В Америке в последнее время появилось довольно много молодых людей из России, которые хотят попробовать здесь жить, работать. Если кто-то любит замысловатые иностранные словечки, можете назвать их апшифтерами — в противоположность дауншифтерам, которые сдают в аренду свои квартиры в России и на эти деньги живут где-нибудь в Индии или Малайзии. Но в Штатах на российскую арендную плату не особо поживешь.
34-летний Дмитрий С. из Волгограда сумел заранее найти работодателя, который спонсировал ему рабочую визу для дипломированных специалистов. Инженер химик-технолог, специалист по нефтепереработке, с хорошим знанием английского языка — такие кадры здесь нужны. По крайней мере, пока дешевеющая нефтянка не накрылась консервной банкой.
Труднее будет (если будет) путь в заокеанскую жизнь 29-летней Екатерины В. из Омска: она приехала в США по гостевой визе и хочет здесь зацепиться тем или иным путем — через работу, учебу, политубежище или, например, через замужество. Профессия — бухгалтер-счетовод, английский — посредственный. На что может рассчитывать эта девушка? Скорее всего, ей придется или вернуться в Россию, или пройти долгий и тернистый путь: нелегальная работа за мизерные деньги, жизнь в отстойном криминогенном районе, отчаянные попытки не мытьем так катаньем легализоваться в США. Если не депортируют, то довольно много лет придется потратить на тяжелое выживание в суровой чужой среде. В конечном итоге она, возможно, станет легальным жителем США, а спустя пять лет после гринкарты получит гражданство.
В «Русской рюмочной» на Манхэттене, где я случайно познакомился с этими молодыми людьми, Дмитрий сможет и дальше бывать — это позволяет любая нормальная зарплата. А вот Екатерине, возможно, придется привыкнуть к более дешевым вариантам питания. Все, что она будет зарабатывать тяжелым нелегальным трудом, будет уходить на оплату жилья и услуг иммиграционного адвоката. И то и другое в Америке стоит дорого, а больших накоплений у россиянки нет.
Но я, честно говоря, не очень верю, что эти молодые люди — оба, несмотря на различия между ними — захотят остаться в США. (Если только ситуация в России не станет катастрофической.) Представления об Америке у большинства людей настолько далеки от действительности, что глубинное знакомство с ней становится шоком для российских апшифтеров. Рядом с роскошью здесь всегда нищета на уровне стран третьего мира. Самые передовые в мире технологии соседствуют с колдобистыми дорогами, убогим метро, допотопными деревянными столбами электропередач и висящими над улицами проводами, которые обрывают и снег, и ветер. Медицинская наука США не имеет себе равных, а практическое здравоохранение — позор, десятки миллионов людей вообще не имеют медицинской страховки. Элитные вузы типа Принстона и Гарварда — лучшие в мире, зато средние школы крупных городов — стыд и срам для развитой страны.
Знакомый парень из Бразилии, отучившись в одном из лучших университетов Америки, пошел работать в уолл-стритовскую финансовую фирму. Начальная зарплата — $100 000 в год, в конце года бонусы. Не кисло? Очень даже кисло, если учесть, что работать ему приходилось по 90 часов в неделю. (Для справки: сверхурочные работникам с твердым окладом в США не полагаются.) Времени не было ни для чего, кроме работы. Парень не выдержал и ушел, с большим понижением зарплаты, в авиакомпанию — сейчас доволен жизнью, которой у него раньше вообще не было. В других странах люди работают, чтобы жить, а в Америке — живут, чтобы работать.
Но все это можно узнать только на своей шкуре, пожив в стране. Краткосрочные визиты не дают никакого представления ни о чем, кроме возможностей веселого и приятного времяпрепровождения. Туристам везде хорошо: поездка оплачена, в кармане есть кое-какие деньжата, кругом видишь только красивое и интересное. Поэтому не только россияне страдают идеализмом в отношении Америки — среди европейцев, особенно молодых, это тоже распространено. «Мощная страна! — восхищается молодой инженер из ФРГ, приехавший в Нью-Йорк в гости к сыну моего приятеля. — Я бы здесь с удовольствием жил, хочу поискать тут работу». С удовольствием, как гласит расхожая присказка, будет дороже...
