их продолжают снимать. А у меня по судьбе так: оступился — и люди это запомнили.
У меня были три конфликтные ситуации с продакшеном, когда я сумела поругаться с теми, с кем не надо ругаться. И в дальнейшем я получала отказы. Меня спрашивают: «Чего ты не снимаешься?» А меня просто не утверждали в проекты. И только сейчас, когда все нормализовалось, всплыло, что у некоторых продакшенов я была в черном списке. «Шумакова проблемная» — вот что обо мне говорили.
Тогда я чувствовала, что что-то в моей жизни идет не так, и пошла к психотерапевту, мы начали работать. Это было очень сложно. Первые полгода земля вообще уходила из-под ног. Знаете, как у «Аквариума»: «Все, что я знал; все, чего я хотел, — растоптанный кокон, когда мотылек взлетел». То есть тебя растоптали просто всю. И дальше я строила себя заново. И построила. Полтора года жила с новой собой, а потом встретила будущего мужа.
И сейчас у меня совсем другие отношения с продакшенами, на съемках, с людьми в целом. Я снимаюсь у тех, с кем у меня были сложные отношения. Любая съемочная площадка — это стресс, но как-то уже получается спокойно все разруливать. Сейчас активно снимаюсь, мне поступают интересные предложения. В общем, этот цикл, по всей видимости, завершился, начался другой.
Люди, которые не видели меня восемь лет, говорят: «Ничего себе! Ты другая!» Но, конечно, я не стала святой, могу вспылить. Я могу быть и заносчивой, но при этом все совершенно в других объемах. Да, я сильно изменилась.
— Как вы считаете, у вас сейчас счастливый период?
— В 30 лет, как только я немного разобралась в себе, у меня началась счастливая жизнь. Я, конечно, обожаю роскошь, дорогие вещи, но при этом для счастья мне иногда и малого достаточно — покататься на велосипеде, сходить на йогу, с мужем провести время, книжку почитать. У меня недавно был выходной, и я поехала на велосипеде до парка в Коломенском. И вот тогда я была абсолютно счастлива.
— Мария, прошлой осенью вы вышли замуж. А как Слава сделал вам предложение?
— Я сама Славе сделала предложение. (Улыбается.) Шутка, конечно. Скорее, вдохновила. Это было год назад, в июне, в день солнцестояния. Я просыпаюсь и говорю: «Слава, мне кажется, что нам пора жениться». Он говорит: «Хм, да, давай поженимся, выбирай дату». И через две недели я к нему подхожу и говорю: «Слушай, я выбрала дату по астрологии, в общем, распишемся в августе». Слава удивился: «Уже, так быстро?» У меня, конечно, сразу слезы полились: «Ну все, не хочешь жениться — не надо, я тебя не тяну». Я потом эту ситуацию разобрала с психологом и поняла, что партнеру нужно время на переосмысление. И Слава вернулся, поработав с собой, сказал: «Давай готовиться к свадьбе!»
Мы, как два Козерога по знаку зодиака, все продумали: какие обручальные кольца купим, какого числа распишемся, в каком месте будет проходить свадьба и что будет происходить. Но несмотря на то, что четко все продумали, в день свадьбы мы очень волновались.
Свадьба у нас была в усадьбе Коломенское, в моем самом любимом месте. Когда мне было 19 лет, я гуляла по парку и подумала: «Вот бы тут выйти замуж». Помню, ходила и вздыхала: «Эх, придется замуж за олигарха выходить». Я думала, что нужно обладать миллионами, чтобы снять помещение для торжества. А потом я про это совершенно забыла. И когда мы выбирали место для свадьбы, случайно так получилось, что единственным, которое нам нравилось и было свободно в нашу дату, был павильон в Коломенском.
Мы не устраивали большую свадьбу. Я устаю от праздников. В моей жизни и так много светских мероприятий и премьер. На свадьбе не было моих родителей и друзей. Этот день мы решили провести вдвоем. Это была прекрасная свадьба. Мы подготовили друг для друга речи. Когда Слава произносил свои слова, я плакала, не могла остановиться. А потом мы вышли на поляну, чтобы станцевать первый танец молодоженов, и зазвонили колокола. Это было очень трогательно. И спонтанно.
— Вы как-то сказали, что с будущим мужем были знакомы давно. То есть не сразу увидели в нем своего человека?
— Со Славой у нас интересная история. Мы познакомились девять лет назад на новогодней вечеринке. Периодически пересекались, но до более близкого общения дело не доходило. Хотя Слава предпринимал шаги, я ему нравилась, но взаимностью не отвечала. Тогда, после тяжелого расставания с молодым человеком, никаких серьезных отношений не хотела. В общем, Слава меня никак не привлекал. Хотя даже в приложении для знакомств у нас происходили совпадения.