Но далеко не все стремятся именно в Америку: «У соседа лужайка всегда зеленее», как говорят американцы, независимо от того, где именно находится эта «лужайка». Многие американцы уезжают жить за границу — кто в Таиланд или Гонконг, кто в Панаму или Коста-Рику, а кто и в Россию-матушку. Она издавна манит иностранцев своими просторами, богатой культурой, красивыми женщинами, душевностью и духовностью, вкусной едой — да мало ли чем еще! Посмотришь на разукрашенную Москву перед Новым годом, походишь с праздника на праздник, проедешься в дворцовом, на фоне западных подземок, московском метро — и зайдешься от восторга...
Среди моих знакомых-экспатов (тех, кто вне родины), которые десятилетиями живут в России, — скандинавы, англичане, люди из Северной и Южной Америки... Говорят, что в России им нравится больше, чем в их родной стране. Там «скучно», там «лицемерие», там «идиотская политкорректность», там «отчуждение людей друг от друга», там «бездуховность и вещизм». А здесь, в России, — наоборот.
Но в России они обнаруживают и много такого, что шокирует людей из другой культуры. Например, отсутствие уважения к прайвеси (конфиденциальности личной жизни); грубость, нередко переходящая в хамство; нетерпимость к чужим взглядам; криминализация массового сознания и нравы, пришедшие из зоны; жизнь «по понятиям» вместо жизни по закону; «сексизм» по отношению к женщинам, их неравенство дома и на работе; расизм и ксенофобия как массовое и безнаказанное явление; отсутствие цивилизованного отношения к инвалидам и развитой системы помощи им; жуткие дороги; плохая экология и т.д.
Со всеми этими «прелестями» можно познакомиться, только пожив в России хотя бы несколько лет, — наблюдение за российской жизнью, глядя издалека, ничего не дает, да и краткосрочные визиты мало помогают узнать страну. Сегодня многие в Европе и Америке идеализируют Россию, видя в ней антипод западного политкорректного маразма, лицемерия и беспомощности. Отсюда просьбы деятелей культуры и спортсменов о гражданстве РФ (хотя есть и чисто шкурные варианты — нежелание платить налоги у себя на родине). Отсюда и «путинизм», который встречается на Западе все чаще, причем не только среди крайне правых или левых маргиналов. Мне приходилось сталкиваться с вполне адекватными американцами, англичанами, скандинавами, которые восхваляют российского лидера как сильную, дееспособную личность и носителя традиционных моральных ценностей.
Все это не ново. Еще в довоенные годы американцы ехали в СССР строить социализм (чтобы потом сгинуть в ГУЛАГе), а ведущие западные интеллектуалы восторженно писали о своих встречах с Лениным и Сталиным. Особо очарованными всегда были эмигранты, покинувшие Россию после большевистского переворота 1917 года. Они становились легкой добычей НКВД: «Графиня, Вы любите Россию?» — «Всем сердцем!» — «Тогда Вы должны нам помочь. Помочь России. Речь идет не о нынешнем советском правительстве (правительства приходят и уходят), а о судьбах Родины». Беседы в таком ключе хорошо работали тогда и, несомненно, продолжают работать сейчас. Присоединение в 2007 году Русской православной церкви за рубежом к Московскому патриархату — лишь один пример успешной спецоперации.
...Est modus in rebus, как говорил Гораций: всему есть мера. Не стоит слепо восторгаться чужой лужайкой, не прочувствовав ее как следует босыми ногами и голой спиной. Но и не надо огульно охаивать всё «за бугром», как это сделал недавно один коллега в отношении Америки на страницах одной из российских газет. Видимо, услышал внутренний или внешний голос, призвавший его поделиться богатым опытом жизни и работы в Штатах.
Опыт у него, действительно, богатый. Но специфический: официальная командировка от российской государственной организации за рубеж — это не то же самое, что жизнь в зарубежной стране. (Продолжительность и количество командировок в определенную страну — в данном случае США — значения не имеют.) Говорю это на основе собственного опыта, т.к. был в обеих ипостастях.
Разве ты живешь в Америке, если ты не платишь Дяде Сэму подоходный налог, если жилье у тебя дармовое — за него платит российское государство, машина и бензин — тоже на халяву, в ресторан идешь за счет «представительских», барахло и выпивку с сигаретами покупаешь по дипвыписке (т.е. без налогов), за твое лечение у местных врачей тоже платит Москва, и авиабилет из Вашингтона в Москву и обратно тебе тоже не приходится покупать за свои, кровные? Нет, брат, это тоже своего рода туризм, хоть и деловой. А его, как гласит старый анекдот о рае и аде, не надо путать с эмиграцией.