Тогда у меня было совершенно другое отношение к мужчинам. Мне хотелось иметь рядом с собой человека, который все за меня сделает, а я буду просто красивая. Это популярная позиция в нашей стране. Многие женщины мечтают о такой жизни, но они не понимают, как платить за такую форму отношений. Если ты в таких зависимых отношениях, то твой партнер принимает за тебя решения, знает, что тебе нужно и чем ты должна заниматься. Я была в таких отношениях. Когда сняла клип на свою песню и показала своему молодому человеку, он сказал: «Не пой, мне стыдно». Для меня это был звоночек. Я не сразу от него ушла, расставание были длительным и болезненным. Но я понимала, что это конец. Если то, что я делаю от души, от всего сердца, не нравится моему партнеру, он это не ценит, ему стыдно, то зачем мне такой человек рядом? Он просто не видит мою душу.
У нас с мужем абсолютно партнерские отношения, мы вместе вкладываемся, работаем на благо нашей семьи. Да, бывает, где-то он берет больше инициативы, где-то я, что-то я не люблю делать, что-то он не любит делать. Но в наших отношениях я чувствую себя женщиной, а он мужчиной. Ну, бывает, что я включаю позицию маленькой девочки: все, я ничего не хочу! Но в целом я с ним нахожусь во взрослом состоянии.
— Мария, после замужества что-нибудь поменялось в вашей жизни?
— У меня очень много что поменялось. Я всем говорю: «Слушайте, женитесь». Некоторые говорят: «Это просто штамп в паспорте». Может быть, для кого-то это так, но для меня он важен. Штамп в паспорте означает: я определилась, все, у меня нет никаких соблазнов.
После свадьбы у меня совершенно поменялось отношение к Славе. Я его стала сильнее оберегать, заботиться о нем. Конечно, и до брака я его оберегала и заботилась, но все равно что-то изменилось.
Еще до брака у меня было много вопросов, которые касались финансов. Было сложно понять: где платит он, где — я. Сейчас мы вместе зарабатываем и вместе тратим. И вообще, совершенно другие вещи выходят на первый план. Главное, что я себя ощущаю спокойно и счастливо. Мне важно, как я себя чувствую в отношениях и что я могу сделать для партнера.
Мне повезло с мужем. Понятно, что мы ссоримся, у нас бывают скандалы. Но мы очень внимательны друг к другу.
— Он не ревнует вас, когда вы уезжаете на съемки?
— Нет. У нас кристально честные отношения. Слава знает, что мне нравится внимание мужчин, нравится, когда мной восхищаются. Я люблю пофлиртовать. Но я никогда не выхожу за грань. То есть я проявляю свою женскую природу, но не происходит ничего такого, о чем не могла бы рассказать мужу. Я этим очень дорожу, потому что мне важно сохранить честность в отношениях.
— Вы неоднократно в разных интервью говорили, что с детства ведете дневник. В какой период в вашей жизни хочется мысленно возвращаться, перечитывая дневник? А какой вам хотелось бы забыть?
— Самый счастливый период я проживаю в последние четыре года. У меня много энергии, сил, здоровья. Я люблю свою работу, у меня много идей и предложений в кино. Ну и, конечно, рядом любимый человек, с которым я счастлива. А период, когда мне было 29—30 лет, вспоминать не люблю. Это было самое неприятное туманное время. Но я все равно за него благодарна, потому что, если бы не было этого тумана, я бы сейчас так не ценила вот эту ясность. К тому же к туману все шло с момента окончания института, с 21 года. С 23 лет я уже была отчасти в тумане: жила в свое удовольствие, а не в радость. И вот этот кайф я ставила превыше всего, забивая на чувства людей, причиняя им боль. Хотя я все-таки люблю вспоминать этот туманный период, потому что там было очень много прикольного, интересного, творческого. Иногда хочется вернуться мыслями в студенчество. Я очень много плакала во время учебы. Не было никаких оснований для печали: побеждала в конкурсах, всегда получала хорошие роли и приятные отзывы. Но мне хотелось впрыгнуть в сферу абсолютно высочайшего таланта. И вот мне хочется вернуться в студенчество и сказать себе: «Дорогая, расслабься и кайфани от учебы».
— Как вы относитесь к критике?
— Отношусь так же, как и раньше.
— Болезненно?
— Нет, не болезненно, я просто считаю, что люди, критикуя меня, нарушают мои границы. Если мне нужна обратная связь, я ее попрошу у того человека, мнение которого уважаю. Когда мне начинают что-то говорить без запроса, я даю отпор. У нас в современном обществе есть табу на острые эмоции. Это не очень правильно, потому что людям надо иногда давать отпор. Поэтому, если мне что-то пишут неприятное, то в ответ я могу написать тоже что-то неприятное.
Я не люблю, когда меня начинают учить, особенно тому, как строить отношения с мужчинами. И когда девушки, у которых с личной жизнью не все в порядке, говорят, как нужно вести себя с мужчиной, я могу довольно резко сказать: «Дорогая, давай здесь остановимся, я знаю, как мне себя вести». Мне кажется, если человек что-то советует без запроса, то вопросы есть к нему.
— А критика относительно вашей актерской работы вас обижала?
— Нет, мне было все равно. В юности я снималась в скетчах, это были совершенно жуткие ролики. Я согласилась на эту работу, потому что мне нужен был опыт, хотела сниматься, в конце концов. И помню, после выхода этих роликов многие мои киношные друзья говорили: «Ты навсегда поставила крест на своей карьере». Но ничего я не поставила, прекрасно снимаюсь, все хорошо. Вот такая критика мне всегда была безразлична, потому что я видела свою цель. А если я вижу свою цель, мне все равно.
Когда критикуют мои сценарные работы, я спокойно на это реагирую. Мне интересна обратная связь, я всегда прислушиваюсь.
— Как вы воспринимаете себя на большом экране?
— Я обычно не смотрю картины, в которых снимаюсь. Вот спектакль было бы интересно посмотреть, потому что можно сделать работу над ошибками и в следующий раз сыграть по-другому. А в кино сыграть по-другому невозможно. Бывает, смотрю фильмы со своим участием, если интересный проект. А так я себя не ассоциирую с тем, что я вижу. Меня не очень любит камера, а вот на фотографиях я очень хорошо получаюсь. Мне кажется, что в жизни я красивее, чем на экране. Поэтому я всегда смотрю отстраненно, достаточно спокойно. Я такой увлекающийся человек, у меня так много всего происходит в жизни, столько всего хочется сделать, что нет времени смотреть и думать над тем, как что получилось. Сделала? Все, иди дальше. Пробуй что-нибудь другое. А когда уже отснят фильм, чего рефлексировать? Он уже снят.
— Мария, у вас яркая внешность, она вам больше помогает или мешает в работе?
— По-разному. Я ушла в сценарное дело, потому что мне не хотелось быть обусловленной какими-то внешними факторами: как я выгляжу, в каком весе нахожусь. Но и тут мне прилетает. (Улыбается.) Недавно мне сказали: «Ой, а нам кажется, что этот продюсер в тебя влюблен, поэтому предлагает сценарии писать». Интересный поворот. Иногда яркая внешность мешает. Были случаи, когда я чувствовала, что нравлюсь режиссеру. И когда ты отказываешь во взаимности, это потом может выйти тебе боком. Мужчины очень мстительный народ. Но сказать, что я как-то суперстрадаю от своей яркой внешности, не могу. Скорее нет, не страдаю.
— Мария, вы совмещаете много профессий: актриса, певица, сценарист, режиссер, композитор, педагог и поэт. Но в какой сфере вы бы хотели большей реализации?
— У меня действительно очень много разных увлечений, чувствую в себе какие-то способности и позволяю им проявляться. Если я их не выражу, то начну разрушать себя, разрушать окружающих, а я это прекрасно умею делать. (Улыбается.) Сейчас, к счастью, получается реализовываться везде, где мне интересно. Честно сказать, я люблю работать, я умею совмещать. Я просто люблю так жить, мне так надо. Но в идеале мне хотелось бы стать шоураннером, то есть совмещать обязанности сценариста, продюсера и режиссера. Например, я написала сценарий и как продюсер имею влияние на кастинг и на режиссуру. У меня, к слову, отлично получается режиссировать: я хорошо держу площадку, у меня не бывает переработок, мне нравится общаться с артистами, я понимаю, как работать с оператором. То есть я могу работать режиссером, во мне очень хорошо развит командный дух.
Сейчас я пишу сценарий и понимаю, что главную героиню могла бы сыграть сама. Там великолепная женская роль. Но мне было бы интереснее отдать эту роль кому-то другому. Я даже знаю, какая актриса смогла бы сыграть в моем кино. Поняла это, увидев ее руки: небольшие коротенькие пальчики, детские ноготки. И потом я внедрила ее в сценарий, и уже пишу, отталкиваясь от ее органики.
— За что вы можете себя похвалить?
— Я себя каждый день хвалю: какая я молодец. Это очень важно. Но сегодня я могу себя поблагодарить за то, что не побоялась идти своим путем и занялась сценарным делом, не побоялась выйти замуж по большой любви, за то, что не боюсь прислушиваться к себе и выбирать себя.